Сибиряки с кавказскими корнями
В 2018 Красноярская региональная чечено-ингушская общественная организация «Вайнах» отметила своё 20-летие.
В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов. Чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.
В Доме дружбы народов Красноярского края собрались представители этого народа. На праздник пришли и аксакалы, и молодёжь.
В официальной части праздника выступил Шамхан Джунагов – первый руководитель региональной общественной организации «Чеченская диаспора», которая в 2000 году была переименована в «Вайнах». Шамхан Сальмерзаевич рассказал, как создавалось общество, с какими трудностями им пришлось столкнуться.
Выступление продолжил Исмаил Сосиев, действующий председатель организации. Он поведал собравшимся о том, какая работа проводится в настоящее время, выразил благодарность молодёжи, которая активно помогает в подготовке мероприятий организации.
«Вайнах» был спонсором крупнейших международных соревнований – Голден Гран-при Иван Ярыгин, Международного юношеского турнира имени Бувайсара Сайтиева, шефствует над детскими домами и интернатами края, помогает осуждённым независимо от национальности – доставляет питание, литературу, уделяет большое внимание воспитанию подрастающего поколения. А председатель организации Исмаил Сосиев является президентом фонда Бувайсара Сайтиева.
Ведётся большая воспитательная работа среди молодёжи, чтобы уберечь её от втягивания в радикальные исламские движения – уж лучше пускай занимаются спортом. Многие ребята занимаются вольной и греко-римской борьбой в Академии борьбы имени Д.Г. Миндиашвили, народ-то спортивный!
Немногие диаспоры могут похвастаться своими олимпийскими чемпионами. У красноярских вайнахов их трое: Адам Сайтиев, Назир Манкиев и трёхкратный олимпийский чемпион, легенда спорта Бувайсар Сайтиев.
После старейшин на сцену вышли молодые ребята, которые в небольшой сценке рассказали о том, как появился знаменитый кавказский танец.
…Тысячу лет назад в предгорьях Кавказа родился этот танец. Легенда, дошедшая до наших дней, гласит, что в те далёкие времена народы Кавказа свято чтили свои традиции и соблюдали обычаи предков. Одним из обычаев было особое отношение к женщине. Оскорбление женщины считалось оскорблением всего рода и позором для мужчин, который смывался только кровью. Суровые законы гор не позволяли выходить девушкам одним, а постороннему мужчине нельзя подойти или заговорить с девушкой.
В те далёкие времена, главным праздником, на котором собирались люди, была свадьба. На одной из таких свадеб молодой человек увидел красивую девушку в окружении своих подруг. И когда заиграла зажигательная кавказская музыка он подобно орлу, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывал круги, словно собираясь взлететь. Потом неожиданно остановившись около неё, он закружился в искромётном танце, преклоняясь на колено и вскакивая вновь. Он смог только бросить короткий взгляд на неё. Так родился это благородный танец.
Позже, в XVII-XVIII веках, лезгинку стали танцевать с девушкой. Юноша, сделав движение, мог пригласить ее на танец. Теперь лезгинку танцуют на всех семейных праздниках.
Еще один танец, который начинают старейшины, а затем подхватывает молодежь – Синкъерам.
Синкъерам – это вечеринка для молодёжи, устраиваемая в любом доме, куда приехал гость, в особенности, если этот гость - молодая девушка. Молодой джигит в танце приближается к стоящим поодаль девушкам и движением приглашает одну из них на танец. Девушка, подобно лебеди, плавно скользит по залу, а джигит кружится вокруг неё. Так они делают круг, и девушка удаляется к подругам. Парень же приближается к своим товарищам и взрывается новым каскадом быстрых движений, как бы показывая, на что он способен, и призывая следующего сменить его на площадке. И так бесконечно – джигиты сменяют друг друга, девушки отзываются на приглашение потанцевать, и это никому не надоедает.
Такие вечеринки очень актуальны здесь, вдали от родины, они позволяют собрать юношей и девушек и создать им условия для общения.
В публикации использованы материалы из архива Дома Дружбы народов Красноярского края и открытых интернет-источников.