Цыганская борьба
При рассмотрении цыганских традиций этнологи описывали прежде всего свадебную обрядность, обычаи, связанные с родами и похороны. Широко обсуждались проблемы, связанные с ритуальной нечистотой (пэкэлимос или магримос). Определённое внимание уделялось в научных публикациях трудовому воспитанию детей. В то же время вопрос о цыганских играх в российской этнографии никогда не ставился. Однако это очень любопытный аспект, отражающий традиции и культуру цыганского народа.
Во-первых, в игровой форме цыганские дети из кочевых семей готовились к взрослой жизни, развивая силу, ловкость или профессиональные навыки.
Во-вторых, именно от образа жизни конкретной цыганской этногруппы зависели формы детского, подросткового и молодёжного досуга.
В-третьих, сами игры были заимствованными у местного населения.
Главным этнокультурным контактом кочевых цыган было общение с крестьянами, у которых на зиму снималось жильё. В Российской империи, а позже и в СССР таборы всех этногрупп проводили зимние месяцы в деревнях, что привело в итоге к огромным заимствованиям в материальной культуре, фольклоре, языке и обычаях. Влияние крестьянской культуры на кочевые таборы было массовым и постоянно действующим фактором
В хате дети играли в жмурки. Кому-то одному завязывали глаза, и он ловил остальных, ориентируясь на возгласы. Летом отдавали предпочтение игре в прятки. Девочки освоили скакалку, и даже игру городских школьниц – «классики».
Конечно же, были игры, которые имели более «цыганский» оттенок – «в конячки». Но и они, по сути, были одинаковы как в крестьянской, так и в таборной среде. Дети делали из прутьев и палок дугу, запрягали «тройку» и начиналась резвая беготня. Поскольку обыденное сознание неразрывно связывает цыган с лошадьми, именно этот сюжет прежде всего привлекал внимание со стороны. Нет сомнений, что игры, в которых имитировались кони, занимали у всех этногрупп почётное место.
Итак, при типовом развитии ситуации, цыганские семьи поощряли игры «в лошадок» у мальчиков; девочек же ориентировали на семейные ценности. С этой целью им дарили куклы.
Важным отличием цыганской игровой культуры был её пацифистский характер. Если у русских детей в дореволюционное время были популярны «казаки-разбойники», а позже на смену пришла игра «в войнушку», то у таборных цыган такого не было.
Тем не менее цыган должен был вступать в жизнь готовым постоять за себя. Соответственно, взрослые поощряли состязания, требующие силы, ловкости и стойкости. У русских цыган существовала борьба «пал э кустык». Участвовали в ней подростки в возрасте до 18 лет. Они хватали друг друга за пояса. Победа присуждалась тому, кто сумеет повалить соперника на землю. Допускались подсечки, подножки, броски через грудь или бедро. За состязаниями с интересом наблюдали девочки и даже старики. Точно такая же борьба существовала в таборах кишинёвцев и сэрвов.
В котлярских таборах подростки имели другую форму состязаний. Физическая сила очень ценилась в цыганских семьях, поэтому мальчишки тренировались, поднимая гири или кусок рельсы. Победителем считался тот, кто поднимет тяжести большее число раз.
Статуэтка «Играющие дети»
Вообще борьба у цыган была известна и популярна издавна, что подтверждается многочисленными историческими, этнографическими, фольклорными и литературными источниками. Где бы они не жили, слава отменных борцов всегда шла за ними вслед: «В одном таборе жили трое братьев. На всю округу славились они своей силой и ловкостью. Ни среди цыган, ни среди мужиков не было им равных. Любого они могли побить, повалить, побороть». Судя по фольклорным источникам, у некоторых этнических групп цыган в состязаниях по борьбе принимали участие даже девушки и женщины: «Среди сестер выделялась младшая – красавица Валевума. Была она сильнее всех мужчин в своем таборе, и не было ей равных ни в борьбе, ни в скачках, ни в чем другом».
Среди некоторых цыганских этнических групп Молдавии, Румынии, Украины, а также России, борьба является неотъемлемой частью ритуальных действий. Например, встречается своеобразный обряд встречи Нового года (по старому стилю), когда «если на утро на улице встречаются два цыгана, они обязаны бороться друг с другом. Побежденный идет в гости к победителю».
Принявшие ислам цыгане Крыма и Узбекистана, подобно окружающим их мусульманским народам, устраивают состязания во время семейных торжеств (свадеб и т.д.). Аналогичная картина наблюдается в Болгарии в «цыганската махала» («цыганских кварталах»), где борьба гюреш (букв. «борьба» – заимствование из турецкого языка) является обязательным украшением любой свадьбы. Подобный же обычай зафиксирован у цыган, проживающих в Афганистане, Иране, Таджикистане и Турции.
В то же время, нет никаких оснований говорить о существовании какой-то особой цыганской школы или общего цыганского стиля борьбы. На территории стран бывшего СССР «цыганской борьбой» часто называют единоборство, в котором двое ложатся на спину рядом головами в противоположные стороны, сцепляются вытянутыми вверх ногами, и нажатием ноги стремятся перевернуть один другого через голову. Такое единоборство действительно имеет распространение у некоторых этнографических групп цыган, однако, параллельно существует и у многих других народов, которые на протяжении всей истории своего существования никогда не сталкивались с цыганами. Поэтому вряд ли здесь можно говорить о каком-либо заимствовании.
