+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Ысыах – значит «изобилие»

Этот праздник олицетворяет конец всего старого и начало нового, святость смерти и зарождения новой жизни, начало лета, пробуждение природы, то есть своего рода якутский Новый год.

В этот день все якуты радуются жизни, проводят обряд моления (который у них называется алгыс), собирают гостей, состязаются в национальных играх, танцуют и поют.

Всё больше молодых ребят и девушек из Саха приезжают в Красноярск на учёбу и самое замечательное – это то, что они несут в наш край свою культуру и обычаи.

Более 150 молодых якутов из разных ВУЗов города, а также из Иркутска и Новосибирска, собрались, чтобы вместе провести время, пообщаться, померяться силой в шуточных состязаниях, потанцевать.

Студенческие компании четырёх ВУЗов Красноярска разбили свои биваки, украшая их цветными ленточками и фигурками каталыков, или по-русски – журавлей, маленькими ведёрками из берёсты или бумаги. На столы поставили Аал Лук Мас – священное дерево жизни и процветания.

Столы просто ломились от национальных блюд.

Самое интересное, что в якутской кухне тесно переплелись блюда степных и северных кочевников. На столы выставлялись традиционные для степняков кумыс, сорот (творог), кчерчэх (взбитые сливки) и в то же время - строганина из чира, жареные собо (караси), которые в обычае у северных народов. Совсем уж необычное блюдо, в котором объединились южная и северная традиции – это строганина из телятины. Вкус интересный и своеобразный.

По соседству с блюдами разместились традиционные украшения из серебра и берёсты. Практически каждая якутская девушка имеет какое-нибудь из них. Украшения должны прикрывать лоб, виски, шею, грудь, запястья... Эти обереги, как и орнаменты, имеют огромное значение для тех, естественно, кто понимает.

Особо привлекает внимание метёлка из конского волоса, которая есть почти у каждого якута, без разницы – мужчина это или женщина. Отличается только цвет метёлки: у женской – белый, а у мужской – чёрный. Она называется дэйбиир, используется в ритуальных обрядах по изгнанию злых духов (конь у якутов, как и у всех степных кочевников – животное культовое), а в повседневной жизни дэйбииром... просто отгоняют комаров.

Сам праздник открыл обряд кормления огня и божеств Айыы после которого все участники и гости собрались в общий круг – хоровод Осуохай.

Хоровод Осуохай означающий жизненный круг и символизирует всеобщее единение людей, это своеобразный жанр в фольклоре народа Саха, где танцевальное движение и пение сливаются в одно целое

Танцующие, двигались в неторопливом темпе по движению солнца, как бы совершая круговорот во времени и пространстве и отдавая дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. Вёл хоровод олонхосут (ведущий), который исполнял песню, воздавая хвалу солнцу и всему происходящему вокруг.

Но, пожалуй, самым интересным на празднике были спортивные состязания, на которые якуты большие выдумщики. Одни названия чего стоят: «Ус тогул ус», «Мас-тардыьыы», «Таас котогуу», «Тутум эргиир», «Хапсагай», «Кулун тардыы», «Кыыс эккирэтээхинэ».

Ус тогул ус – это «тройной» прыжок в длину. Участник разбегается и делает подряд три прыжка на одной ноге, три прыжка с ноги на ногу и ещё три прыжка на двух ногах. Главное не запутаться.

Таас котогуу – это спорт для настоящих батыров. Тяжеленный камень надо было поднять и пройти с ним, как можно дальше.

Самый удивительный и зрелищный, «аттракцион» называется тутум эргиир или якутская вертушка.

Особо стоит сказать о борьбе. Борьба существует у всех народов без исключения, но таких жёстких правил ещё не встречал. Достаточно коснуться земли кончиком пальца – и ты уже проиграл. Называется этот вид хапсагай.

Заканчивались соревнования бегом под названием кыыс эккирэтээхинэ. Группа парней пыталась догнать девушку, которая стартовала за полкруга от них. Главная задача – догнать девушку. Не догнали.

Радует, что якутские студенты, помнят традиции своего народа, не только помнят, а активно сохраняют их, не дают им забыться, уйти в прошлое. Это очень важно в нашем суровом и непостоянном мире – беречь родовые корни, не давать им высохнуть.