+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 100 "В"

Кинотеатр «Родина»: легендарное здание вчера и сегодня

Интервью с Ольгой Барабановой, возглавлявшей кинотеатр «Родина» в 1983-2007 годах.

«Приехала на встречу со своей молодостью»

 

- Ольга Федоровна, сегодня вы впервые после долгого времени посетили бывший кинотеатр «Родина», где сейчас располагается Дом дружбы народов Красноярского края, здание, которому больше 20 лет жизни отдали, с какими эмоциями вы шли и что увидели, что вам показалось знакомым, а что вас удивило?

Ольга Барабанова: Когда меня пригласили, я думала, что буду спокойна. Ведь уже столько лет прошло, я уже давно никак не связана с этим зданием. Но когда села в машину… У меня появилось ощущение, что я еду на встречу со своей молодостью. На самом деле от той «Родины» ничего не осталось, кроме панно. Я рада этому, потому что старое здание действительно требовало уже ремонта. Всегда говорила, что если бы за него взялись хотя бы в начале двухтысячных, то можно было бы его еще как-то восстановить. А уже к 2007 году оно так обветшало, что его проще было, наверное, снести. Сейчас здание совершенно другое, я это поняла с самого входа, как только зашла. Я очень рада, что выстроили такое здание, что осталось название «Родина», что осталось панно на фасаде, что в здании есть кинозал и сюда вернется эта «киношная» жизнь.

-  Вы помните свой первые рабочие дни в кинотеатре Родина»? Какие первоочередные задачи стояли перед вами?

Я была тогда, в 1983 году, заместителем директора кинотеатра «Юбилейный», и как раз после капитального ремонта открывался кинотеатр «Родина». Я должна была стать директором «Юбилейного», но приехал руководитель нашего краевого управления кинофикации и сказал, что назначает меня директором «Родины». Мне было 33 года, я была первым директором в таком возрасте, в то время таких молодых еще не было. Кстати, это был первый год, когда руководителями утверждали не членов партии. Если «Юбилейный» в то время процветал, в нем было примерно 100 мероприятий в месяц, то «Родина» только сдалась после капитального ремонта. Помню, были мраморные стены в фойе, деревянные кресла в зале... До смешного доходило: например, мы вынуждены были придумывать, как на этих мраморных стенах сделать крепления, чтобы повесить афиши. Креплениями для афиш нам служили карнизы для штор… Мужчины, сотрудники кинотеатра, восхищались: «Ольга Федоровна, как же вы все придумываете!».

Конечно, самая главная задача была - вернуть потерянного зрителя. Репертуар мы, директора кинотеатров (тогда еще «Металлург» работал), составляли самостоятельно. Я лично ездила раз в неделю в прокат, осматривала за день 5-6 фильмов, прикидывала, что любит «мой» зритель. Каждый фильм выпускался премьерой, и если не приезжали создатели картины, то я устраивала перед показом целое шоу. Если была премьера цыганского фильма, то у нас на сцене стояла кибитка, из нее выскакивал цыганский ансамбль, ведущими были певцы, которые исполняли цыганские песни и т.д.

-  Как люди реагировали на такую подачу?

Как люди реагировали… Вот почему сейчас с такой теплотой вспоминают «Родину»? Это намоленное место, место, которое называют местом силы. Атмосфера, сама аура в зале была доброжелательная, зрители всегда были довольны. «Родина» была центром жизни: здесь показывали политические кинопанорамы, проводились субботние кинолото. Время, напомню, большого дефицита, а у нас в качестве призов были кофемолки, утюги, стиральные машины. Многие предприятия правобережья были нашими «шефами», спонсорами, и, когда мне надо было что-нибудь, я шла к руководителям и говорила: мне для кинолото нужно то, то, и то.

Розыгрыши призов происходили так: люди покупали билеты и отдельно покупали билеты на кинолото. Это были такие карточки, в которых были 35 названий фильмов. Карточка представляла из себя основную часть и корешок, люди зачеркивали 5 фильмов, в корешке делали то же самое. Сама карточка сдавалась в жюри конкурса, а корешок оставался у зрителя. Затем, перед фильмом, был розыгрыш: крутили барабан, доставали шарики с номерами...

Вот представьте себе, это сейчас интернет, можно любой фрагмент из любого фильма скачать для показа, а тогда этого не было. 35 коробок с фрагментами из фильмов лежали в киноаппаратной. И вот, когда выпадало название фильма, в аппаратной моментально заряжали эту часть, показывали ее на экране, чтобы люди видели, какой фильм выиграл. Затем начинался концерт или какая-то встреча. В это время комиссия разбирала карточки, подсчитывали, находили победителей. Затем комиссия объявляла выигрышные номера. Люди выходили, получали кто кофемолку, кто утюг, книги и т.д. Про нас заметка даже вышла в газете с заголовком «Из кинотеатра со стиральной машиной». Зрителям очень нравились розыгрыши, зал всегда был переполнен, иногда даже приходилось подставлять стулья.

- В кинотеатре было много «звездных» гостей, кто-то особенно запомнился?

- Я с первого года своей работы в «Родине» завела альбом «Наши гости». Тогда много проблем было с фотографиями: нужно было специально нанимать фотографа, была проблема со светом в кинозале, а некоторые звезды запрещали их снимать. Иногда некоторые из них разрешали сделать снимки только после того, как мы посидим в кабинете, поедим пельмешек с водочкой… И тогда уже, в неформальной обстановке, соглашались сделать пару снимков. Больше ста автографов от гостей «Родины» собрано было в этом альбоме.

