+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Шофар

Шофар – древнейший еврейский ритуальный духовой музыкальный (сигнальный) инструмент, сделанный из рога животного. Родословная шофара берет свое начало еще из истории о жертвоприношении Авраамом своего сына – Ицхака.
«Придя на место, Авраам устроил жертвенник, Исаака положил на жертвенник поверх дров и уже занёс над ним нож, когда воззвал к нему глас с неба:«Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».
Вместо Исаака в жертву был принесён баран, а поступок Авраама был оценён Всевышним.
Именно шофар звучал у горы Синай во время дарования Торы народу Израиля.


Шофар изготавливается с глубокой древности по сегодняшний день только из натурального рога, благодаря чему его звучание осталось таким же, как и тысячи лет назад. Использовались и используются полые внутри рога баранов, козлов, антилоп, газелей, никогда или почти никогда (из-за ассоциации с золотым тельцом) бычьи или коровьи рога. Поэтому форма и длина шофара может быть самой разной. Всё это имеет за собой религиозные причины.
Долгое время евреи и их традиции преследовались на Пиренейском полуострове, нельзя было даже держать в руках шофар. Мужчины прятали музыкальные инструменты под верхней одеждой, засунув за пояс. Прямые шофары, скорее всего, было легче спрятать. Сефарды предпочитают полностью прямой шофар, повёрнутый вверх. Выпрямление шофара очень сложный процесс, требующий больших усилий, каждый второй шофар ломается, и поэтому шофары для сефардов более дорогие.
Самыми необычными считаются шофары йеменских евреев. Йеменцы были отрезаны на долгие годы от остальных еврейских общин, поэтому отличаются и формой шофаров. Они отдавали предпочтение большим, изготовленным из витых рогов антилопы-куду. У них глубокий, протяжный звук, напоминающий о баране, которого принёс в жертву Авраам. Но в большинстве случаев шофары производятся из кривого бараньего рога.
Польские евреи считают, что шофар должен издавать «рыдающий» звук, чтобы отразить страдания евреев Польши.
В одних странах и общинах принято сильно обрабатывать рог, разогревать его паром для придания нужной формы; в других, напротив, принято сводить обработку к минимуму и формы не менять.


Кончик рога у шофара срезается или просверливается. Трубящий в шофар использует это отверстие для извлечения звука. Известны случаи, когда кончику рога придавали форму простейшего трубного мундштука.
Согласно Галахе (традиционное иудейское право), в шофар трубят во время синагогального богослужения на Рош Ха-Шана (еврейский Новый год) и Йом-Кипур (Судный день, День искупления). На Рош-Ха Шана обычай требует стократного трубления. Во время синагогальной службы трубление выполняется троекратно: каждый раз как «Ташрат» (3 раза), «Ташат» (3 раза), «Тарат» (3 раза), а затем ещё раз «Ташрат», «Ташат», «Тарат» для достижения числа звуков сотни.
Позднее возник обычай трубить в шофар ежедневно в течение всего месяца элул, предшествующего Новому году.
В преддверии Рош Ха-Шана и Йом-Кипур в шофар трубят не только в синагоге, но и в местах скоплениях иудеев, – например, в еврейских школах. В Израиле шофар можно услышать в таких неожиданных местах, как около железнодорожной станции или около торгового центра. Это делается для того, чтобы призвать весь народа Израиля к покаянию.