Жизнь большинства из нас сложно представить без сотовых телефонов и сети интернет. Заказать еду, оплатить счета, купить одежду, найти человека и многое другое можно сделать, не выходя из дома, достаточно иметь мобильный телефон или компьютер с доступом в интернет. Но если для одних людей это отличная возможность сэкономить свое время и максимально облегчить себе жизнь, то для других более «предприимчивых» граждан открывается огромное поле для мошеннической деятельности.
Дистанционные мошенничества на сегодняшний день являются одним из самых распространенных и трудно раскрываемых преступлений не только на территории г. Красноярска, но и на всей территории России в целом.
Уровень преступности в сфере информационных технологий, несмотря на принимаемые органами прокуратуры и правоохранительными органами меры, остается стабильно высоким. За 10 месяцев 2024 года по Красноярскому краю всего зарегистрировано 1353 преступления (увеличение на 28,5 % по сравнению с прошлым годом), уровень преступности составляет 14,9 % по краю. С начала 2024 года жертвами интернет-преступников 11 748 жителей Красноярского края, а причиненный ущерб составил более 3 млрд 144 млн руб.
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СПОСОБЫ МОШЕННИЧЕСТВА
После этого звонит сотрудник с именем указанным руководителем и сообщает о попытках перевода личных сбережений на иностранные счета, либо финансирование терроризма, либо ВС Украины и т.п. В целях пресечения преступных операций потерпевшего убеждают прервать транзакции путем перевода денег (личных накоплений или путем взятия кредита) на счет, указанный злоумышленниками.
В ходе общения злоумышленники могут присылать фото удостоверений, повесток, постановлений о возбуждении уголовного дела, подписок о неразглашении следственной тайны и т.д.
Еще одна разновидность преступной схемы – сообщают о том, что ваши персональные данные с личного кабинета «утекли» и теперь преступники могут от вашего имени продать квартиру либо автомобиль, используя электронно-цифровую подпись.
Вторая разновидность таких преступлений – звонок злоумышленника об истечении срока действия медицинского страхового полиса, а для его продления необходимо сообщить код из СМС доступа к аккаунту Госуслуг, в дальнейшем следует оформление заявок на кредиты в банках, получение персональных данных, таких как сведения о доходах, наличие банковских счетов и т.д.
Например, покупатель на сайте оставляет заявку на приобретение товара, ему поступает звонок якобы от сотрудника магазина, предлагается скидка на товар, но только при условии оплаты через СБП или QR-коду, затем злоумышленник присылает в мессенджер ссылку, ведущую на страницу с формой оплаты по QR-коду. Покупатель подтверждает платеж и денежные средства поступают на счет мошенника.
Здесь представлены далеко не все используемые мошенниками схемы, их приемы постоянно меняются и становятся все более изощренными. Длительность общения с жертвой до совершения преступления может достигать нескольких месяцев.
Зачастую после произошедшего люди говорят, что в момент совершения преступления находились в прострации, в результате оказанного психологического и морального давления. От них требуют незамедлительно принять решение и не дают времени на раздумья или возможности связаться с родственниками, друзьями. Преступники действуют настойчиво, в ходе разговора очень грамотно поставлена речь, как правило звонят посредством приложения Ватсп, Вайбер, Телеграм.
Изначально в ходе разговора сложно определить мошенника, пока не начнут просить сообщить пароли и номера карт. Будьте бдительны, не дайте себя обмануть!
ЧТО ДЕЛАТЬ
Проверьте номер, с которого пришло сообщение, сверить его с реальным телефонным номером абонента. Для проверки подлинности адресата необходимо позвонить ему с использованием других средств связи и уточнить отправлял ли он данное сообщение.
Представители правоохранительных органов, а также представители банков никогда не будут звонить по Ватсап, Телеграм, Вайбере. Иные учреждения и коммерческие организации также не звонят с использованием мессенджеров.
Следует помнить, что «безопасных счетов» не существует, а представители Центрального Банка России, не осуществляют работу с физическими лицами.
Если нет сомнений, что это злоумышленник, то необходимо заблокировать этого абонента и удалить сообщение. Ни в коем случае не вступайте в переписку и не переходите по ссылкам, содержащимся в сообщении!
В случае, если вы прошли по ссылке, незамедлительно измените пароль своего аккаунта в Телеграм, проверьте устройства, подключенные к вашему аккаунту. Удалите любые незнакомые устройства. Обратитесь в службу поддержки Телеграм и сообщите о произошедшем. Убедитесь, что включена двухфакторная аутентификация для дополнительной защиты вашего аккаунта. Будьте осторожны с любыми другими подозрительными ссылками и сообщениями.
Никогда не сообщайте по телефону код из СМС, а также свои персональные данные (паспорта, ИНН, СНИЛС, номера банковских карт, и т.п.).
Если вы сообщили код из СМС для подтверждения транзакции (банковского перевода) необходимо незамедлительно обратиться на горячую линию банка и сообщить о данном факте. Также обратиться к сотовому оператору с просьбой заблокировать номер телефона.
В случае взлома учетной записи Госуслуг необходимо заблокировать учетную запись. Сделать это можно либо через мобильное приложение Госуслуги, либо через техподдержку МФЦ, либо лично обратиться в МФЦ.
Не сохраняйте для оплаты в личных кабинетах банковские карты, при возможности заведите отдельную карту для оплаты покупок онлайн.
Проверяйте из других источников предоставленную вам информацию. Будьте бдительными и не поддавайтесь на манипуляции мошенников!
ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ
***
Пенсионерке пообещали 3 000 рублей за то, что она переболела ковидом, но в итоге обманули более чем на 300 000 рублей.
Потерпевшей позвонила женщина с доброжелательным голосом, которая знала все ее данные, ФИО, место жительства, предыдущие ее места работы. Она представилась сотрудником пенсионного фонда и сообщила радостную новость, что ей якобы положены выплаты: 19 тысяч рублей за выслугу лет в советское время и еще тысячи рублей в качестве меры поддержки переболевшим ковидом.
Пенсионерка обрадовалась и принялась со спокойной душой диктовать собеседнице все цифры и пароли, которые ей тут же начали приходить на сотовый телефон. Спустя 15 минут у женщины пропали с карты деньги в размере 340 тысяч рублей, а доброжелательная сотрудница отключилась и пропала.
***
Недавно очередной жертвой мошенников стал 37-летний житель нашего края, которому мошенники предоставили фото, видео и документы, подтверждающие хищение его денежных средств.
В один из дней молодому человеку поступил звонок от сотрудника полиции г. Москвы с таким сообщением – Ваш личный счет взломан! Необходимо все деньги перевести на безопасные счета. Далее последовали звонки от службы безопасности банка, руководителя департамента по борьбе с мошенничеством, сотрудников полиции.
Далее скинули фото о возбуждении уголовного дела в отношении взломщика счета, даже позвонили по видеозвонку от лица руководства органов полиции и убедили установить себе на телефон приложение RuDesktop (удаленный доступ к системе из любой точки мира).
Разрешив доступ к своему телефону, мужчине оставалось лишь наблюдать как робот-помощник оформляет на его имя заявки на кредиты в различных банках.
Далее, получая одобрение в разных банках, они объяснили потерпевшему о необходимости снятия всех кредитных денег в банке и их последующем зачислении на безопасные счета.
Исчерпав кредитный потенциал и начиная получать отказы в банках, преступники оставили жертву в покое. А молодой человек, поняв, что это все обман, обратился в полицию. Помимо заявления, он принес 6 кредитных договоров на сумму более 6 миллионов рублей.