+7 (391) 219-00-55
г. Красноярк, ул. Молокова, 37а

Каляпуш

«В какой народ придешь, такую и шапку наденешь», – говорит русская пословица. Это значит, что у каждого народа - свой национальный костюм, частью которого обязательно является головной убор – шапка, шляпа, платок или что-то другое.
Можно ли представить себе татарина без тюбетейки? Круглая шапочка стала визитной карточкой и незаменимым атрибутом представителей этой национальности.
Само слово «тюбетейка» пришло в русский язык от татар, да и сам головной убор быстро распространился по территории центральной части Советского Союза.
Тюбетейка – круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская легкая шапка, получила название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего «верх», «вершину». Тюбетейка является национальным головным убором среднеазиатских народов, ее также носят в Афганистане, Иране, Турции, Синьцзяне, татары Поволжья, башкиры.

Тюбетеки
Тюбетейка давно стала своеобразным брендом. Однако необходимо учитывать, что она не является чисто татарским изобретением. Подобные головные уборы носят многие тюркские, среднеазиатские (и не только) народы.
Родина тюбетейки не определена до нынешнего времени. Некоторые учёные происхождение тюбетейки связывают с подшлемниками древних воинов, которые они надевали, чтобы избежать прямого соприкосновение металла с головой, так сказать, для смягчения возможных ударов.
Известно, что климат в Средней Азии довольно жаркий и тюбетейки из хлопчатобумажной ткани замечательно защищают голову от солнца. Некоторое время эта функция головного убора была единственной. Когда в Средней Азии наступило время ислама,  назначение тюбетейки нсколько изменилось. Теперь, по священному писанию, мусульманину запрещено появляться в общественных местах без тюбетейки. Таким образом, она превратилась в часть мужского религиозного костюма. Поэтому если спросить старцев «Зачем носить тюбетейку?», то можно услышать «Чтобы шайтан в голову не залез».
Всего у поволжских татар (потомки которых в настоящее время проживают на территории Красноярского края) насчитывается два типа тюбетеек. Первый – такыя (считается более древней формой) в виде небольшой тканевой шапочки, остов которой кроился из четырех клиньев. В ранних вариациях, до середины XIX века, она была с чуть заостренным верхом, позднее появились тюбетейки полусферической формы. Шились они из разнообразных тканей – шёлк, парча, бархат, хлопок и пр. Могли украшаться вышивкой, канителью, пайетками, позументом и другими декоративными элементами.
В наше время наибольшее распространение получил каляпуш (к?л?п?ш), головной убор в виде низкого усеченного цилиндра с твёрдым околышем и плоским верхом. Материал – бархат,  обычно простёган машинной строчкой, иногда украшен вышивкой или другими декоративными элементами. Получил распространение в конце XIX – начале XX веков.

    
Каляпуш – слово фарси: каля – голова, пушидан – покрытие, т.е. «перед намазом накрой голову».
Особенность татарским тюбетейкам придает способ скрепления подкладки с верхом - мелкой стежковой техникой: между рядами стежков закладывался шнур или скрученный конский волос. В результате на внутренней стороне получалась ребристая поверхность. Все это носило не только декоративный характер, но и утилитарный (так головной убор лучше держал форму и между слоями ткани циркулировал воздух, соответственно, меньше потела голова).
Подобные головные уборы популярны и у других народов, но татарская тюбетейка имеет свои особенности, которые делают ее узнаваемой. Каждый, надевая каляпуш на торжество, на праздник или просто в повседневной жизни –  заявляет о своей национальной принадлежности.

  
Об орнаментах стоит сказать особо. Все они, даже самые простые, имели когда-то символическое значение. Например, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия. Плетёная «верёвочка» – союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент - символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы. Один из основных элементов цветочного орнамента тюркских народов, особо любимый татарами, – упрощённое изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, символ весеннего возрождения. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, тоже восходят к далекому кочевому прошлому – чтобы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и благополучен. А есть орнаменты, общие для евразийских народов, например, солярные, солнечные знаки – это обереги, отгоняющие, по поверью, болезни и несчастья.
То же самое относится и к женскому костюму. Калфак – это нижний женский головной убор, который носили только дома. Сначала его использовали как волосник – он достигал 70 см, так что полностью закрывал косы. Обильно украшенная лопасть калфака опускалась на спину женщины.
Со временем роскошный калфак превратился в миниатюрную деталь гардероба, которая имела чисто декоративную функцию. К концу XIX века высота этого головного убора уже не превышала 10-12 см, а позже, когда татарки переоделись в европейские платья, он и вовсе превратился в украшение для волос – калфак-наколку. В таком виде его, в большинсве случаев, носят в наши дни.

   
Выходя на улицу, женщины надевали поверх калфака платок да так, чтобы не было видно волос. Причём, чем старше была татарка, тем больше было это покрывало. Девушки носили такию, которая была нескольких видов – в виде куска ткани, который затягивался с одной стороны, образуя шапочку, и в форме маленькой шапочки с жёстким околышем и плоским верхом. Замужние женщины надевали платок, завязывая его «по-татарски», – платок не складывали вдвое, а оставляли расправленным и просто завязывали на два ближайших угла.
А вот пожилые женщины носили на голове орпэк – треугольное покрывало, достигавшее 1,5-2 метров. Чем богаче была женщина, или чем более праздничным был головной убор, тем больше он был украшен. По очелью покрывала для волос украшали позументными лентами, вышивкой, пайетками, украшали также углы платка или весь его периметр. Поверх орпэк пожилые женщины носили камчат бурек – невысокую круглую шапку с плоским верхом и меховой оторочкой по диаметру.
С давних времен тюбетейка является неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка – это не просто  головной убор, она поддерживает образ скромного, благовоспитанного, верующего человека. Поэтому об истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что «он родился в тюбетейке».