В минувшие выходные на спортивном поле КрасГАУ прошёл традиционный тувинский праздник «Наадым». Мероприятие открыл Председатель Совета тувинская национально-культурная автономия «Бедик сулде» (Жизненная энергия) Омак Донгак.
День выдался солнечный, дул холодный ветерок, но это не помешало собраться на спортивной площадке тувинской молодёжи. Пришли на состязания посмотреть и старшие со своими семьями, чтобы подрастающее поколение приобщалось к традициям народа. Были и гости.
Свои команды на волейбол и борьбу выставила и бурятская национально-культурная автономия «Алтан Гэрэл» (Золотистый свет).
Перед началом спортивных состязаний перед гостями и участниками выступили солистки тувинского национального ансамбля «Сылдыстар» («Звёзды»). Собравшиеся дружно подпевали артистам.
Соревнования открыли состязания по волейболу. Команды подобрались достойные, поэтому игра была напряжённой и захватывающей. Чуть позже на поле сошлись футбольные команды. И здесь страсти кипели нешуточные.
Национальная игра «Тевек» никого не оставила равнодушной. Даже тот, кто не умел, пытался покорить этот небольшой, но своенравный снаряд – свинцовый кружок с продетым вовнутрь хвостом из лошадиной шерсти.
Задача участника, напомним, как можно больше раз отбить этот снаряд носком сапога, не позволяя упасть на землю.
«Гвоздем» Наадыма была и останется национальная борьба «Хуреш», важная составляющая тувинской культуры, неотделимая часть любого семейного, народного или религиозного праздника.
Хуреш начинается красивым мужественным танцем «Девиг» (Орёл), в котором участвуют все борцы.
В первой части борцовского турнира сошлись команды стенка на стенку – по три бойца от каждой команды одновременно сходились на поле и мерились силой. Во второй части прошли поединки на звание абсолютного чемпиона турнира.
Наадым – тувинский национальный праздник животноводов. Само слово Наадым монгольского происхождения («Надом») и означает «празднество», «состязание», «игрища». Наадым в обязательном порядке включал в себя национальную борьбу хуреш, стрельбу из лука, конные скачки. Эти же виды спорта лежат в основе монгольского надома, и чаще для обозначения этих игр монголы пользуются термином «эрийн гурван Надом», что в переводе означает «три игрища мужчин».
Самый ранний период Наадыма – родовое жертвоприношение в честь духа-хозяина местности и предков рода. Проводится оно, как правило, в середине лета, при обилии молочных продуктов. Обряд сопровождается праздничными гуляниями, играми, состязаниями. Таким образом тувинский народ поддерживает единение членов рода, а также связь с духами умерших предков и духами-хозяевами местности.