+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 100 "В"

Немецкая борьба ринген


Европейцы известны прохладным отношением к собственной истории и традициям. В конце XIX века весь цивилизованный мир стал восхищаться экзотичным джиу-джитсу, забыв о европейских – в частности, немецких традициях борьбы. И это учитывая учебники по боевым искусствам, которые появились в Европе уже в XV веке.

Известно, что ещё в XIII веке, в немецких землях, проводились турниры горожан, на которых очень популярна была безоружная борьба. Позже  это искусство стало распространяться и среди рыцарского сословия.

С XIV века практически во всех немецких трактатах по фехтованию такие дисциплины, как длинный меч, дюсак и кинжал обязательно сосуществуют с безоружной самообороной против вооружённого противника, а также борьбой.

Ринген (Ringen – «борьба») или Рингкампф (Ringkampf – «борьба») – название борьбы у немцев.

Самые первые сведения о традиционной борьбе немецкоязычных народов – это позднее Средневековье. В середине XIII в. художник Виллар де Гоннекур изобразил двух обнаженных до пояса участников состязаний. Примерно тогда же появились первые письменные руководства по борьбе.

Самое интересное, что первоначально техника борьбы была представлена в трудах по фехтованию, что объясняется реалиями той эпохи. В Средневековье техника фехтования обязательно включала в себя удары руками и ногами, а также борцовские приёмы (захваты, подножки, броски и приёмы обезоруживания), поскольку фехтовальный поединок очень часто переходил в рукопашный бой без оружия. Соответственно, в прошлом не существовало чёткого разграничения между фехтованием и рукопашным боем.

Тем не менее в те времена устраивались соревнования по борьбе вольного стиля freier ringkampf или freistilringen, правила которой, помимо захватов, толчков и бросков, разрешали также болевое приёмы, удары руками, ногами и головой. Помимо того, во многих местах Германии, а также соседних Австрии и Швейцарии среди простого люда была весьма популярна борьба «на поясах» – Гюртельринген (Gurtelringen – от Gurtel («пояс, кушак, ремень»)), существовавшая в нескольких разновидностях.

Мастер Отт написал первое в Европе пособие по борьбе, в котором борцовские приёмы были представлены отдельно от фехтования. Он был советником германского императора Фридриха II, правившего с 1212 по 1250 гг. а начинал Отт как уличный борец, снискавший немалую славу в немецкоязычных землях. Спустя более чем сто лет (в 1388 г.) появился аналогичный труд мастера Ганса Лихтенауэра.

К сожалению,  эти книги не сохранились. О них стало известно из «Фехтовальной книги» Ганса Талгоффера (1443 г.), обстоятельно изложившего взгляды своих предшественников и перепечатавшего их иллюстрации. Анализируя книгу Талгоффера, историк спорта М.Н. Лукашев пишет: «Техника борьбы была тогда очень жёсткой. По существу, любой её приём мог использоваться как в состязаниях, так и в бою».

Наибольшей популярностью борьба пользовалась у горожан, особенно немецких. Состязания включали в себя фехтование на различных видах оружия, стрельбу из лука, метание камней, бег по пересечённой местности, прыжки через препятствия и конечно же борьбу.

Правила состязательной борьбы определялись характером реального боя. Так, упавший на землю всегда признавался побеждённым. Победителем считали того, кто бросал противника на землю (причём не обязательно на лопатки) или болевым приёмом заставлял его отказаться от продолжения схватки. Борьба в партере исключалась, зато допускались удары руками и ногами, в том числе по суставам. Словом, разрешались те же приёмы, что и в фехтовальном поединке.

Весьма интересна «Книга фехтования» («Das Fechtbuch») Альбрехта Дюрера (1471-1528), великого немецкого живописца и графика, основоположника искусства немецкого Возрождения. Книгу эту, существующую в единственном экземпляре, более двухсот лет назад обнаружил Иоганн Бюшинг, профессор университета в Бреслау. Ныне она хранится в национальном музее Вены. Книга состоит из 35 листов, имеющих рисунки, слегка закрашенные акварелью с обеих сторон. Приёмы борьбы представлены в ней на 120 рисунках, приёмы фехтования – на 80.

Эту книгу Дюрер создал в 1512 г. Великий немецкий художник умел не только рисовать, но также бороться и фехтовать, и даже с успехом участвовал в состязаниях. Когда император Священной Римской империи Максимилиан I увидел, насколько искусен художник в поединках, он предложил Дюреру запечатлеть на бумаге все известные ему приемы борьбы и фехтования. Впрочем, техника борьбы на рисунках Дюрера ничем не отличается от той, что была представлена в книгах Талгоффера и Вурма. Те же выкручивания рук, удары руками и ногами, болевые приёмы, подножки и броски. Только рисунки намного лучше по качеству.

Через 27 лет после Дюрера появился ещё один знаменитый труд «Искусство борьбы. 85 приемов» Фабиана фон Ауэрсвальда, выпущенный в университетском городе Виттенберг. По словам автора, он «изучал в юности технику борьбы у знаменитейших мастеров борьбы, которые тогда пребывали при дворе курфюрста и обучали сыновей его княжеской милости и других князей, графов и господ».

