+7 (391) 219-00-55
г. Красноярк, ул. Молокова, 37а

Ак калпак

Депутаты Киргизской Республики подготовили проект закона, обязывающий президента, премьер-министра и спикера парламента надевать во время официальных приёмов и зарубежных визитов ак калпак (белый колпак) – национальный головной убор. Сейчас традиция дарения калпака вошла даже в государственный этикет. При назначении на должность либо избрании чиновников теперь чествуют белым колпаком. Кроме того, проект закона обязывает спортсменов республики носить его на всех международных соревнованиях.
По мнению авторов документа, это необходимо для «духовного развития и сохранения многовековой традиции киргизского народа» и для того, чтобы «повысить узнаваемость народа Киргизии». Так что этот законопроект практически приравнивает ак калпак к государственному флагу, гербу и гимну.
Что такое «ак калпак»? Это киргизский национальный мужской головной убор и в последние годы его носили лишь в редких торжественных случаях.
В Кыргызстане был учреждён День кыргызского национального головного убора и отмечается он 5 марта начиная с 2011 года. Сделано было это для того чтобы популяризовать ак калпак и, надо отметить, усилия дали положительный результат. Молодёжь проводит флешмобы в белом колпаке, дизайнеры предлагают новые концепции традиционного головного убора, а иностранцы массово закупают экзотичный для них аксессуар.
В День белого колпака в школах и лицеях проходят классные часы на тему об этом головном уборе, в музеях и театрах – презентации на тему исторических корней происхождения колпака, в столице организуются всевозможные флешмобы, активисты молодежных движений даже выходят на праздничный парад, учащиеся школ и студенты ВУЗов устраивают различные национальные игры на центральной площади, исполняют танец кочевников «Кара жорго».
В 2016 году на пятилетие Дня колпака был специально изготовлен огромный 3-метровый ак калпак, который торжественно пронесли по центру Бишкека и мимо столичной мэрии. С тех пор это делают каждый год. Это самый крупный в мире ак калпак – точная копия традиционного головного убора, изготовленная в соответствии со всеми традициями из естественных материалов.
Кто и когда придумал и изготовил первый ак калпак, сейчас уже не узнать, но с уверенностью можно сказать, что кыргызы – единственные, кто до сих пор носит его в массовом порядке.
В эпосе «Манас» кыргызский народ характеризуется как «народ, носящий белый колпак, вершина которого белая, как вершины Тянь-Шаньских гор, а основание тёмное, как подножие гор».
Мужчины Средней Азии начали носить его в древние времена, ещё в XIII веке. Надевали его все от хана до бедняка, от молодого джигита до аксакала. Колпак не только дополнял традиционную мужскую одежду, но и был главным атрибутом в установлении социального статуса его обладателя.
Богатые люди носили колпак повыше, как бы прибавляя себе роста и казаться более импозантными. Всаднику же колпак придавал мужественность благодаря устремленным вперед изогнутым углам.
Вообще существует около 80 видов колпака. Делятся они по форме, значению, сложности изготовления и по цвету. Точнее сказать сам цвет колпака не меняется (само понятие ак калпак подразумевает белый цвет), а вот окантовка меняется в зависимости от возраста владельца. Сразу оговорюсь, что раньше киргизы никогда не праздновали дни рождения каждый год, они отмечали 12-летний цикл жизни – мучал. Поэтому:
– Зелёная или красная окантовка – его принято дарить мальчикам в 12 лет. Зелёный цвет – цвет молодости, начала жизненного пути;
– Синяя или голубая окантовка – юношеский ак калпак. В таком цвете ходили молодые с 24 лет. Цвет неба говорил о росте и взрослении;
– Колпак с коричневым (олицетворяющим землю) кантом надевали мужчины в 36, когда они уже становились главой семьи, набрались жизненного опыта и могли приносить пользу своей родине;
– Бежевый цвет окантовки носили мужчины в 48, когда они могли подавать пример другим и подрастающему поколению.
– Перешагнув 60-летний рубеж мужчина надевал колпак с чёрным кантом. Чёрная линия на белом фоне означает мудрость, богатый жизненный опыт его владельца и умение отличать хорошее от плохого.
– Самый почетный – полностью белый колпак – головной убор старейшин, аксакалов.
Также колпак говорил о семейном статусе мужчины. Если молодой человек выходил в свет в белом колпаке с красной каймой, то это говорило о том, что он в активном поиске второй половины. В этот момент сваты должны были подсуетиться и свести его с потенциальной невестой.
