+7 (391) 219-00-55
г. Красноярк, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 100 "В"

Армянская борьба гюлеш

В фильме «Не бойся, я с тобой» герой Льва Дурова Сан Саныч перед началом тренировки говорит узникам: «Кстати, очень многое я взял из вашей народной борьбы гюлеш».

Что такое Гюлеш?
Гюлеш (в некоторых диалектах встречаются также термины гюляш, гулеш и др.) – азербайджанская национальная борьба. Устная традиция наделяет её божественным происхождением: один из исследователей быта азербайджанцев XIX в. отметил, что, по их убеждению, борьба «есть дар Аллаха». Историки, хотя и с некоторыми оговорками, усматривают происхождение борьбы от персидской народной борьбы кошти, влияние которой действительно очень заметно в борцовских ритуалах, технике и организации тренировочного процесса.
Народная борьба издавна была одним из важнейших средств физического воспитанияазербайджанского народа. С 1937 года проводятся состязания на первенство как районов и городов, так и республики. Ранее соревнования были местными.
Силачей в сёлах и городах уважали, так как те могли защитить мирных жителей от нападения чужеземцев. Между борцами регулярные состязания проводились во время перерывов в сельскохозяйственных работах, в дни праздников, таких, как Новруз-байрам, а также на свадьбах. На свадьбу специально собирались померяться силой и ловкостью прославленные борцы из разных сёл. Мальчики с детства учились приёмам народной борьбы. Победителю от хозяина дома (борьба происходила как в доме жениха, так и уневесты) полагался калагай – большой шёлковый платок.
Борцы выходят на схватку в шароварах с мягким поясом специального покроя, длиной чуть ниже колен, украшенных вышивкой в народном стиле. Часто тело предварительно смазывается маслом. Иногда, в основном в сельской местности, борцы соревновались в обычной повседневной одежде.
Встреча пехлеванов (борцов) часто решала судьбу сражения целых армий. Бытует народная легенда об АлтыАйлаге из селения Муштагы, который будучи от природы физически сильным, тренировался огромными деревянными булавами, и даже с живым верблюжонком, одной рукой поднимал каменные плиты, вступал в борьбу сразу с несколькими силачами.
В отличие отдругих видов борьбы, начало в гюлеш весьма своеобразное: борцы выходят на середину ковра, подают друг другу руки и, не отпуская захват, попеременно толкаются плечами, причём с третьим толчком, наиболее энергичным, они отталкиваются друг отдруга и начинают схватку.

В Баку у подножьяДевичьей башни в специальном помещении - зорхане (в переводе с азербайджанского буквально «дом силы»), меандры (тренеры) проводили свои занятия с учениками и боролись пахлеваны. ВМузее истории Азербайджана выставлены отдельные сохранившиеся снаряды для зорханы. Предметы эти были тяжёлыми (зорхана мили, палицы, щиты, йекбаргиры, гири) и служили для тренировок. Перед началом же состязания пехлеваны-силачи проводили в зорхана разминку, которая чаще всего проходила в сопровождении народных музыкальных инструментов. На одном из спортивных орудий масляной краской изображена схватка борцов. Этот рисунок даёт представление о том, как проходила схватка в национальной борьбе гюлеш, в какой одежде были спортсмены, какие снаряды и приёмы применялись ими, какими способами пользовались борцы и т. д.

Перед схваткой борцы должны сделать обязательные упражнения по команде арбитра – это тоже оценивается судьями: если в конце поединка будет ничья, то победит тот, кто лучше показал упражнения. Под музыку спортсмены поднимают руки, подходят друг к другу, ударяют ладонями, отталкиваются и выполняют акробатические, ритмические, а также специальные упражнения.
В прошлом в Азербайджане существовали специальные школы зорхана, где под руководством опытных борцов-наставников азербайджанские мужчины могли изучить искусство борьбы. Время их появления в Азербайджане точно не известно, однако можно достоверно утверждать, что они являются персидскими (иранскими) по происхождению.
Уже в XV-XVII вв. зорхана были во многих азербайджанских городах: Тебризе, Арбедине, Ширване, Шуше, Баку, Гяндже и некоторых других. Одна из самых известных, бакинская зорхана, была закрыта в 1893 г. В Южном Азербайджане (район Ирана) зорхана имеются и сейчас, хотя в них произошли инновации, присущие нашему времени.
Интересно отметить, что в «Обозрении российских владений за Кавказом» 1836 года Н. Флоровским даются сведения о спортивных занятиях жителей Елисаветполя (старое название Гянджи), где для борьбы существовал даже особый дом: «Гимнастические упражнения часто занимают жителей Елисаветпольских: они с удовольствием смотрят на борьбу, для которой даже назначен особый дом. Татарывесьма хорошо знают, что такие игры полезны для укрепления тела»
Зорхана представляла собой полуподвальное помещение, большую часть которого занимала специальная площадка (суфре или гоуд). Выше площадки по сторонам были расположены глубокие ниши, в которых раздевались посетители и сидели зрители. Центральной фигурой зорхана являлся мийандар, который руководил тренировочным процессом, а также являлся руководителем зорхана. Мийандару помогал муршуд, в обязанности которого входило битье в барабан, указывавшее темп выполнения упражнений.

