В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов. Чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.
В Доме дружбы народов Красноярского края собрались представители этого народа. На праздник пришли и аксакалы, и молодёжь.
В официальной части праздника выступил Шамхан Джунагов – первый руководитель региональной общественной организации «Чеченская диаспора», которая в 2000 году была переименована в «Вайнах». Шамхан Сальмерзаевич рассказал, как создавалось общество, с какими трудностями им пришлось столкнуться.
Выступление продолжил Исмаил Сосиев, действующий председатель организации и поведал собравшимся о том какая работа проводится в настоящее время и выразил свою благодарность молодёжи, которая активно помогает в организации мероприятий организации.
После старейшин на сцену вышли молодые ребята, которые в небольшой сценке рассказали о том, как появился знаменитый кавказский танец.
Тысячу лет назад в предгорьях Кавказа, родился этот танец. Легенда, дошедшая до наших дней, гласит, что в те далёкие времена, народы Кавказа свято чтили свои традиции и соблюдали обычаи предков. Одним из обычаев было особое отношение к женщине. Оскорбления женщины считалось как оскорбление всего рода и позор для мужчин, который смывался только кровью. Суровые законы гор не позволяли выходить девушкам одним, а постороннему мужчине нельзя подойти или заговорить с девушкой.
В те далёкие времена, главным праздником на котором собирались люди была свадьба. На одной из таких свадеб молодой человек увидел красивую девушку в окружении своих подруг. И когда заиграла зажигательная кавказская музыка он подобно орлу поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывал круги словно собираясь взлететь. Потом неожиданно остановившись около неё, он закружился в искромётном танце, преклоняясь на колено и вскакивал вновь. Он смог только бросить короткий взгляд на неё. Так родился это благородный танец.
Позже, в XVII-XVIII веках лезгинку стали танцевать с девушкой. Юноша, сделав движение, мог пригласить ее на танец. Теперь лезгинку танцуют на всех семейных праздниках.
После такого интересного рассказа в круг вышли старейшины и начали танец, который подхватила молодёжь – и началось гуляние весёлое, задорное и искромётное, которое называется Синкъерам.
Синкъерам – это вечеринка для молодёжи, устраиваемая в любом доме, куда приехал гость, тем более, молодая девушка. Молодой джигит в танце приближается к стоящим поодаль девушкам и движением приглашает одну из них на танец. Девушка, подобна лебеди, плавно скользит по залу, а джигит кружится вокруг неё. Так они делают круг, и девушка удаляется к подругам. Парень же приближается к своим товарищам и взрывается новым каскадом быстрых движений, как бы показывая на что он способен и призывая следующего сменить его на площадке. И так бесконечно – джигиты сменяют друг друга, девушки отзываются на приглашение потанцевать и это никому не надоедает.