+7 (391) 219-00-55
г. Красноярк, ул. Молокова, 37а

Красноярские хакасы отметили свой Новый год

Совсем недавно в Красноярске прошла череда празднования Новруза, когда народы Средней Азии и Кавказа встретили свой весенний праздник.

В это же время Новый год отмечают и наши соседи – хакасы. Называется он Чыл пазы, что переводится на русский язык как Голова или Начало года – это один из главных календарных праздников хакасского народа.

По древнему поверью, осенью чаяны – духи земли, рек и тайги – уходят на небеса, а весной, с первыми лучами солнца, они возвращаются. В преддверии этого события, люди готовятся к встрече духов: наводят дома порядок, чистят и ремонтируют старую одежду, не допускают никаких ссор.

По традиции в самый день праздника хакасы встречали рассвет на горе и проводили обряд очищения. Но в наше торопливое время и в большом городе это делать сложно, поэтому красноярские хакасы собрались в городском Дворце культуры, чтобы вместе встретить этот замечательный праздник.

Шаман из Хакасии провёл обряд поклонения духам Огня, что символизирует избавление от болезней и разных напастей и переход в Новый год с чистыми помыслами.

Для хакасов священным деревом издревле была берёза – «хазын». В праздник Чыл Пазы Берёзу трижды обходят по ходу солнца и привязывают ленточки-чалама белого, красного, синего цветов. Цвет белой ленточки означает в мифологии хакасского народа чистоту дел, верность, преданность, красный – символ Солнца и Огня, тепла, жизни и достатка, а синий – символ чистого неба, мира и согласия.

Вот и красноярцы повязали на берёзу чалама с добрыми намерениями.

После обряда состоялся очень красивый и необычный конкурс «Мисс Абахай 2018», в котором приняли участие 7 девушек.

Основной акцент в конкурсе был сделан на знание своих корней, традиций и обычаев своего народа. Девушкам пришлось много покопаться в прошлом своей семьи, чтобы достоверно узнать к какому роду они принадлежат.

Задолго до прихода русских в приенисейские степи у хакасов бытовало традиционное деление на роды – сеоки. Сеоки (сӧӧк — букв, кость) вели свою генеалогию по мужской линии и обычно отождествлялись с кровнородственным родом. Население Хакасии разделялось более чем на 150 сеоков.

Названия основных четырех групп хакасов – качинцев, сагайцев, койбалов и кызыльцев – возникли не так давно в отличии от сеоков. Сегодня в Хакасии люди вновь вспоминают свои сеоки. Даже те, кто не знал их от рождения, считают нужным от бабушек и старцев, из расспросов и книг узнать свою родовую принадлежность. И поступают правильно.

Вот и на конкурсе девушки рассказывали к какому роду они принадлежат, где кочевали их предки, чем они занимались. Это было очень интересно и познавательно как для самих участниц, так и для зрителей.

Девушки несколько раз выходили на сцену. Они демонстрировали свои таланты и умения – кто-то пел, кто-то танцевал, а кто-то декламировал народный эпос. Всё было очень ярко, красиво и грациозно.

Самым запоминающимся, конечно же, стал выход в национальных костюмах. У жюри конкурса всегда сложная задача: учитывать не столько костюм, но и с каким достоинством участница его преподносит.

Победительницей конкурса «Мисс Абахай 2018» стала студетка 3 курса Финансового университета при Правительстве РФ Кулемеева Наргиза. I Вице-Мисс – Кокошникова Вика, выпускница Хакасского государственного университета. Ахпашева Юлия, студентка 2 курса СФУ, завоевала звание II Вице-Мисс.

Каждый конкурс «Мисс Абахай» – это масштабное красивое шоу. Зрители имеют возможность не только посмотреть сам конкурс красоты, но и увидеть выступления артистов из Абакана и самодеятельных коллективов.

В этом году на Чыл Пазы в Красноярск приехл фольклорный ансамбль «Хазыр суғ» Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова.

В исполнении музыкантов Вячеслава Албычакова, Анны Куюковой, солистов Тамары Чустеевой и Натальи Сарлиной прозвучали красочные разноплановые композиции – это и любимые в народе тахпахи, и песни, и композиции-зарисовки.

Красноярский край – это не только край причудливых гор, бескрайних степей и лесов. Главное его богатство – это люди. Каждый народ, живущий в крае, имеет право на уважение к его истории, обычаям и традициям, на внимание и интерес к его происхождению, к его быту и нравам. Знание всего этого, в свою очередь, расширяет кругозор каждого из нас, поднимает наш собственный культурный уровень.