+7 (391) 219-00-55
г. Красноярк, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 100 "В"

Евгений Кобытев

Евгений Степанович Кобытев родился 25 декабря 1910 года в селе Утянское на Алтае. В 1927 году окончил школу с педагогическим уклоном, а с шестнадцати лет он уже сам работал учителем в сельской школе. В 1929 году Кобытев поступил в Омское художественное училище, по окончанию которого преподавал изобразительное искусство в Красноярском педагогическом техникуме имени М. Горького. В 1933 году он – участник съезда художников Восточносибирского края. Мечта о высшем художественном образовании сбылась в 1936 году, когда он по путевке комсомола поступил в Киевский Государственный художественный институт. Работы талантливого студента не оставались незамеченными, и уже в 1939 году он – участник всесоюзной выставки молодых художников. В июне 1941 года он оканчивает институт с отличием.

Его работы этого периода полны солнца, радости жизни.

 

 

Война

22 июня 1941 года, в первые часы войны, гитлеровские самолеты начинают бомбить Украину. Подающий надежды художник оставляет кисть и идет добровольцем на фронт. Его направляют в 8 батарею 3-го дивизиона 821-го артполка. Полк, в котором сражался Евгений Кобытев, должен был защищать небольшой город, лежащий между Киевом и Харьковом. Кобытев находился в передовом отряде, который прикрывал штаб и осуществлял прорыв. 18 сентября, во время боя он получил ранение в ногу, однако спустя сутки, оставив подводу с ранеными, снова принял участие в боях. 20 сентября штабная колонна была окружена танками, бронемашинами немцев у хутора Дрюковщина, Сенчанковского района. После гибели штаба, бойцы небольшими отрядами пробивались на Восток, без дорог, по ночам, минуя села и хутора занятые немцами. Немцы нещадно бомбили с воздуха, утюжили танками, атаковали пикетами бронетранспортеров, мотоциклистов, автоматчиков и расстреливали людей из засад. Кобытев несколько раз примыкал к группам бойцов, выходивших из окружения, но из-за раненой ноги все время отставал. Однажды, переправляясь с молодым солдатом в маленькой лодке через узкую, но глубокую речку, попал в засаду немецких автоматчиков. Отсюда началась долгая дорога в плен... Немцы отвели их к селу, на окраине которого уже сидело шесть русских солдат, захваченных ранее. Далее последовал трехдневный переход в Миргород, без воды, без еды. Ночь в городе, и снова сорокадвухкилометровый марш в город Хорол. Из-за ранения в ногу и контузии Евгений Степанович часто оказывался среди отстающих, Каждую минуту он ожидал смерти – не выдерживавших быстрый темп перехода, немцы расстреливали. Он чувствовал затылком дуло автомата и каждую минуту ожидал пули.

Кобытев оказался в немецком концентрационном лагере в городе Хороле Полтавской области вместе еще с 60 тысячами пленных.

 

Хорольская яма

Это была в буквальном смысле яма – карьер, из которого раньше брали глину для кирпичного завода. Яму обнесли колючей проволокой и окружили вышками. Пленные все время находились под открытым небом. Они пытались укрыться в пещерках и оврагах, рыли норы. Но большинство из них ожидала медленная смерть от холода и голода.

Жизнь художнику спасла его записная книжка. В ней он набрасывал портреты узников. А, когда бумага закончилась, намечал, что нужно нарисовать потом. Сначала, как мог, прятал листочки от надсмотрщиков.

Во время регулярных обысков, когда их заставляли раздеваться, он закапывал записную книжку в песок, а сверху бросал свою одежду. Брезгливые надсмотрщики ограничивались тем, что переворачивали одежду узников палкой – искали оружие и листовки. Кобытев верил в свое предназначение – предназначение художника, обязанность, во что бы то ни стало выжить и рассказать правду о войне, об ужасах концлагеря и о мужестве народа. Когда страниц в записной книжке стало слишком мало, художник начал записывать на них только темы будущих работ. Когда надсмотрщики поняли, что перед ними художник, неожиданно начали заказывать свои портреты.

«Отец делал рисунки, которые называл «смерть фото», такие реальные они были. Плюс еще и приукрашивал. Немцы делали небольшие поблажки. Иногда ему перепадало немножко гречки. Пленным ведь давали баланду: вода и чуть-чуть пшенки. Он потом всю жизнь не мог видеть пшенную кашу», - вспоминает дочь Евгения Кобытева Вера Евгеньевна.

… Бежать из концлагеря Кобытеву и его товарищам удалось только в 43-м. Скрывались по болотам, хоронились у местных.

Евгений Кобытев вновь встал в строй советской армии и проделал большой путь через Украину, Молдавию и Польшу в Германию. Войну окончил в Дрездене, в звании старшего сержанта. Он был представлен к званию Героя Советского Союза за «отличные боевые действия по освобождению города Черкассы», за боевые действия по осуществлению прорыва и участия в боях за освобождение города Смела, за боевые действия в боях под Корсунью». Но из-за того, что его биография была «испорчена» пребыванием в немецком плену, он был награжден орденом Красной Звезды и медалью за Победу над Германией.

                         

 

Таким Е. Кобытев ушел на фронт в 1941 году                                1945 год. Таким он вернулся

 

Возвращение в Красноярск

В Красноярск Евгений Кобытев вернулся в 1945 году. Возможно, именно решение вернуться в Сибирь спасло ему жизнь и уберегли от возможных репрессий как бывшего узника фашистского лагеря. Послевоенный Красноярск активно отстраивался. Во время войны сюда было эвакуировано множество предприятий и город превратился в огромную стройплощадку. Благодаря эвакуированным в годы войны заводам, он становится крупным индустриальным городом. Специалистов не хватало. В связи со строительством большого количества административных зданий Кобытев, как художник-монументалист, был очень востребован.