В 1570 г. страсбургский учитель фехтования Иоахим Майер опубликовал толстый том под названием «Подробное описание благородного искусства фехтования». Помимо техники собственно фехтования (с копьем, алебардой, мечом, шпагой, саблей и кинжалом) на его страницах изображено немало приёмов борьбы, но их он рассматривал как вспомогательное средство и, прежде всего, в бою на кинжалах. После Иоахима Майера свои труды опубликовали Ганс Лебкаммер, Пауль Майер и другие представители борцовского стиля, который получил в спортивно-исторической литературе название «немецкая борьба». Однако, в Новое Время её популярность пошла на убыль.

Определенный интерес к средневековой «немецкой борьбе» снова возник в середине XIX века. С этого времени начали периодически выходить в свет наставления по самозащите, материал для которых издатели черпали в средневековых учебниках. Так, в Берлине в 1887 году в качестве наиболее современного и практичного пособия по самозащите выпустили без каких-либо изменений (и даже без комментариев!) книгу Фабиана фон Ауэрсвальда «Искусство борьбы. Восемьдесят пять приемов». В 1901 году в Праге издали в трех томах «Фехтовальную книгу» Ганса Талгоффера. А в 1907 году Д. Лорнкоффер опубликовал в виде альбома рисунков приёмы борьбы из книги Альбрехта Дюрера.

Любопытен следующий факт. В 1925 г. некий доктор Фогт в своей книге «Alte und neune Kampfkunst» («Старое и новое боевое искусство») обнародовал обнаруженные им в манускриптах и книгах Мюнхенской библиотеки сотни изображений средневековой борьбы. Рядом с этими рисунками он поместил рисунки аналогичных приемов из японского дзю-дзюцу. Так, доктор Фогт пытался доказать, что в Европе существовали системы не уступающие японскому искусству борьбы.

Если средневековая «вольная борьба» в своем оригинальном виде полностью исчезла, то национальные разновидности борьбы (Volksringen; Nationalringen), в число которых входят швейцарская швинген, австрийская ранггельн, баварская рауфен и многие другие, продолжают и сейчас существовать в немецких землях.

 

Пфингстринген

Пфингстринген (от нем. Pfingsten – «Духов день», «Пятидесятница» и Ringen – «борьба») – вид традиционной народной борьбы немцев, известный в некоторых деревнях округа Мурау федеральной земли Штирия. Перед выходом на схватку соперники одевают специальную рубаху из плотной ткани. Сама же схватка начинается с того, что борцы производят захват одной рукой за пояс, а второй – за ворот рубахи соперника. Этот захват удерживается до конца схватки, пока один из соперников не будет повержен на землю. Для победы достаточно, чтобы соперник коснулся земли любой частью тела выше колен. Применяются разнообразные броски с воздействием ногами на ноги соперника.

Как видно из названия пфингстринген является частью «Пятидесятницы» – летнего религиозного праздника, отмечаемого на пятидесятый день от Пасхи. Корни этого праздника, как и традиция проведения в этот день борцовских состязаний восходят к языческому празднику весны.

 

Крагенринген

Крагенринген (kragen – «ворот, воротник»; ringen – «борьба, бороться») – вид борьбы, который встречается в альпийских селениях германоязычного населения Австрии, Германии и Швейцарии.

Соперники выходят в борцовский круг и производят взаимный захват обеими руками «за барки», т.е. за вороты рубахи. После того, как оба участника стали в правильную позицию, судья командует: «Гат!» (Давай!) или «Борьба!», и борцы начинают схватку. В ходе единоборства участники стремятся вывести своего соперника из равновесия и произвести бросок. Разрешается выполнять броски с воздействием ногами на ноги соперника. Схватка ведется только в стойке. Для победы достаточно заставить своего соперника коснуться земли любой частью тела выше колен. Но наиболее почётной победой считается, когда соперник был брошен на землю.

 

Карнтен ринген

Карнтен ринген (нем. – Karnten Ringen, от Karnten – «Каринтия»; Ringen «борьба») – вид традиционной борьбы у австрийцев. Имеет распространение в Каринти федеральной земли на юге Австрии. Борцы перед схваткой надевают специальную куртку-рубаху из плотного материала. Именно за неё производится предварительный захват. Соперники схватывают друг друга одной рукой за ворот у шеи, а другой за рукав, подобно тому как это встречается в ирландской борьбе кола энд элбоу. Иногда захват производится за куртку сбоку под рукавом. Разрешено применять приёмы с воздействием ногами на ноги соперника. Для победы достаточно заставить соперника коснуться земли любой частью тела выше колен. При этом, если борец во время схватки касается земли коленом, то поражение ему не засчитывается.

 

Ауф ди кни цвинген

Ауф ди кни цвинген (Auf die Knie zwingen – «поставить на колени») – простейший вид борьбы популярный некогда в горных районах Швейцарии среди германо-швейцарцев, а также в некоторых районах Австрии среди немецкоязычного населения. Чаще всего этой борьбой развлекались подростки, но иногда состязались и зрелые мужчины.

Правила этого вида борьбы состояли в следующем. Участники становились лицом друг к другу, поднимали руки на уровне головы, разводили пальцы, упирались друг в друга ладонями и с силой сжимали пальцы. Затем, по команде, начинали силой одних кистей рук сгибать кисти соперника. Задача каждого из единоборцев – заставить своего соперника встать на колени. Борец сумевший это сделать объявлялся победителем.

 

 

 

 

 

 

 Использована информация из открытых источников: 

https://forum.iterika.ru/threads/44541/