+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

День бурятской культуры в Красноярске

В Доме офицеров собрались молодые представители этого древнего народа, чтобы поделиться с гостями тем, что бережно хранится в каждой бурятской семье – традициями и обычаями, которые присущи только этой нации.

Буряты - удивительный народ, который уже несколько столетий живёт бок о бок с русскими, являясь частью многонационального населения России. При этом они сумели сохранить самобытность, язык и религию.

Кстати, о том, почему буряты зовутся «бурятами» ученые спорят до сих пор. Оказывается, впервые этот этноним встречается в «Сокровенном сказании монголов» в 1240 годом, а затем это слово исчезает более чем на шесть веков. Снова оно появляется только в письменных источниках конца XIX века.

Есть несколько версий происхождения этого слова. Одна из основных возводит слово «буряты» к хакасскому «пыраат», который восходит к тюркскому термину «бури» – «волк». «Бури-ата» соответственно переводится как «волк-отец». Такая этимология связана с тем, что многие бурятские роды считают волка тотемным животным и своим прародителем.

Казаки называли народ, живущий к западу от хакасов «пыраат». В дальнейшем этот термин русифицировался и стал близок к русскому «брат». Таким образом «бурятами», «братскими людьми», «брацкими мунгалами» стали называть все монголоязычное население Российской империи. Интересной также представляется версия происхождения этнонима от слов «бу» (седой) и «ойрат» (лесные народы). То есть буряты – это коренные для данной местности (Прибайкалье и Забайкалье) народы.

Интересно, что об этом думают сами буряты, особенно молодёжь. Кстати, на празднике действовала одна интересная локация. На столе лежала карта, на которой были обозначены границы родоплеменных территорий, и все выходцы из Бурятии приклеивали наклейки на территорию откуда произошёл его род, чтобы посмотреть кого сколько собралось на праздник. Среди бурят до сих пор сохранилось родоплеменное и территориальное деление. Основные бурятские племена это булагаты, эхириты, хори, хонгодоры, сартулы, цонголы, табангуты. Каждое племя делится ещё и на роды. По территории буряты делятся на нижнеузких, хоринских, агинских, шэнэхэнских, селенгинских и других, в зависимости от земель проживания рода.

Было очень интересно узнать такие подробности о народе, который проживает по соседству с нами.

Также на мероприятии можно было попробовать нарисовать бурятские орнаменты, познакомиться с декоративно-прикладным искусством бурят и узнать о буддизме, который они исповедуют.

Ещё одна сторона национальных традиций – это игры. Буряты кочевники и все их игры так или иначе связаны со скотиной. Широкое распространена получила игра «Шагай» или в «Лодыжки». Лодыжки – это специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног. Игроки кладут на землю, на дощечку или на стол в общую кучку условленное число лодыжек, например, каждый по пять костей. Первый игрок подбрасывает одну лодыжку, той же рукой берет косточку из кучи и ловит подброшенную вверх. Лодыжки, которые он успел схватить из общей кучи, откладывает в сторону до конца игры. Потом повторяет все снова и так продолжает игру до тех пор, пока не уронит подброшенную лодыжку. Тогда вступает в игру следующий игрок. Выигрывает тот, кто заберет больше косточек из общей кучи.

Одна из самых популярных традиционной у бурят игр – «Разбивание хребтовой кости» («hээр шаалган»). Спортсмен должен разбить такую кость одним ударом руки. Оказывается, для этого не нужна особая сила. Необходим опыт, знание как это делать и точно, и резко ударить кость тыльной стороной ладони, тогда она переломитс. Но бывает и так, что игрок ломает себе руку. 

Несмотря на травмоопасность, национальная забава очень популярна, причем в ней принимают участие даже женщины. Чаще всего в эту игру играют в дни Праздника белого месяца (Сагаалгана).

Закончилось мероприятие замечательным концертом, на котором выступили красноярские коллективы и исполнители и гости артисты из Агинского бурятского округа «Национального театр песни и танца «Амар Сайн», победитель конкурса «Нангин бууса» международного фестиваля «Алтаргана 2016» которые играли на национальных народных инструментах – морин-хуур.

А ещё на празднике угощали буузами.