+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 100 "В"

Тойво Ряннель 

Живописное искусство пейзажа Сибири невозможно представить без того вклада, который внёс красноярский живописец Тойво Ряннель. В 2021 году ему исполнилось бы 100 лет.

Тойво Васильевич Ряннель родился 25 октября 1921 г. в деревне Тозерово Петроградской губернии в крестьянской семье. Родителями Тойво Васильевича были финны-ингерманландцы из области Саво в Финляндии.

Дом, построенный отцом, стоял за околицей деревни среди полей и перелесков, через вершины елей просматривалось Ладожское озеро, от которого доносился гул прибоя. Родство с природой, проявившееся впоследствии в его живописном и поэтическом творчестве, вошло в жизнь будущего художника с детских лет. Отец Тойво, Василий Федорович Ряннель, сам любил искусство, в свободное время вырезал детям деревянные игрушки в духе народного примитива, старший брат Эйно рисовал акварельными красками.

В 1931 г. семья Ряннелей – родители и четверо детей – была выслана в Сибирь. В товарных вагонах с двухъярусными нарами восемнадцать суток ехали до Красноярска, затем на баржах по Енисею и Ангаре добирались до села Мотыгино Удерейского (ныне Мотыгинского) района.

Десятилетним подростком Тойво наравне со взрослыми работал в бригаде строителей. Здесь же он, проучившийся два класса образования в финской школе, снова пошёл в первый класс. Поначалу учёба давалась трудно, он плохо говорил и писал по-русски, но был настойчив и терпелив. В свободные часы на обрывках бумаги и ненужных газетах рисовал всё, что видел вокруг. Первая выставка Тойво Ряннеля была устроена на бревенчатой стене барака. Он волновался и робел, не зная, как воспримут рабочие его наивные рисунки, но реакция зрителей была самая благоприятная. Мальчишку зауважали и даже стали меньше материться в его присутствии. В этот день Тойво Ряннель поверил в полезность своего труда, почувствовал поддержку и понимание со стороны взрослых.

В 15 лет в составе экскурсии для отличников школы Ряннель в 1936 г. побывал в Москве. Посетив залы Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств, он увидел картины, знакомые по репродукциям и открыткам, что стало для него настоящим потрясением.

В этом же году на выставке детского творчества в Красноярске Тойво выставил композицию «Папанинская льдина», которая была удостоена премии в 50 рублей и напечатана в молодежной газете. Ему посоветовали учиться на художника.

В 1939 г. по особому разрешению спецкомендатуры поступил в Омское художественное училище, как в обиходе называли Художественно-промышленный техникум имени М.А. Врубеля. В те годы это было лучшее в Сибири профессиональное учебное заведение в области изобразительного искусства. Здесь учились многие художники, ставшие впоследствии ведущими мастерами в своих городах. В техникуме был сильный преподавательский состав, хорошая библиотека и музей, где имелись произведения Александра Бенуа, Исаака Левитана, Бориса Кустодиева, Константина Коровина, Ивана Айвазовского и других великих русских художников.

В Омске, тогда одном из крупнейших промышленных и культурных центров Сибири, была оживленная и разнообразная художественная жизнь. Проводились выставки и дискуссии по проблемам творчества, литературные вечера, работали два профессиональных театра, художественный музей.

Учился Ряннель с большим старанием, в своей группе выделялся эрудицией, хорошо ориентировался в вопросах истории искусства, много писал и рисовал с натуры. Резкая смена «таёжной» жизни на городскую обострила впечатления, дала обильную пищу для развития творческих способностей.

С началом войны Тойво оставил учёбу и вернулся к родителям, так как техникум закрыли, а на фронт его не взяли по «пятому пункту». Юный художник вернулся в Южно-Енисейск, где два года работал учителем рисования. Дела на педагогическом поприще шли хорошо, но Тойво хотел целиком посвятить себя воспеванию природы, её торжественной красоты, могущества рек, величия горных хребтов, безмерных пространств тайги. Поэтому с радостью он принял приглашение работать техником-геодезистом в Енисейской топогеодезической экспедиции, что позволяло наблюдать природу в любое время суток и в различных состояниях. В его рюкзаке всегда были краски, карандаш, бумага, множество зарисовок и акварельных этюдов. Эти зарисовки стали материалом для его первых картин.

В 1946 году молодой живописец приехал в Красноярск. Здесь открылась новая страница в его биографии.

В первые послевоенные годы Красноярская творческая организация, возглавляемая молодым графиком Рудольфом Руйгой, как бы заново формировалась. Уезжали в родные места художники, эвакуированные в Красноярск из западных районов страны, возвращались домой фронтовики, появлялась талантливая молодежь. Ядро организации составляли старейшины: Дмитрий Каратанов, Андрей Лекаренко, Георгий Лавров, Ксения Матвеева, Карл Вальдман.

