+7 (391) 219-00-55
г. Красноярк, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 100 "В"

Татарская борьба на поясах – корэш

Татарча корэш – это разновидность борьбы на поясах, распространённая в культуре практически всех народов Евразии.

Есть одно отличие татарской борьбы корэш от остальных – пояс или полотенце не завязывают узлом, а накидывают на спину соперника, намотав свободные концы на кисти рук. Всё остальное, как во всех остальных видах поясной борьбы – она ведётся только стоя и главная задача схватки – повалить соперника на спину.

Первые упоминания о татарской борьбе корэш оставили арабский путешественник Ахмад Ибн Фадлан, посетивший Волжскую Булгарию в 992 г., и Абу Хамид аль-Гарнати, побывавший там же в 1131 г. Они рассказывали о народном празднике и о борцах-пахлеванах. Борьба корэш проводилась во время различных празднеств.

В последствии борьба стала частью свадебного обряда и центральным событием традиционных игр на празднике Сабантуй (праздник плуга). Боролись на майдане – травяной площадке, зачастую под затейливые наигрыши гармошки. Традиционно борьбу начинали мальчики 5-6 лет или два старика – это был зачин, затравка. Затем, поочерёдно на схватку выходили мальчики постарше, юноши, мужчины.

Обычно боролись до трёх побед. Победившие в трёх схватках подряд получали призы и возможность помериться силами с лучшими батырами. Батыров щедро вознаграждали, им дарили деньги, домашний скот, но особо почитались холщовые полотенца, на которых девушки своими руками вышивали цветными узорами. Борцы подчеркнуто трепетно относились к этим подаркам и многие даже просили, чтобы их тело после кончины несли именно на этих полотенцах и оставляли в могиле.

Надо сказать, что правила менялись от местности к местности. Например, у казанских татар и башкир до сих пор полностью запрещены атакующие действия ногами – подножки, подсечки и зацепы. Это обусловливало преимущественно силовой характер борьбы – соперники стараются притянуть друг друга и оторвать от земли, а затем бросить. Исследователь Н. Семёнов описал технику поединка, став свидетелем татарской борьбы в 1931 г.: «Во время борьбы разрешается валить противника в сторону, брать на перелом, – по-русски, – бросать через себя назад через голову и в сторону, отрывать противника от земли, делать с ним мельницу и вертеть его по воздуху, а также бросать противника через бедро».

В то же время у татар Москвы, Нижегородской, Астраханской и Пензенской губерний правилами корэша были разрешены атакующие действия ногами. Широко использовались подсады, подножки, подсечки и зацепы, пояс нередко завязывался на талии узлом – это сделало поединок более динамичным.

Борьба корэш и сегодня остаётся частью народной культуры, и сохраняется в аутентичном виде на деревенских праздниках Сабантуй.

На больших же праздниках и турнирах народную борьбу вытесняет спортизированная борьба на поясах, которая представляет собой усреднённый вариант правил поединков разных народов. Процесс спортизации татарской борьбы корэш начался с проведения соревнований по борьбе корэш в рамках Спартакиады автономных республик и краёв в июле 1928 г., прошедшей в г. Казани.

В 1940 г. в честь 20-летия образования ТАССР в городе Казани провели I-й чемпионат Республики по борьбе корэш, а с 1956 г. стали проводить наиболее массовые и представительные открытые республиканские соревнования памяти героя-поэта Мусы Джалиля. В 1959 г. установили систему проведения регулярных чемпионатов и первенств Татарстана, а также Башкирии, Мордовии и других регионов СССР, а через десять лет, 5 декабря 1968 г., была создана федерация татаро-башкирской национальной спортивной борьбы «Корэш».

15 апреля 2005 г. учредили общероссийскую физкультурно-спортивную общественную организацию "Всероссийскую федерацию борьбы на поясах", что привело к окончательному становлению вида спорта – борьба на поясах. 9 сентября 2009 г. была создана Международная ассоциация татарской борьбы на поясах «Корэш», которая получила признание Всемирного комитета традиционных видов борьбы Международной федерации объединенных стилей борьбы (ФИЛА). Борьба на поясах была включена в программу XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани. Проводятся континентальные чемпионаты и чемпионаты мира.

В сентябре 2009 года в рамках четвертых Всемирных игр борьбы ФИЛА в городе Шауляй (Литва) прошёл чемпионат мира по борьбе корэш, а в декабре 2009 года в Вильнюсе состоялся I чемпионат Европы по борьбе корэш в абсолютной весовой категории.

В мае 2010 года международная Ассоциация татарской борьбы на поясах «Корэш» организовала и провела в городе Казань Республики Татарстан очередной чемпионат мира по борьбе корэш в пяти весовых категориях. Чемпионат мира в Казани дал сильный толчок для развития борьбы корэш на международной спортивной арене. После проведенного чемпионата мира были созданы официальные национальные федерации по борьбе корэш в Узбекистане, Иране, Пакистане, Таджикистане и на Украине. Начал развиваться этот вид спорта и в других странах – Беларусь, Казахстан, Южная Корея, Индия, Монголия, Китай, Туркменистан, Молдова, Латвия, Абхазия, Киргизстан и др. Была создана Азиатская ассоциация татарской борьбы на поясах «Корэш».

В апреле 2011 года в Лондоне в рамках международной спортивной конференции «СпортАккорд» было подписано новое соглашение между международной Ассоциацией татарской борьбы на поясах «Корэш» и международной федерацией объединённых стилей борьбы ФИЛА о дальнейшем взаимном сотрудничестве в области пропаганды и развития борьбы корэш на международной спортивной арене.

В 2011 году в городе Мешхед в Иране прошёл I чемпионат Азии по борьбе корэш, а в 2012 году в городе Сан-Пауло (Бразилия) было проведено первенство мира среди юношей 15-16 лет.

Борьба корэш была включена в программу XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в городе Казань. В соревнованиях по корэш приняли участие сильнейшие спортсмены из 21 страны мира, было разыграно 7 комплектов медалей.

 

 

 


В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников:

https://ikunin.livejournal.com/330747.html

https://fb.ru/article/255556/natsionalnaya-borba-kuresh-pravila-sorevnovaniya-borba-na-poyasah

https://www.russiakoresh.ru/istoria-koresh/

http://ethnosport.ru/lusorica/2-32.htm