+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Тун-Пайрам

Тун-Пайрам – праздник первого айрана. Так называют кислый напиток, приготовляемый из перебродившего коровьего молока. Торжество проводилось в степных районах Хакасии в июне, после перекочёвки скотоводов с зимника на летник. Перезимовавший скот поправлялся на первом зелёном корме, появлялись первые молочные продукты.

К празднику Тун-Пайрам готовились за ранее. Заводили первый айран, приготовляли молочные продукты, шили новые платья. В определённый день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине, где устанавливали берёзки, коновязь и разводили большой костёр. К коновязи привязывали ритуального коня, называемого по-хакасски ызых. Конь ызых освящался и считался хранителем благополучия скота.

Почтенный старец подходил к коню, мыл его молоком, окуривал благовонной травой (ирбеном). К хвосту и гриве привязывали ленточки красного и белого цветов. После этого, сняв уздечку, коня отпускали на волю. Выборный старец кропил айраном ритуальный костёр, берёзки и коновязь, благословлял небо и землю с пожеланием, чтобы у скотоводов не переводились скот и молочные продукты.

«Почётный старец вместе с собравшимися обходил их по солнцу (кунгер) девять раз, кроплением айрана на костер, берёзки и коня благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились среди скотоводов, – пишет Алексей Анненков книге «Тун Пайраму – 25! И века…». – Обряд обхождения по солнцу дошёл до хакасов со времён Тюркских каганатов».

После ритуальной части устраивались спортивные состязания: конные скачки, соревнования в силе и ловкости. Победителей щедро угощали айраном и аракой (молочной водкой, перегнанной из айрана).

Хакасы относились к молочным напиткам еще и как к живым существам, обладающим духом. В мифологии существует и сакральное молочное озеро.

«По представлению хакасов, есть небесное молочное озеро, которое является центром вселенной и обителью светлых божеств, – пишет А. Тутачикова в книге «Тун-Пайрам и летний цикл хакасских праздников». – Здесь пребывает хозяин земли – Чир суу, которому подчиняются все земные духи, а также духи предков. В этом небесном озере чайаны (духи) омываются после общения с людьми. В ритуальных текстах Алгысчи называет молочное озеро владениями великой богини Умай».

На празднике айраном и молоком до краев наполняли кубки и кожаные бурдюки, котлы и деревянные кадки, которые служили воплощением изобилия и богатства. И кумыс, и айран – это напитки божественного происхождения, которые способны очистить празднующих от всего дурного, а также принести им здоровье и благополучие. Кстати, в 1873 году хакасским кумысом от «грудной болезни» лечился знаменитый художник В.И. Суриков во время своих визитов в Хакасию.

Первый айран и первая арака считались священными напитками, поэтому их нельзя было проливать на землю. По обычаю вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника, её нельзя было оставлять на следующий день.

В день праздника хакасы устраивали состязание борцов – хурес. Соперники по здешним правилам делились по весовым категориям. Сначала на поле выходили борцы лёгкого веса. Они подходили друг к другу, и каждый из них получал возможность схватить соперника за пояс (хур).

Начиналась схватка по сигналу судьи. Обычные приёмы борьбы – захваты ногой, броски через бедро, броски через голову в положении полулёжа (прогибом), но при этом борцы не должны выпускать из рук пояс соперника. Победителем объявляют того, кто положит на спину или четыре конечности своего соперника. Затем судьи разбивали победителей на пары, и начинался второй раунд. В финале в каждой весовой категории выявлялся победитель.

Стрельба из лука – второй обязательный вид спортивных соревнований на Туй-Пайраме. С древности и по сей день многие скотоводы остаются и охотниками. С появлением огнестрельного оружия стрельба из лука исчезла как военное искусство, но сохранилась как вид спорта.