В 1958 году Евгения Кобытева приглашают преподавать в только что открытое Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова. В училище он преподает один из самых сложных предметов – композицию.

За годы работы в училище он создал свою систему преподавания композиции, ввел в практику оценку за каждый вид работы: за форэскизы, за наброски, за этюды, за генеральный эскиз. При нем появилась традиция публичного обсуждения работ учащихся, проводились выставки работ студентов выполненных самостоятельно вне программы. Он вводил в программу такие элементы как мимика, экспрессия, жест.

Евгения Кобытева принимают в Союз художников. Талантливый, творчески активный, он много раз выбирался членом правления Союза, был членом выставкома, художественного совета, занимал должность главного художника г. Красноярска.

В это время появляется ряд знаковых работ Евгения Кобытева.

Совместно с художником К. Ф. Вальдманом Евгений Степанович расписал плафоны красноярского речного вокзала. Макет Красноярского речного вокзала был отмечен серебряной медалью на Всемирной выставке в Брюсселе. К сожалению эти росписи дне сохранились.

Вместе со своей женой Т. А. Мирошкиной, Евгений Кобытев сделал ряд монументальных росписей в красноярском ДК Железнодорожников, Дворце пионеров, в Атамановском пионерском лагере, районном клубе села Большая Мурта.

Евгений Кобытев выполнял декоративное оформление к балету С. Прокофьева «Каменный цветок», к пьесе С. Михалкова «Я хочу домой», серию фантастических картин «Космический рейс. Но все же основное направление в творчестве Е. С. Кобытева занимает не живопись, а графика. В этой технике выполнены иллюстрации к роману А. Фадеева «Молодая гвардия». В это же время он работает над графическими листами «Валько на допросе», «Непокорённые». Это была первая проба сил на пути к графической серии о «Хорольской яме».

Панно «Родина мать»

Сейчас большинство горожан знает Евгения Кобытева как автора панно на здании кинотеатра «Родина».

Панно уникально: для его создания использовали не цветную мозаику, а камни, найденные на побережье Енисея. Евгений Кобытев со студентами в течение двух месяцев собирал и сортировал по оттенкам речные камни. Рисунок выкладывали на стене по эскизам сверху вниз, полосами. На леса допускали максимум по двое, всего же над панно работало около 50 человек. Панно было выложено за два месяца.

Из воспоминаний бывшего ученика Евгения Кобытева, а ныне заслуженного художника России Валерия Кудринского:

«Евгений Степанович сделал эскизы, а к исполнению решил привлечь студентов. Отобрал для работы лучших, разделил всю композицию на полосы и на каждую полосу поставил по два человека: один со старших курсов, один с первых. Так и я оказался в этой группе. Больше месяца мы ходили по берегам Енисея, собирая камни, разбирая их по цвету, а затем уже выполняя мозаику. Каждого из них переполняло чувство гордости как от причастности к большой работе и доверия педагога».

 

Возвращение в Хорол

Воспоминания о концлагере продолжали тревожить Евгения Кобытева. В 1960 году он приезжает в Хорол, где встречается с выжившими узниками концлагеря, крестьянами хутора Гришовка, которые помогали выживать узникам. Через четыре года после этого Евгений Кобытев привез сюда выставку своих работ из серии «До последнего дыхания» и «Люди, будьте бдительны!». Выставка собрала тысячи людей. Зрители узнавали в персонажах себя и своих мучителей…

Для Кобытева это был творческий отчет перед очевидцами тех страшных событий и выполнение обещания данного в лагере смерти самому себе – выжить и рассказать в своих работах правду о великом страдании и великом подвиге нашего народа.
 

Издание книги «Хорольская яма»

Работа над книгой «Хорольская яма» нелегко далась художнику. Редактор книги О. Хонина рассказывает о том, что многие страницы рукописи было невозможно читать без слёз. Художник без конца переписывал рукописи, убирал слишком натуралистические, страшные подробности существования в лагере смерти. В результате на первый план выходит то, что помогло художнику и многим другим советским солдатам выжить в нечеловеческих условиях – мужество, верность Родине, терпение, воля к жизни, самопожертвование и вера в победу.

Книга вышла в свет в 1965 году, уже после смерти Евгения Кобытева и с тех пор не переиздавалась. Найти ее в печатном варианте очень сложно. В интернете можно приобрести ее электронную версию.

 

 

Памятная доска

 

В декабре 2015 года в Красноярске на доме по адресу пр. Мира, 27 в память о художнике была установлена мемориальная доска.

Текст мемориальной доски:

«В этом доме с 1962 по 1973 год жил участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, кавалер ордена Красной Звезды, живописец, график, педагог, член Союза художников СССР, внесший значительный вклад в художественную культуру края Кобытев Евгений Степанович».

 

 

 

 

Видео о Евгение Кобытеве

Документальный фильм «Хорольская яма Евгения Кобытева», 2012 год, Украина. Автор работы - студентка Киевского национального университета культуры Марина Стрильчук.

 

Сюжет о Е.С.Кобытеве краевого телеканала «Енисей» (съемки проходили в музее А.Г.Поздеева). 2015 год.

 


Использованы источники:

http://www.krskstate.ru/nasledie/kobytev_evgeniy

https://www.krsk.kp.ru/daily/26973/4032035/

http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/11/Chernobyl/0.htm