А вот если такой колпак надевал пожилой вдовец – это означало, что повзрослевшие дети разрешили ему жениться во второй раз.
Калпак из белоснежного войлока с отделкой из белых тканей дарят только в знак признания лидерства человека.
Кроме того, каждый элемент колпака имеет своё значение. Колпак шьётся из четырёх клиньев, расширяющихся книзу, по бокам клинья до конца не сшивают, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца высокогорья.
На макушке колпака пересекаются 4 линии окантовки, олицетворяющие солнце, символ жизни, бытия и существования вообще.
Верх колпака обязательно украшает кисточка при этом она всегда должна находиться спереди. Кисточка символизирует арчу, а арча у кыргызов ассоциируется с вечностью. Кроме того, кисточка – символ мира, глубоких корней, достатка и сытой жизни, радостной молодости и почтенной старости.
А уж об орнаментах, украшающих белый войлок колпака, сложены сотни легенд.
Орнамент по-кыргызски называется «оймо». На детском головном уборе имеется четыре «лепестка», которые направлены в разные стороны. Этот узор называется «умай эне». Его вышивали на детских принадлежностях, так как считалось, что мать Умай охраняет ребёнка во сне от злых духов.
Когда молодому человеку исполнялось 24 года, цвет окантовки менялся на голубой, соответственно менялся и узор: он вытягивался в две стороны. Это означало, что обладатель ак калпака уже вполне взрослый и может воевать, может защищать свой дом.
Когда отвороты белые, а узоры смотрят вверх и вниз – это значит, что перед вами уважаемый человек, руководитель, начальник. Значение имеет и высота колпака: чем он выше, тем больший перед вами начальник. По идее самый высокий колпак должен быть у президента Кыргызстана.
Но не только цвета и орнаменты рассказывали о мужчине. Разрез клиньев на ак калпаке давал понять, к какому роду принадлежит джигит.
Каждый из узоров несёт особый смысл, каждый можно было раньше прочитать. К сожалению, сейчас же часто встречаются узоры ни о чём, а то, вообще, женский узор на мужском колпаке. Это недопустимо. Нельзя путать мужские и женские орнаменты, потому что каждый из них несёт свою энергетику. Порой старики и даже мастера, которые изготавливают колпаки, не знают значения орнаментов.
Для настоящего колпака используют войлок из вымытой, вычищенной, вычесанной, нигде не использованной белой тонкорунной шерсти. Колпак считался не только традиционным головным убором кыргызов, но и подчеркивал материальное благосостояние владельца. В древности даже говорили: «Взрослый верблюд – цена колпака из того сукна».
Кстати, слово «ак», которое переводится как «белый», киргизы используют в нескольких смыслах, кроме обозначения цвета: чистый, честный, священный. В отношении калпака используются, скорее всего, два смысла – белый и священный.
В XIX веке производство колпаков было женским делом, а продавали их мужчины. Для изготовления колпака заказчик сдавал целое руно молодого ягнёнка и руно брали в качестве оплаты.
Если говорить о практичности, то нужно отметить, что колпак является одним из самых «мобильных» головных уборов. Благодаря мягкому войлоку его можно вывернуть наизнанку, а клинья позволяют сложить его в четыре раза, при этом головной убор не теряет свою форму. Из-за плотного войлока из натуральной шерсти колпак согревает в холод, охлаждает в жару и не пропускает влагу.
У кыргызов есть пословица, которую можно перевести так: «Если шапку снял, то и голову потерял». Колпак – ценный подарок уважаемым людям и близким. Его нельзя бросать, терять, ставить на землю, продавать или передаривать свой колпак другому. Считалось, что вместе с ним человек лишается своего достоинства, ума и благочестия. Головной убор символизирует священную защиту, и нападение на его владельца считалось святотатством и богохульством. Колпак нужно снимать двумя руками и ставить только на почетном месте, а перед сном необходимо оставлять его у изголовья.
Подобное отношение к колпаку было и у соседей кыргызов – казахов, у которых и сами колпаки были похожи. Для казахской же аристократии и знати существовал ещё и особый вид колпака – айыр калпак, представлявший собой конусообразную шляпу с загнутыми к верху полями. Изнутри его, как правило, оторачивали тонким войлоком или плотной тканью, а снаружи отделывали особенно дорогим материалом (бархатом, атласом). Наибольшую ценность представлял декор айыр калпака – позумент из золотой нити в виде растительных узоров.