Известно, что оседлые цыгане чаще всего проводили борцовские состязания по правилам, принятым у тех народов, среди которых они проживали. Например, если опираться на этнографические источники, то в Средней Азии это были правила таджикской борьбы гуштингири и узбекской кураш, в Афганистане – местной пахлавани и персидской кошти, в Индии – по правилам кушти и других местных видов борьбы, у болгарских и турецких цыган практиковались гюреш и каракуджак, а в Молдавии и Румынии этой борьбой была трынтэ.
Причём очень часто цыгане боролись не только между собой, но и с представителями других традиций. Однако, при этом, цыганские борцы все же выделялись из общей среды местных силачей. На Буковине, в Украине, одному из авторов пришлось услышать: «Не борись с цыганом – проиграешь». Прежде всего, специфика цыганской борьбы выражается в применении так называемых «необычных приемов», то есть отдельных технических действий, заимствованных ими или их предками у тех народностей, в ареале проживания которых они находились ранее. Кроме того, очень часто цыганских борцов отличала мастерская работа ногами и высокое искусство проведения разнообразных бросков с помощью ног, подножек и подсечек. В некоторых местах России и Украины подножку даже называли «цыганским приемом».
Яркий момент борьбы приводит в своих воспоминаниях известный деятель цыганской культуры И.И. Ром-Лебедев:
«А Дига не сробел, схватил цыгана за руки, поддел ногой под живот, упал и перекинул через себя, да так, что тот грохнулся спиной о землю, как подрубленная сосна, даже каблуки от сапог отлетели».
У таборных цыган ведущих кочевой образ жизни, наиболее распространенной является борьба вольного стиля, иногда включавшая элементы кулачного боя, различные приемы с болевым воздействием на суставы, а в некоторых случаях даже «пинки ногами». Особенно интересно и с большим накалом проходили схватки между представителями разных таборов, когда ни один из борцов не мог предугадать, что собирается сделать его соперник.
Судя по доступным источникам, в свои тренировки борцы включали разнообразные упражнения с тяжестями: мешками, наполненными землей или камнями, бочкой с водой, камнями разного размера. Кроме того, значительное место отводилось бегу на короткие и длинные дистанции, а также тренировочным схваткам с партнером, в роли которого иногда выступал непременный спутник цыганской жизни в прошлом – медведь.
В Государственном бюджетном учреждении культуры Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева есть один удивительный экспонат – статуэтка «Играющие дети» – это первое изображение борьбы ногами (1880-е гг.).
Данная игра зафиксирована под разными названиями: борьба ногами, по-цыгански, по-татарски, по-гречески, по-аглицки, по-русски, по-кошичьи, по-мышьи, комариная борьба и пр.

Смолинская волость. Борьба по-цыгански нескольких пар одновременно около Царева Кургана (ныне г. Курган курганская обл.) в Троицу. 1895 г.
Писатель Прыжов И. Г. в отрывках писем «Из деревни» 27 апреля 1861 г. события происходили под Москвой в Середникове в Св. Пасхальную неделю: «На беседах занимаются разными забавами, например, борются по-цыгански. Двое лягут на пол рядом, головами в разные стороны, и поднимают один правую, а другой левую ногу и, зацепившись ногами, стараются один другого пригнуть к полу». Текст по: «Спб. ведомости». 1861. № 242.
По свидетельству этнографов И.А. Морозова и И.С. Слепцова, такие игры были и на Русском Севере: «Во многих местах Вологодской области (Тарногский, Нюксенский, Тотемский р-ны, Вельский у.) был известен вид единоборства при помощи ног, который чаще всего называли «цыганской борьбой».
Боролись обычно так: двое парней ложились рядышком на пол, головами в разные стороны, с таким расчетом, чтобы ступни каждого из них находились на уровне бедер соперника. Затем, подняв вверх соприкасающиеся ноги, соперники сцеплялись ими и сгибали их в коленях, причем в исходной позиции пятки у обоих должны были находиться в одном и том же положении («надо пята в пяту угадать»). Для дополнительной устойчивости борющиеся нередко схватывались руками. После этого каждый стремился оторвать соперника от земли или опрокинуть на себя, если противники держались руками. В последнем случае победитель «вознаграждал» своего соперника шлепками по заду.
Реже состязания такого рода устраивались между парнем и девушкой или между мужчиной и женщиной. В некоторых местах сохранились воспоминания о необыкновенно сильных женщинах, которые побеждали мужчин («Всех мужиков борола на сенокосе» – д. Мезенцево Верховажского р-на; «одна сильна была, во как загнула парня-то» – д. Островская Верховажского р-на). Иногда парень, чтобы лишний раз продемонстрировать свое превосходство, боролся с двумя девушками одновременно (д. Бор Вожегодского р-на)».
22 апреля 1918 года Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета было установлено обязательное обучение граждан РСФСР школьного возраста (до 16 лет) и от 16-18 лет, допризывной военной подготовке. для этого было выпущен учебник с подробным описанием обучения. Он был утверждён Заместителем Председателя Революционного Военного Совета Республики Э. Склянским.
Остановимся на обязательных единоборствах, на стр. 47:
Борьба (французская) обучение приёмам и технике,
борьба французская (схватка до 10 мин.),
Борьба в обхват (схватка до 5 мип.),
Борьба на поясах (схватка до 5 мин.),
Перетягивание через черту попарно и шеренгой,
Петушиный бой,
Цыганская борьба (м.к. лёжа ногами).
Использована информация из источников:
https://ethnography-ru.livejournal.com/57721.html

