+7 (391) 219-00-55
г. Красноярк, ул. Молокова, 37а

Кипа или ермолка?

Как-то спросили у ребе: «Где в Торе написано, что нужно носить ермолку?» «Ну, это проще простого, – ответил ребе, – ведь сказано: «И пошёл Авраам». Разве вы можете представить себе, что Авраам ходил с непокрытой головой?!».
А если сейчас спросить обычного человека, как выделить в толпе верующего еврея, то в девяти случаях из десяти он ответит: «Они носят на голове такую специальную шапочку».
Известно, человек чтобы выразить своё уважение к своему другу, а тем более к богу, снимает шапку перед ним. Евреи делают, по сути, то же самое, только не снимая головной убор.


Кипа – ярко выраженный символ еврейской религиозности, хотя её ношение – не закон, а обычай. Нигде в Торе и Талмуде евреям не предписывается покрывать голову (см. народную мудрость в начале). Тем не менее, обычай покрывать голову принят всеми евреями издавна в любой стране их пребывания. Смысл этого обычая – показать, что еврей осознаёт существование Всевышнего и Его мудрость, ценя это, даже больше (выше) головы. Кроме того, надевая кипу, еврей декларирует свою принадлежность к еврейскому народу и своему же религиозному мировоззрению.
В соответствии с традицией, мужчины (включая мальчиков с 13-ти лет) должны везде ходить с покрытой головой – и на улице, и дома. Формально, способ покрытия головы не имеет значения. Это может быть шляпа, кепка, берет и т.д., но последние лет двести предпочтение отдается именно кипе. Цвет и материал значения не имеет. При этом ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консервативные и традиционалисты – лишь в синагоге или во время еды. Реформисты не считают необходимым для мужчин покрывать голову, а женщины никогда не носят кипы. Неевреи тоже имеют право надеть ермолку, если хотят, просто в знак уважения к еврейским традициям.

           
Есть такое мнение, что кипа была принята благодаря Законам Омара, созданным в VII в. н.э. одним из первых мусульманских халифов. Согласно этим законам евреи не имели права носить тюрбаны, как мусульмане, а должны были носить какие-то иные головные уборы. По другой версии, «моду» на кипу принесли на Ближний Восток тюрки. В VIII-X вв. на этих территориях жила основная часть еврейского народа. Доказательством «тюркской» гипотезы считают второе название кипы – ярмолка (ермолка). По мнению ряда экспертов, это от тюркского «ягрмурлук» («дождевик»). Впрочем, многие верующие считают, что слово «ярмолка» – не тюркского, а еврейского происхождения от «ярей малахи» – «трепет перед царём» или «боящийся Бога». А вот слово «кипа» в переводе с иврита – «полу шар» или «купол».
Есть ещё одна гипотеза появления кипы – во времена захвата Иудеи Грецией многие евреи приняли эллинскую культуру. Конечно захват страны был чисто номинальным, бескровным, но греки принесли на земли, где проживали евреи театр, спорт, новую литературу и др. Чтобы отличаться от проэллинских иудеев, ортодоксальные стали носить небольшие головные уборы, дошедшие и до нас в виде кипы.

И это ещё не всё – ношения кипы необходимо, чтобы экранировать то, что в голове творится и не допускать всякие глупости до Творца. Как говорят сами евреи, со временем ношение головного убора стало характерным признаком еврея – как мезуза (прикрепляемый к внешнему косяку двери в еврейском доме свиток пергамента, содержащий часть текста молитвы Шма) на дверях еврейского дома, как празднование субботы, ношение цицит (сплетённые пучки шерстяных нитей, которые обязаны носить мужчины с 13 лет (возраст Бар-мицва), на углах четырёхугольной одежды) и посещение миквы (водный резервуар для омовения («твила») с целью очищения от ритуальной нечистоты).

Но что больше всего удивляет в кипе, так это – как она держится на голове?
Обычная матерчатая кипа довольно тяжёлая, и поэтому она держится на голове сама по себе, благодаря силе тяжести, но они бывают не только матерчатые и поэтому действительно могут слететь с головы, чтобы не случилось такого казуса, её закрепляют металлическими заколками. Что интересно, эти заколки помимо основного назначения используются для завинчивания винтиков, разрезания фруктов, чистки ногтей, ими можно есть мороженое... Некоторые специалисты насчитывают десятки альтернативных способов использования этого девайса.
Ультраортодоксальные евреи допускают ношение заколок, но считают всё же, что это не их метод. Раввины обычно советуют просто подбирать кипу по размеру, примерять перед зеркалом, пока она не станет сидеть как следует. Говорят, что кипа подобрана верно, если она не слетает с головы после того, как человек проспал в ней всю ночь.


