+7 (391) 219-00-55
г. Красноярк, ул. Молокова, 37а

Малгай

Где моя шапка – там мой дом
Есть в русском языке слово «малахай». Слово это пришло из далёкого прошлого. Первоначально под этим названием понимался широкий кафтан, который носят без пояса. Позже это название получила шапка по аналогии с бурятской. Тем более, что и название её «Малгай» – очень созвучно. А может от этого слова и произошло русское название?!
В бурятском языке термином «малгай» обобщённо называют любой головной убор и он входит в состав названий разных видов головных уборов.
В старину буряты говорили: «Малгай табиhан – манайх» (Там, где я снял шапку, там мой дом»), потому, что буряты вели кочевой образ жизни и основную часть жизни проводили в дороге. Шапку надевали последней, а снимали первой.
Буряты очень бережно относятся к головным уборам:
– Шапку нельзя было бросать на землю;
– Нельзя перешагивать через неё;
– Нельзя надевать шапку с кривыми швами;
– Никогда не дарят шапку на праздники – это означает пустоту, бедность.
Самый первый и самый древний вид головных уборов бурят назывался «удэн» и был очень похож на капюшон: у него были длинные уши и выступ, закрывающий шею. Зимние шапки шили меховые. Позже появились шапки с высокой макушкой.
Шапка для бурята, монгола – предмет, наделённый особой сакральностью. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Форма убора – полусферическая, повторяет форму небесного свода, поверхности юрты, очертания сопок и холмов, типичных для Бурятии или Монголии. Шапки шили и шьют похожими на конус горы – обиталища духов, хозяев, божеств. Верхушка символизирует процветание и благополучие.
На самом верху этой «горы» пришивается серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом, которое символизирует животворное солнце, освещающее своими лучами всю Вселенную. Из-под него обязательно свисает кисть-залаа красного цвета – солнечные лучи (непобедимый дух, счастливая судьба). Также кисти на шапке символизируют жизненную энергию (hyp hулдэ). Иногда вместо дэнзэ пришивают «узел счастья» – диньсе, сплетённый из красного шнура и обозначающий прочность, крепость.
Излюбленный цвет бурят – синий. Он символизирует синее небо, вечное небо.
Полная символика верха головного убора: тyрэл гарални олон болуужан, hyp hyлдэмни юумэндэ диилдэшэгyй бадаржа, орой дээрэмни хиидэжэ ябуужаг («Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца, пусть моя жизненная энергия не иссякает и развевается надо мной»).
Нижний околыш (тойробши), шьётся из чёрного или тёмно-коричневого бархата, иногда его отделывают мехом соболя, выдры. Чёрный цвет – символ земли (почвы), питающей всё живое.
Таким образом получается, что в головном уборе сосредоточены 4 стихии: огонь, воздух, вода и земля. На самом верху располагается символ верхнего мира – солнце, ниже расположен символ среднего мира – горы, и символ нижнего мира – земля. Именно поэтому головные уборы нельзя бросать на землю, перешагивать через них, относиться к ним небрежно. Опять же, совершая различные обряды, связанные с подношением угощений духам местности, гор, рек, при встрече гостей или проведении свадебных обрядов буряты обязательно надевают головные уборы.
Традиционным головным убором бурят южных районов считалась «32-пальчатая шапка» (32 хургатай малгай) с высокой конической тульей, отогнутыми полями. Для шитья шапки двухслойный кусок материи простегивали, расчертив на 32 сегмента, каждый сегмент набивали шерстью, после чего края сшивали. На верхушку тульи пришивали навершие жинчи в виде шарика из кусочка кедра, обтянутого материей, или из толстых шнуров ткани завязывали узел «улзы». К жинчи привязывали также залаа из кручёных шнуров или шелковых ниток. Передняя часть отворота шапки – козырёк назывался парабша, далибша, по бокам пришивались наушники-хасабша.
Число 32 соответствовало числу 32 божеств Сундуя. Есть ещё одно объяснение этого числа – «32 поколения монголоязычных народов». Такие шапки с вертикальными строчками носили ламы, старушки и мальчики, если мальчика собирались отдавать в дацан.
Головной убор хори-бурят прострачивался 11 горизонтальными строчками – по числу 11 родов хоринских бурят. На головном уборе агинских бурят строчек было 8 – по числу 8 агинских родов.
Вообще, в головных уборах чётко проявляются региональные различия. Особенно это заметно при сравнении шапок забайкальских и предбайкальских бурят. Связано это с разными способами ведения хозяйства, обусловленными отличной географической средой и разнородными культурными контактами с не схожими для каждой группы бурят соседними народами.
Традиционные шапки шьются вручную, хотя, наряду с ними носятся также и покупные головные уборы. Шьются они по сезону и назначению: зимние и летние, будничные и нарядные. Раньше головные уборы носили с детского возраста, при этом детские ничем не отличались от взрослых. Материалом служит сукно чёрного или синего цвета. Околыш летней шапки покрывали плисом, бархатом, использовались меха выдры, мерлушки, рыси, лисицы, колонка. Тулью шапки иногда утепляли войлочной подкладкой или мерлушкой.
У бурят степных районов –это у закаменских, джидинских, агинских бурят – бытовал юудэн малгай (шапка-капюшон) – цельнокроеный, одношовный головной убор с наушниками и полукруглым выступом, закрывающим шею, т. е. шапка кроится из одного куска шкуры и имеет всего один шов. У монголов подобная шапка называется юбан, а у казахов – башлык.
Ещё одна цельнокроенная зимняя шапка с высокой тульей и наушниками называется хасабшатай малгай (шапка с ушами). Такие шапки носили, и носят до сих пор, мужчины, женщины и дети.
Тойробшо малгай – это конусообразная с загнутым верхом и пришитыми краями – летний вариант шапки с ушами.
Шобогор малгай (островерхая шапка с вертикальной строчкой тульи) – такую шапку считали головным убором монголов, лам, принявших обет святости старушек (шабганса), встречается она и у бурят Селенгинского, Джидинского и Кяхтинского районов Забайкалья, где были расселены сартулы и другие выходцы из Монголии. В былые времена такая шапка была обязательной для мальчика с пятилетнего возраста, если его собирались отдавать в дацан. Носят её тувинцы и алтайцы.
Есть ещё и татарская шапка – татар малгай. Так называется шапка в форме колпака из камусов, отороченного по нижнему краю мехом рыси. Подобная форма шапки встречается у многих народов, в том числе у татар и башкир.
Иркутские буряты носят ещё нарядную шапку из выдры – халюун малгай. Мех выдры очень дорогой и очень ноский, поэтому выходцы из Иркутской области – особенно пожилые люди – носят их и сегодня. Эта шапка считается праздничной. Женщины надевают шапки «бизга» или бортого малгай.
У буряток Забайкалья органичным дополнением к шапкам были повязки даруулга, татуурга и их надевали на голову с нарядной шапкой, обычно в теплое время года, на свадьбу или на гулянье. В Селенгинском районе Бурятии это украшение имело вид короны с выступом на лицевой части,а у хоринцев оно было прямым и нешироким. Шили его из шёлка, плиса, бархата на твердой основе (береста, картон), а сверху нашивали бусы, кораллы с редкими вставками бирюзы, малахита, янтаря. У девушек даруулга отличалась височными подвесками из связок бус, составленных пучками, каждое звено которого заканчивалось кистями ярко-красных ниток, пластинами, монетами из серебра. Замужние же женщины носили повязку без подвесок.
Традиционные головные уборы бурят и монголов, были, своего рода, признаком родовой и сословной принадлежности и отличались большим разнообразием. По головному убору, а не только по говору, обычно определяли, откуда человек родом.

