+7 (391) 219-00-55
г. Красноярк, ул. Молокова, 37а

Белая Русь

Знаете, о чём я думаю осенью, когда вижу, как красноярцы толпами выезжают на поля копать картошку? А когда эти люди возвращаются домой, что они делают в первую очередь? Правильно – готовят драники. Вот я и думаю, что все россияне, и красноярцы в том числе, немного белорусы. Ведь драник – это именно белорусское блюдо, которое так хорошо прижилось и в Сибири

         

Недавно белорусская национально-культурная автономия Красноярска провела в городе замечательный праздник – День белорусского драника. Драники горячие, сочащиеся маслом, с грибами, с овощами, с мясом, а если сметаны капнуть, так вообще язык проглотишь – как вкусно.

Есть такое понятие – языковая группа. Она объединяет близкие народы, отличия в речи и укладе которых ничтожно малы. В семье восточных славян, как в старой русской сказке, оказались три «брата» – белорусы, украинцы и русские. Как в любой семье, братья придумывают друг другу прозвища, ищут отличия друг от друга, но деваться некуда – всё равно они братья.

Так, например, белорусов называют «бульбашами» за их любовь к картофелю. Прозвище происходит от слова «бульба» – картошка.

Надо сразу заметить, что национальная белорусская кухня имеет свою специфику – большое количество блюд из картофеля и предпочтение свинине при приготовлении мясных блюд. Сами названия блюд звучат забавно и аппетитно: печисты, жаркое, верещака, студень, мочанка. Например, мочанка представляет из себя обжарку свиных ребрышек и колбасы с мукой, которую ели обычно с блинами. Тем, кто очень желает похудеть – белорусская кухня просто противопоказана.

 

Кроме того, белорусы готовят много блюд из муки, круп и овощей: блины, оладьи, затирку, молочные беленые супы, кулеш, солодуху, бураки, драники, клецки, разнообразные поливки, холодники и ещё много чего.

Несколько лет назад был в деревне Арефьевка на татарском празднике Сабантуй. Были на празднике и белорусы. Если на татарском столе всегда много разных пирогов, то на белорусском – огромное разнообразие блюд. Что больше всего меня поразило на этом столе, так это окрошка на мясном бульоне. Такого я никогда до этого не пробовал.

Со многими блюдами можно познакомиться на мероприятиях, проводимых белорусской автономией. Кроме праздника, посвящённого дранику, в Красноярске проходят Каляды (под Новый год), Вялiк Дзень (Пасха), Дажынкi (Праздник урожая), Дзяды. И из всех праздников только День независимости Республики Беларусь, который приходится на лето, обходится без застолья.

Местная белорусская национально-культурная автономия города Красноярска существует с 2011 года. До этого она называлась Красноярская краевая национально-культурная автономия «Беларусь», которая была организована в 1998 году. Объединение одно из самых молодых в крае. Сюда входят люди, которым очень дороги свои корни.

                   

Даже в Белоруссии, не говоря уже о белорусах, которые живут в Сибири, стоит проблема самоидентификации, – рассказывает Наталья Юрьевна Александрович, руководитель автономии – Белорусы, долго живущие в России, вообще не делают разницы между собой и русскими. Хотя, конечно, помнят о своих корнях. По культуре мы друг другу близки, потому что в этнологическом смысле среди славян ближе русских и белорусов нет никого.

Вообще же первые белорусы попали в Приенисейскую Сибирь вместе с русскими и украинцами. Белорусы – это те самые литвины, то есть выходцы из Великого княжества Литовского, в которое на тот момент входила Белоруссия. Надо заметить, существует версия, согласно которой основатель Красноярского острога и его первый воевода, и некоторые его товарищи были литвинами.

Массово белорусы стали появляться в крае во время аграрных переселений конца XIX – начала XX века. Тогда из всех переселенцев Енисейской губернии больше половины были с Западной губернии, то есть Белоруссии. Они очень быстро ассимилировались с местными.

В конце XIX века белорусскими крестьянами, были образованы деревни Белорусская, Виленка, Минское, Смоленка.

 

Сегодня в Красноярском крае проживают около 10 000 белорусов. Немного, но они очень трудолюбивы и упорны в делах и внесли большой вклад в развитие региона.

Вот, например, профессор кафедры «Художественная керамика», заслуженный педагог Красноярского края Алесь (Александр) Мигас, который приехал в Красноярск в 1985 году по распределению после окончания Белорусского государственного театрально-художественного института.

Курьёз в том, что Мигас стал первым руководителем этой кафедры. В 1989 году пришла в институт разнарядка – нужны керамисты. А первыми студентами кафедры стали абитуриенты, набранные на специальность «Живопись». Александр Яковлевич возглавлял кафедру более четверти века.

Широко известен в крае Иван Булава, бывший начальник Енисейского речного пароходства.

В 2008 году между Красноярским краем и Республикой Беларусь было заключено соглашение «О торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве». А в 2012 г. Красноярск посетил с визитом чрезвычайный и полномочный посол Республики Беларусь в Российской Федерации А.В. Кобяков, встретившийся с активом национально-культурной автономии.

Автономия, хоть и молодая, объединяет белорусов самых разных возрастов и интересов. Здесь, например, появляется фольклорный ансамбль «Славяночка» под руководством Светланы Мазингер поет песни переселенцев-белорусов, которые были собраны в экспедициях по краю. Художница, Почетный работник образования РФ Марина Тонкаль.

 

Традиции и язык живут в этих людях и оберегают их, также как они берегут свою культуру.

 

Текст: Альфир Фахразиев

Фото: Архив КГАУ "Дом дружбы народов Красноярского края"; Альфред Микус