+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 100 "В"

Рождество Христово

Рождество Христово (западный обряд)

С 24 на 25 декабря наступает один из самых значимых для христианской культуры праздников – Рождество Христово.

В этот день верующие празднуют рождение младенца Иисуса от Пресвятой Девы Марии. Согласно христианскому вероучению, Сын Божий родился в Вифлееме. Именно сюда пришли Дева Мария и ее супруг Иосиф для участия в переписи населения, которую проводил царь Иудеи – Ирод Великий. Рождение Мессии в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более чем за семь веков до самого события. Рождение Иисуса описано двумя евангелистами – апостолами Матфеем и Лукой.

Мнения историков о точной дате Рождества Христова разнятся. В современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н. э. до 7 г. н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период.

В качестве даты празднования Рождества 25 декабря впервые указано Секстом Юлием Африканом в летописи 221 года.

Рождество в эту ночь отмечают не только католики. Вместе с ними праздник встречают протестанты, живущие по григорианскому календарю, а также 11 из 15 Поместных православных церквей мира, которые придерживаются новоюлианского календаря, совпадающего с григорианским.

А Рождество, которое принято называть «православным», в ночь с 6 на 7 января отмечают четыре Православные церкви – Русская, Грузинская, Иерусалимская и Сербская. Кроме них, в это время Рождество празднуют афонские монастыри, живущие по юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (например, Украинская греко-католическая церковь) и часть российских протестантов.

Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошёл по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи. Соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) девяти месяцев, Рождество пришлось на дни зимнего солнцестояния.

Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельника, так как в этот день употребляется в пищу сочиво – сваренные с мёдом пшеничные или ячменные зёрна. По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днём, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.

Празднику предшествует Адвент – время всеобщего покаяния. Период Адвента – католического поста, который всё же не такой строгий, как православный, – длится четыре недели. За это время необходимо подготовиться к исповеди, чтобы с чистым сердцем участвовать в рождественских богослужениях и принять причастие. В эти дни духовенство носит облачения фиолетового, покаянного, цвета. Верующим следует избегать в это время посещения шумных компаний, чрезмерного веселья, чревоугодия и готовиться к исповеди. Во время Адвента католики участвуют в особых предрождественских богослужениях, совершают дела милосердия, чтобы с открытой, обновленной душой встретить воплощение Иисуса Христа.

Первый день адвента (от латинского – «пришествие») в римском обряде определяется как 4-е воскресенье до Рождества (в зависимости от года это воскресенье выпадает в период с 27 ноября по 3 декабря). Каждое из четырёх воскресений адвента имеет определённую тематику, отражающуюся в евангельских воскресных чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времён; второе и третье (Gaudete) отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в том числе вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвёртое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству.

Все воскресенья Адвента приравнены по своей значимости к великим праздникам, и если на воскресенье Адвента выпадает какой-либо иной праздник, он переносится на понедельник.

Четыре свечи, закреплённые на венке Адвента, символизируют четыре воскресенья. Три свечи должны быть фиолетовыми, а одна – розовая. Фиолетовый цвет – цвет ризы и церковного убранства в Адвент и Великий Пост – символизирует дух покаяния и молитвы, который соответствует этим литургическим периодам. По традиции первую свечу зажигает на первой неделе Адвента самый младший член семьи. На второй неделе старший ребёнок. Мать семейства зажигает на третьей неделе, а отец – на четвёртой.

В XIII веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения вертепы с яслями, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем их стали ставить перед Рождеством не только в храмах, но и в домах.

Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо известен обычай колядования – хождения по домам детей и молодёжи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получают подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.

О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге — «рождественского полена». Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (попытка примирить языческий обряд с христианской религией). Полено посыпали зерном, поливали мёдом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина.

В дни празднования Рождества установился обычай преломлять «рождественский хлеб» – особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, – и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.

Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядовости которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: её стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.