В причёске и украшениях женщин подчеркивались возрастные и социальные различия, типа «девушка - замужняя женщина». По сравнению с восточными бурятами в головных уборах бурят Иркутской области была менее выражена родовая принадлежность – в основном территориальная принадлежность.
Для женщин западных бурят в XIX - начала XX в. были характерны головные уборы:
шар малгай или шаровка – наиболее архаичный вариант в виде вязаного колпачка из чёрных и красных шерстяных нитей с околышем. Позже её стали выкраивать из сукна чёрного цвета или же сохраняли красно-чёрное цветовое сочетание. Более легкий вариант назывался елбога и делался из фетра. Встречалась у верхоленских бурят Предбайкалья.
Шапка молодых замужних женщин и девушек Иркутской области для холодного времени года носила название бортого малгай. Интересно, что в словаре К.М. Черемисова сказано, что слово «бортого» на западном наречии значит «берестяная посуда, лукошко из бересты». Возможно, такое название головной убор получил из-за своего внешнего вида, чем-то напоминающего лукошко. Распространена эта шапка у бурят повсеместно, но особенно среди аларских буряток. Аналогичные шапки бытовали в костюмах калмычек и монголок.
Среди боханских и осинских бурят встречается халюун малгай – зимняя шапка такого же покроя, только из меха выдры, которая хорошо держала форму. Её надевали в праздники.
В тёплое время года носили биизга малгай – шапку, напоминающую тюбетейку.
А для кос существовали специальные «футляры» – различные сочетания металлических пластин и ткани. Считалось, что так сохраняется магическая сила женских волос.
Таким образом головные уборы бурят оказались относительно стойким элементом материальной культуры, в нём мало что изменилось на протяжении веков. Головные уборы бурят, наряду с другими компонентами их материальной и духовной культуры, являются важным историческим источником, требующим самого пристального внимания и изучения.
Кстати у бурят есть игра, которая так и называется – Шапка (Малгай нюуха).
Дети садятся в круг, водящий обегает круг, незаметно кладет шапку у кого-нибудь за спиной. Дети стараются не упустить момент, когда водящий уронит шапку. Ребенок, за спиной которого упала шапка, должен среагировать: подняться, схватить шапку, побежать за водящим, настичь его и задеть шапкой, пока он не сел на его опустевшее место. Иначе он станет «огоньком» - сядет в середину круга и в наказание будет исполнять пожелания детей – петь, рассказывать, плясать или исполнять номера – «кукарекать», прыгать на одной ноге и т.д.