Проводились соревнования по национальным прыжкам. Ыстанга — одиннадцатикратный прыжок с разбега с ноги на ногу, Кылыы — одиннадцатикратный скачок на одной ноге с разбега, Куобах — одиннадцатикратный прыжок на двух ногах с разбега. Долгое время рекорд Хакасии по национальным прыжкам был 114 метров. В 1981 году победитель Сергей Шкуратов набрал в сумме 117 м 92 см. Этот рекорд Хакасии не побит до сегодняшнего дня.

Самая популярная часть праздника – конные скачки (чарыс). Почти каждый степняк прекрасно разбирался в лошадях и рвался участвовать в скачках. Почти у каждого бая имелись свои беговые лошади (тулбары). Хозяева скакунов сами в забеге не участвовали, а садили мальчиков-подростков. Седоки держались на конях без сёдел, а для отличия на голову повязывали платок определённого цвета. Дистанции (меет) скачек бывали от одной до двадцати пяти вёрст. На скакунов ставили крупные заклады — до трёхсот рублей деньгами, до ста голов крупного рогатого скота. Выигравший пари ставил угощение всему собравшемуся народу. Айранные или кумысные праздники были характерны для многих скотоводческих народов Сибири и Центральной Азии.

Существовали строгие правила проведения скачек, которые устраивались в несколько заездов. В первом из них участвовали лошади-двухлетки, во втором – трёхлетки, в третьем – четырёхлетки, в четвёртом – пятилетки, в пятом – все остальные. В шестом заезде бежали только жеребцы (чорга), а в седьмом – только иноходцы (сайбыр). Дистанция заезда определялась от 3 до 10 км. Конники стартовали вдали от места проведения праздника и приходили к финишу перед толпой зрителей, ожидавших исхода скачек.

Ещё один вид национальных состязаний – поднятие камня (хапчан mac) весом около 80 кг. По правилам надо поднять камень до пояса, сделать приседание, подняться в полный рост и перекинуть камень через плечо. Тот, кто это повторит больше, тот и становился победителем.

На празднике Тун-Пайрам звучала музыка в исполнении различных музыкальных инструментов: чатхан, пыргы, хомыс, тюрлё, хобрах и других. Со всех аалов съезжались на конкурс мастера тахпаха – хакасских песен-сказов. Победителем конкурса среди тахпахчи (исполнителей тахпаха) считался тот, чей тахпах оказывался продолжительнее и остроумнее.

В советское время праздник скотовода Тун-Пайрам был забыт. Традиция возобновилась в 1980 году в связи с проведением 50-летия Хакасской автономной области, и было решено восстановить и проводить регулярно Тун пайрам. Инициаторами стали журналист Юрий Забелин, историк Виктор Бутанаев, этнограф Виктор Кривоногов, художник Александр Котожеков, театральный деятель Эльза Кокова, партийно-государственные деятели Хакасии (Владимир Штыгашев, Елена Филатова) и другие. Первый праздник прошёл в Аскизском районе Хакасии на Базинской поляне 21 июня 1980 года. В последние годы проводится в дни празднования Дня Республики Хакасии в июле, на Сагайской поляне.

Ныне праздник Тун-Пайрам проводится в первое воскресенье июня, когда вовсю зеленеет трава и на лужайках вспыхивают миллионы жарков – символов Хакасии. В новых условиях он получил и некоторые новые черты. Проводится конкурс этнической кухни (традиционные блюда могут попробовать все желающие), ярмарки товаров.

Черты празднования Тун-Пайрана историки увидели даже в наскальной живописи. В изображениях Большой Боярской писаницы есть сюжет с очертаниями жилищ, домашней утвари и скота. Не исключено, что древние обитатели бассейна Среднего Енисея выбивали его в момент проведения хакасского традиционного праздника.

 

 

Использована информация из источников:

https://nbdrx.ru/pdf/Kyzlasov_IL/axikyz064.pdf

http://hakasiya19.ru/publ/66-1-0-457

http://neoregion.tuva.asia/sfo/72-tun-payram.html