Множество примет связано ещё с одним рождественским растением – омелой (Viscum). Это вечнозелёное растение, которое живёт на ветках и стволах некоторых деревьев. К примеру, в Скандинавии её считают олицетворением добра и мира, а жители иных государств верят, что она оберегает дома от молнии, а также отпугивает всяческую нечисть. Самый романтический обряд существует у англичан, которые с наступлением Рождества целуются под ветвями этого дивного кустарника.

За рождественским столом в католических домах должно непременно оставаться одно незанятое никем место для незваного гостя. Это является своеобразной данью памяти о членах семьи, которые по ряду причин не могут быть вместе со всей семьей. Также пустующее место символизирует ушедших навсегда родственников – для них готовят отдельный прибор и оставляют часть угощений и порцию облатки.

Как и православные христиане, католики подкладывают под праздничную скатерть охапку сена, что напоминает им о бедной обстановке пещеры в Вифлееме, где Богородица впервые положила своего божественного младенца в ясли.

Рождество неизменно ассоциируется с легендарным Санта-Клаусом, разъезжающим на оленьей упряжке в окружении эльфов и приносящим заветные подарки. Образ добродушного упитанного старика известен ещё с незапамятных времён. Долгие годы он дополнялся забавными деталями, к примеру, только в далеком 1864-м данный персонаж обзавёлся большим красным мешком для подарков. Ещё позднее персонаж стал пробираться в жилища с помощью дымоходной трубы, чтобы оставить детишкам сюрпризы. Считается, что Санта, проживающий в Лапландии, имеет волшебную книгу, куда тщательно записывает хорошие и плохие поступки детей.

Прототипом этого славного героя выступает Святой Николай (Sanctus Nicolaus), с которым связан ещё один интересный рождественский обычай – развешивать на каминах большие носки – такие, чтобы в них могло уместиться как можно больше подарков. Ходит легенда, что святой, всякий раз, как ему доводилось проезжать мимо бедных домов, бросал в дымоходы жильцам небольшие мешочки с монетами и попадали они прямо в развешенные на просушку детские чулочки.

 

Традиции и угощения на Рождество в разных странах мира

У каждой страны и народа имеются свои рождественский ценности.

Испания

Испанцы – это торжество называют Nochebuena и также проводят его в семейном кругу. Не забыт здесь и древнейший католический обычай приглашать по возможности за стол одиноких или бедняков.

Германия

Жизнь в городах Германии в Сочельник в буквальном смысле замирает. Ближе к ночи у них начинают звонить колокола, оповещая граждан о проведении церковных служб. В храм тогда идут даже те люди, которые могли во все остальные дни не вспоминают и Боге. «Изюминкой» трапезы у немцев становится вкусная выпечка, причём в каждом регионе существуют свои особые виды – дрезденский кекс, аахенские пряники с глазурью и орехами, нюрнбергское печенье, галеты-звёздочки с ароматной корицей.

Польша

В польских воеводствах, как только взойдёт первая звезда, члены семей тоже нарядно одеваются и собираются за общим столом, чтобы поделиться облатками и поздравить друг друга с праздником. Угощения преимущественно постные – борщ с галушками, вареники с грибной и капустной начинкой, жареная рыба, заливное из карпа, пироги, а в регионах, граничащих с Украиной, ещё готовят кутью и узвар из сухофруктов.

Канада и США

В Канаде и США вечер 24 декабря имеет своё особенное название – «Cristmas Eve», что собственно и переводится как канун Рождества. Жители этих стран, по возвращении с праздничной службы садятся за накрытый слот, где коронным блюдом является жареная индейка. В канадских провинциях Лабрадор и Ньюфаундленд положено подавать в церквях рыбу, выловленную прихожанами на предрождественской неделе.

Поскольку география празднования католического Рождества действительно очень обширна, о кулинарных традициях можно говорить бесконечно долго. В список самых известных угощений входят: французское полено, чешский картофельный салат, норвежские бараньи ребрышки в медовом соусе, запечённый окорок по-фински с хрустящей горчичной корочкой, ирландский пудинг, политый сливочным соусом, ликёром и щедро посыпанный цукатами и орехами. Конечно же, всеми эти изыски люди готовят к праздничному обеду 25 числа.