В качестве звездных гостей к нам приходили Василий Лановой, Сергей Шакуров, дважды был Никита Михалков. Кто бы ни приезжал, я разными путями узнавала интересную информацию о наших гостях. Я знаю, что, допустим, в «Луче» могли просто сказать: «У нас в гостях народный артист России Никита Михалков», - и все! Я, естественно, рассказываю о нем все, что знаю и завершаю представление словами, что он - наше национальное достояние и наша национальная гордость. Михалков, естественно, растаял, обнял меня прямо на сцене.

Люди уже знали, что если будет встреча с творческой личностью в «Родине», то это будет интересно. Некоторых артистов приходилось к общению со зрителями готовить. Допустим, Владимир Меньшов и Анатолий Кузнецов перед встречей уткнулись в газеты, и я переживала, как они будут себя вести на встрече со зрителями, потому что было видно, что они не общительны и не в настроении. Вот начинаю «расшевеливать», начинаю с ними разговаривать. А затем на сцене представляю, как самых дорогих гостей. И все, минимум час, эта встреча идет, артист общается, зрители довольны. Каждая встреча была праздником.

«Кинозрелищное предприятие»

Мы были бюджетниками до 1990 года. Помимо бюджета кинотеатру на содержание в месяц выдавалось 24 рубля. Выживали в основном за счет предприятий, с которыми были в дружеских отношениях.

В 1990 году, когда началась волна переходов предприятий на самоокупаемость, кинотеатр «Родина» и кинотеатр «Октябрь» вышли на хозрасчет, и мы получили статус «кинозрелищное предприятие». Просуществовали мы таким образом года полтора, сами себя обеспечивали полностью.

В 1992 году «Родина» стала муниципальным учреждением культуры, и, хотя теперь мы назывались по-другому, но по факту оставались кинозрелищным предприятием. Последнее время на год давали 50 тысяч рублей, столько была плата за коммунальные услуги в здании в месяц.

В 90-е годы на экранах была одна чернуха, мы поставили перед собой задачу - не потерять зрителя. Стали проводить много мероприятий бесплатно, только на отечественных фильмах, и это помогло нам пережить это время.

1995 году «Родина» стала Лауреатом премии «Вдохновение» и лучшим кинотеатром в Красноярском крае.

Мы самые первые в Сибири получили звание «Центр Российской кинематографии». В 1997 году Госкино предложило совместно с администрацией нашего города сделать из нашего кинотеатра действительно современный кинотеатр со всей современной аппаратурой. Нужно было от администрации 50 миллионов рублей на капитальный ремонт, но в городе не нашлось таких денег… Но несмотря ни на что, мы продолжали оставаться лучшими в своей нише. По посещаемости, по отношению к зрителям - «Родина» была любимым местом досуга.

Кстати, за эти годы, начиная с 1993 по 2007, я отбила атаки, наверное, девятнадцати желающих купить кинотеатр.

… В это время последовательно закрывались все красноярские кинотеатры. Сначала их было 18, осталось 8, потом 4, потом вообще два. Все чаще говорили о том, что кинотеатры - это большое ярмо на шее бюджета. При этом на момент закрытия у нас не было ни рубля долга.

«В зрительном зале порубили все кресла и экран»

- Вы следили за судьбой здания уже после закрытия кинотеатра «Родина»?

-  Конечно! Мне было обидно, когда закрыли кинотеатр, ведь даже ничего забрать не дали. У меня просили киноэкран разные организации, кресла тоже можно было подарить, хотя бы половину. Пока шел процесс ликвидации, аппаратуру и еще какие-то ценные вещи забрали, а все остальное оставили. Впоследствии в пустующее здание залезли бомжи, жгли костры в моем кабинете, жили там, в зрительном зале порубили все кресла и экран, все батареи были сняты, несколько раз в подвале был пожар. Потом, когда испортили панно, у меня было ощущение, что мне по лицу начеркали. Мы ведь знали, как это панно делалось: студенты наших вузов по берегам Енисея собирали эти цветные камни, и заслуженные деятели искусства все это делали, это панно было визитной карточкой города, не только правобережья. Было больно на это все смотреть…

После того, как в 2018 году здание передали под Дом дружбы народов, и началось строительство, я постоянно следила за процессом. Когда проезжала мимо, смотрела, как идет стройка. Учитывая состояние здания, ничего не оставалось делать, кроме как разрушать все до основания и сделать новое. Ведь бывшее здание было предназначено только для того, чтобы проводить кинопоказы, не было специальных помещений для какой-либо другой работы. И сегодня, увидев, как изнутри изменилось здание, я испытала радость. Это, конечно, сказка, что вы сделали!

- Я очень надеюсь, что мы, вдохновившись вашей энергией, вашим посылом, вашей изобретательностью в создании мероприятий, будем нести дальше флаг «Родины». Как вы считаете, в настоящее время может ли Дом дружбы стать центром притяжения правого берега, как и когда-то кинотеатр «Родина»?

-  Я думаю, да! Особенно, если у вас будет функционировать кинозал на 200-250 мест. Мы в наше время о таком ремонте даже мечтать не могли, о таких стенах, с какой-то супер краской, о такой современной мебели, о таких помещениях. Я очень рада, что «Родина» сохранилась и надеюсь, что вы действительно станете центром притяжения правого берега.