Ещё более трепещущий вопрос – как она держится на лысой голове?
Есть несколько вариантов ответа на этот вопрос:
– крепится силиконовой резинкой (по типу женского чулка);
– с помощью двустороннего скотча или специального клея;
– никак, носят просто так, не пристегивая.
Если упала кипа – поднял и пошёл дальше, если нужно бежать или много наклоняться – либо в карман кладут, либо кепку надевают.
Смысл ношения кипы обусловливается следующим объяснением:
– еврей осознает существование Бога.
– еврей осознает мудрость Всевышнего.
– ценит это выше своей головы.
Интересно, что форма, цвет и размер кипы позволяют сразу определить конфессиональную принадлежность ортодоксального еврея мужского пола. Виды кип в зависимости от конфессии и степени религиозности:
– хардальники – большая, однотонная (часто белая), вязанная с контрастным узором по краю;
– кипот сругот – это значит «вязаная кипа», произвольного цвета вязаная кипа круглой формы, которую зачастую надевают сионисты;
– ноар гваот – огромная, на всю голову, грубой вязки;
– хуцники – замшевая тёмная или чёрная, его хозяин является верующим человеком и строго соблюдает все заповеди;
– чернокипенцы – чёрная вязанная;
– харедим – чёрная бархатная или суконная, эти люди поверх кипы нося шляпу и не снимают кипу даже во время сна;
– бреславский хасид (кодовое название «На-нах») – представители некоторых богатых хасидских дворов носят белую, вязанную с кисточкой, чтобы намекнуть на свою принадлежность к изучению каббалы;
– хабадник – чёрная суконная;
– шабатники – вязанная величиной с монету достоинством в пол-шекеля.


Многие ультраортодоксы полагают, что покрывать голову только кипой – недостаточно благочестиво, и требуют, чтобы во время молитвы поверх кипы был надет дополнительный головной убор или, по крайней мере, накинут талит.
В любой стране есть своя армия с униформой. В израильских армейских синагогах есть специальные кипы защитного цвета. В наше время звучат предложения обязать носить подобные кипы всех религиозных солдат. Маленькая кипа, размером с «пятак», обычно теряющаяся в густой шевелюре или, наоборот, сверкающая на свежевыбритой голове, называется кипат-груш. Когда светский человек должен пойти в синагогу или принять участие в религиозной церемонии, он нередко надевает так называемую праздничную кипу белого цвета из плотной материи. На какую голову рассчитаны эти кипы – неизвестно, поскольку они ужасно сидят практически на любой. Отдельные воинствующие атеисты утверждают, что не носят кипу, поскольку головным убором им служит небесный свод – кипат га-шамаим.


В Израиле продают кипы на каждом шагу и на развалах, и в специализированных магазинах и лавках, в которых сотни и сотни кипот разных по размерам, материалу и форме: вязаные, шёлковые, бархатные, маленькие на большую голову и большие – на маленькую, остроконечные и плоские, шести- , четырёх- и восьмиклинные…
И понятно, что вязание кип – это любимый вид женского религиозного рукоделия. Кипы вяжут везде – в автобусах, на лекциях, в очереди к врачу или чиновнику. Кстати, любопытный факт: женщины-палестинки, проживающие в деревнях на Западном берегу реки Иордан, занимаются вязанием кипот, которые затем продаются в Израиле.
Но есть кипа, которую не сможет надеть ни один еврей – это «Кипат га-Села» («Купол над скалой»), которая не головной убор, а вообще купол. Правда, красивый и из золота. По-арабски он называется Масджид Куббат ас-Саахра – мусульманское святилище над камнем Основания на Храмовой горе в Иерусалиме, рядом с древнейшей в мире мечетью Аль-Акса Является одной из главных святынь ислама. В числе памятников Старого города входит в Список всемирного наследия.
А еще есть кипа адума («красная кипа»). Это не головной убор кардинала, а всем нам с детства знакомая Красная Шапочка.
Религиозные евреи носят кипу на голове. Светские – где придется: в кармане, «напузнике» или просто в бардачке машины, – поскольку в повседневной жизни она им не нужна. Но это позволяет светскому человеку быть всегда готовым на случай попадания в эпицентр непредвиденного религиозного действа.
Евреи утверждают, что если кипа свисает с волос или же просто держится на заколке, то ее обладатель далеко не верующий человек. Он надел ее в силу своей служебной необходимости и при первом удобном случае обязательно ее снимет.
Некоторые хасиды считают, что в траурный или Судный день необходимо надевать кипу темного цвета. Головной убор такой окраски можно носить и повседневно. Но на праздники по субботам желательно носить белую кипу.
Очень часто некоторые хасиды в праздничные дни надевают меховые головные уборы. Они считают, что покрывать голову кипой, недостаточно благочестиво.

Кипа – это символ верующих евреев, соблюдающих традиции и обряды.