В зорхана устраивались также открытые состязания по борьбе с приглашением зрителей, с которых взымалась плата за выступления борцов, за труды мийандара и муршуда, а также шедшая на содержание зорхана.
Кроме того, популярность зорхана нашла своё отражение в народных играх. Например, в прежние времена, среди детей и юношей имела распространение игра с борцовскими булавами  «Зорхана-чалыг»: каждый из участников игры должен был вертеть эту палицу до ста раз, а тот кому это не удавалось – выбывал из игры.
16 ноября 2010 года ЮНЕСКО занесло «Дом силы» в Список культурного нематериального наследия человечества.
Большая работа по воссозданию истории гюлеша и систематизации правил борьбы проделана молодым азербайджанским учёным, доцентом Азербайджанского института физической культуры Э. Рагимовым.
Борцы в гюлеш могут захватывать своего противника ниже пояса (за ноги и зашаровары), им разрешены подножки, подсечки, подхваты, зацепы и некоторые другие приёмы. Перед началом борьбы пехлеваны приветствуют друг друга на середине ковра, а затем танцевальными шагами направляются в противоположные углы ковра. При этом они выполняют движения руками: одной рукой они проводят вверх и назад, а другой – вниз и назад, затем наоборот. Позже борцы, приняв упор лёжа, по 3-4 раза попеременно сгибают и разгибают каждую руку. Схатка начинается сразу после того, как по свистку судьи борцы, выйдя на середину ковра, подадут друг другу руки и трижды толкнутся плечами. Борьба проходит с музыкальным сопровождением, под музыку таких народных инструментов, как зурна и нагара.

 

Раньше борец проигрывал сразу после того, как падал на колени. Для фиксации этого момента борцам на колени привязывали небольшие зеркальца, раздавить которые считалось поражением. Теперь борцам разрешено переходить в партер и пользоваться мостом. Победа присуждается по очкам только в том случае, когда не сделано туше и борец не положен на лопатки. Учитываются как броски противника на ковёр, так и инициатива при ведении схватки.
В народе считается, что победа чаще сопутствует ловким борцам, не обязательнообладающим огромной силой: «Есть пайливаны (борцы) обладающие зором (силой) и пайливаны,обладающие фандом. Последнее качество заключается в находчивости, хитрости, в умении ловко увертываться отпротивника, пользоваться каждым его движением, малейшей его ошибкой, чтобы ловко подставить ему ногу. Пайливан, обладающий фандом, очень часто побеждает вдвое сильнейшего противника».

Со временем зорханы стали терять свою изначальную функцию центров подготовки воинов и превратились в традиционное народное развлечение. В различных регионах Азербайджана во время народных празднеств и свадеб устраивались состязания силачей.
Мало кому известно, что известный азербайджанский ученый-ковродел, народный художник республики Лятиф Керимов в молодости упражнялся и боролся в тебризскойзорхане. Позже в Бакинском цирке под его руководством долгие годы демонстрировались различные номера зорханы. До наших дней хранят традиции зорханы коллектив танцевального ансамбля в Шеки и студенты Национальной академии спорта под руководством профессора Ханлара Курбанова.
Помещение, где сегодня действует историко-краеведческий музей города Ордубада, прежде служило для нахчыванскойзорханы.

 


На первом фото - деревянные булавы («мили») для тренировок, выставленные в Музее истории Азербайджана

 

Использованы материалы следующих открытых интернет-источников: 

https://ru.sputnik.kg/sport/20180727/1040368153/igry-kochevnikov-borba-gyulesh.html
https://srrb.ru/заметки/обзоры-систем-рукопашного-боя/video-vidov-boevyx-iskusstv/gyulesh.html