Ряннель сразу включился в творческую и общественную работу, подружился с Каратановым и Лекаренко, внимательно присматривался к их профессиональным приёмам в работе над этюдом, эскизом, картиной. Близкое знакомство с Каратановым, хранителем и продолжателем реалистических традиций своего учителя В.И. Сурикова, не могло не повлиять на Ряннеля.

В 1946 г. Ряннель показал свои первые работы на краевой художественной выставке, посвящённой тридцатилетию со дня смерти В.И. Сурикова. Это были небольшие этюды, написанные маслом: «Август в тайге», «Река Сухой Пит», «В долине Вангаша», «Охотничья избушка», «Усть-Питское», а также другие зарисовки мест, где художнику пришлось побывать с геологической экспедицией.

В 1947 году Ряннель участвовал на межобластной художественной выставке в Новосибирске, посвященной 30-летию Октября. Его пейзажи «Утро в заповеднике», «Копьева грива», «Охотничья избушка» имели успех, и он был принят в Союз художников СССР.

Его первая персональная выставка прошла в Красноярске в 1965 году. С этого времени Тойво Ряннель выставляется не только в Красноярске, но и в Омске, Барнауле, Краснодаре, Новосибирске, Москве, Нальчике и Грозном. В восьмидесятые годы его работы выставлялись в Англии, Швеции, Норвегии, Франции и Словении.

С 1966 г. на выставках стали появляться работы Ряннеля на тему масштабных преобразований красноярской природы: «Красноярское море», «Плотина Красноярской ГЭС», «Дивногорск. Набережная», триптих «Над Енисеем», позднее – «Саяно-Шушенская ГЭС», «Хантайская ГЭС», «Перекрытие Енисея».

И всё-таки главное место в творчестве Тойво Ряннеля прочно занял пейзаж. Он много путешествовал по Красноярскому краю, понимал и любил его природу – побывал на Таймыре, в низовьях Енисея, в Саянах, в Туве, а позднее и в Хакасии, на Кузнецком Алатау. В результате этих поездок у художника накопился богатый материал для целого ряда больших полотен. Ряннель написал несколько работ, посвящённых великой сибирской реке: «Енисей. Белая ночь», «Енисей. Восход луны», «Енисей. Порог Дар-Ужур», «Енисей. Казачинский порог», «Енисей у Курейки».

Выход своему литературному дару Ряннель дал, обратившись к прозе и публицистике. В 1969 году вышел его альбом-очерк «Улугхем-Енисей-Ионесси». В издательстве «Платина» опубликовано несколько книг прозы: «Мой чёрный ангел» и «Незванный гость». Издано шесть поэтических сборников: «Капля в море», «Сверкнула пламенем Жар-птица», «Горные кедры», «В кругу друзей», «Тропа через век» и «По перламутру белых рос».

Ряннель никогда не стремился к славе и почестям, и то и другое пришло к нему как закономерный результат неустанной и честной работы. В 1974 году он был удостоен почётного звания заслуженного художника РСФСР, а в 1991 – звания народного художника России. С 1999 года Ряннель – академик Петровской академии наук и искусств, с 2010 года – почётный член Российской академии художеств. В 1995 году, через два года после гражданской реабилитации российских финнов, подвергшихся репрессиям в 1930-1940 годах, Ряннель с семьёй переехал на постоянное жительство в Финляндию.

Тем не менее он не забыл своей любви к Сибири и регулярно приезжал в Красноярск. Так, в 2001 году в Красноярске прошла выставка, посвящённая 80-летию художника. Родная сибирская природа для него – неисчерпаемый источник глубоких переживаний и открытий. В своём творчестве Ряннель лишь изредка обращался к портрету и бытовой живописи, главным для него всегда был пейзаж. Он любил его самозабвенно и верил в возможность этого жанра пробуждать в людях высокие эстетические чувства и настоящий патриотизм.

Произведения Т.В. Ряннеля находятся в собраниях художественных музеев России, частных коллекциях Японии, Китая, США, Франции, Германии, ЮАР, Швеции, Финляндии, России. Более ста картин хранится в Красноярском государственном художественном музее им. В.И. Сурикова.

 

Ряннель Тойво Васильевич

***

…Художник я, с богами вровень,

здесь, над горной высотой,

В родстве с гармонией суровой

Я властвую над красотой…

 

***

…Небосвод по-августовски синий,

И цветы по-летнему звенят,

Но уже бездомный лист осины

Обгоняет на реке меня

 

Ты рано оторвался, жёлто-красный,

От той печальной розовой среды,

Где осень своевременно и сластно

Пургой заносит летние цветы.

 

Спасибо за нежданное свидание,

Оторванный осиновый листок,

За лёгкое твоё напоминание,

Что тесен мир и каждый одинок.

 

Использованы источники:

 

 

http://my.krskstate.ru/docs/painters/ryannel-toyvo-vasilevich/

http://www.ryannel.ru/main.phtml?clon=main&rubrica=11&lang=rus

http://сибирскиеогни.рф/content/toyvo-ryannel