 

Календарь Адвента

Известный детям календарь Адвента появился на свет совсем недавно, в конце прошлого века. Его придумала немка фрау Ланг для своего сына, чтобы сделать ожидание Рождества более «интересным».

Наиболее привычной формой календаря Адвента является коробочка с открывающимися окошечками, по числу дней Адвента, содержащему сделанные из шоколада фигурки, которую теперь можно купить в каждом магазине под названием «новогодний набор».

Хотя куда большую радость доставляют календари, сделанные своими руками, а шоколадки в окошках лучше заменить либо стихами из Священного Писания, либо картинками, либо списком добрых дел, которые стоило бы в этот день совершить. Так что привычная форма календаря совсем не является единственной.

Например, жители скандинавских стран, с присущим им чувством юмора, делают календарь Адвента в виде поросенка, без которого рождественский стол просто немыслим.

В большую картофелину втыкают спички по числу дней Адвента, делают ножки из палочек, маленький хвостик из закрученной стружки и мордочку из картона с розовым пятачком. И все от мала до велика знают, что по мере исчезновения спичек из картофельного Хрюши, стремительно набирает вес и вкусовые качества его живой собрат в хлеву.

 

Рождественская лестница.

Есть и ещё одна традиция, связанная с периодом Адвента – это лестница. Но необычная. Чаще всего её устраивают в классах воскресных школ. В идеале – это несколько ступенек, соответствующих дням Адвента.

У самой верхней ступеньки размещается Вифлеемская звезда, а у самой нижней – пустые ясли с сеном. А на ступеньках фигурка младенца Христа, которая день ото дня, по мере приближения Рождества, опускается на ступеньку ниже, чтобы 25 декабря оказаться в яслях.

Подобно календарю Адвента эта своеобразная лестница помогает малышам наглядно ощутить приближение радостного праздника.

 

Венок Адвента

Самой известной традицией Адвента, которая распространилась по всему миру, является венок Адвента. Обычно он делается из еловых ветвей, сплетённых в круг проволокой или леской, в которые вплетены четыре свечи, каждая из которых имеет свой символический духовный смысл.

В первое воскресенье Адвента зажигается одна свеча, во второе – две и так далее, чтобы с каждой неделей становилось светлее. В итоге, в последнее – четвёртое воскресенье Адвента над еловым венком будут зажжены все свечи, возвещая скорое наступление Рождества Христова. Такими венками украшаются как церкви, так и дома верующих. Хотя в некоторых странах, например, в Америке, нет традиции зажигать свечи, там еловый венок просто прикрепляют на наружные двери дома.

 

Четыре свечи Адвента

В первый день Адвента зажигают первую свечу, которая называется Свеча Пророчества. В этот день в церкви и в домах верующих читаются пророчества о рождении Мессии. Стоит отметить, что в Библии содержится более трехсот пророчеств, связанных жизнью, служением и голгофской жертвой Иисуса Христа.

Во второе воскресенье Адвента зажигают первую свечу и вторую, которая называется Вифлеемская свеча. Она символизирует пришествие на землю Мессии. Когда Господь Иисус Христос пришёл в мир, будучи рождён от Девы Марии.

В третье воскресенье Адвента зажигают первые две свечи, а также третью, которая называется Свеча пастухов. Она символизирует рождение Господа в сердца человека через веру в святое Божье Слово.

В четвёртое воскресенье на венке Адвента зажигают первые три свечи и присоединяют к ним последнюю – Ангельскую Свечу. Она символизирует второе пришествие Спасителя во славе со святыми Ангелами, чтобы восхитить всех истинно верующих с Собой на небеса. Её зажигают прямо в канун Рождества и при четырёх свечах обмениваются рождественскими подарками, ужинают в тесном семейном кругу.

 

 

 

Источники:

https://www.calend.ru/holidays/0/0/123/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE