+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Армянская община

 

Епархии Армянской Апостольской церкви – 300 лет. Армяне на территории нынешнего Красноярского края появились в XIX веке – по итогам Всероссийской переписи 1897 г. зафиксировано 44 человека.

Вплоть до середины XX в. численность армян в Красноярском крае оставалась незначительной. И только в послевоенный период в связи с индустриальным развитием региона начался устойчивый прирост армянского населения.

На сегодняшний день в Красноярском крае проживает более 10 тыс. армян. И надо заметить, что для армянского сообщества характерен высокий уровень этничности и национального самосознания – родным языком владеют более 90 % армян. В то же время у них хорошие адаптационные возможности – русским языком владеют почти 100% армян.

Армяне отдают предпочтение моноэтническим бракам, так как возможность самосохранения нации они видят в сохранении традиций каждым в отдельности и особенно в семье.

 

Большой всплеск активности армянской диаспоры г. Красноярска произошёл в связи с трагическими событиями в Спитаке, разрушенном сильнейшим землетрясением. В Красноярске одним из первых в стране было создано общество армянской культуры, которое занялось сбором и отправкой гуманитарных грузов в пострадавший район.

На базе этого общества в декабре 1988 года было создано Красноярское общество армянской культуры «Ехпайрутюн» («Братство»).

2017 год для общества оказался богатым на события. В мае армяне России отметили 300-летие создания первой в России епархии Армянской Апостольской церкви.

Глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской церкви архиепископ Езрас Нерсесян провёл чин освящения двух поклонных крестов-хачкаров (дословно хачкар переводится с армянского как «крест-камень» – этот древнейший вид памятников армянской культуры, представляет собой каменную плиту с искусно вырезанным на ее поверхности крестом). Они установлены в астраханском парке «Армения», на том самом месте, где в начале XVII века начала формироваться армянская слобода, в 1630-е годы возник армянский гостиный двор, а затем был построен армянский Успенский собор.

До революции в Астрахани было 5 армянских, или армяно-григорианских церквей и 1 часовня. Среди них: Успенский собор (построен в 1706-1709 гг. на месте прежней деревянной церкви, разрушен в 1935 г.), церковь Петра и Павла (построена в 1763-1771 гг., разрушена в 1936 г.) и др. Ни одна из старых армянских церквей не сохранилась.

В это же время в Москве Верховный патриарх и католикос всех армян Гарегин II принял участие в открытии художественной выставки, приуроченной к 300-летию создания первой в России епархии Армянской апостольской церкви.

Среди экспонатов - бесценные реликвии раннехристианского периода: пояс Урарту – реликвии эпохи Урарту, монета Тиграна II, Тиграна Великого - в его царствование Армения была от моря до моря.

Патриарху также показали работы самых известных армянских художников, среди которых Иван Айвазовский, 200-летие со дня рождения которого также праздновали в этом году.

Замечу от себя – это один из любимейших моих художников. Я много читал о нём, но недавно, с удивлением узнал, что его настоящее имя Ованнес Айвазян.

Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист, автор более шести тысяч полотен. Профессор, академик, меценат, почетный член Академий художеств Санкт-Петербурга, Амстердама, Рима, Штутгарта, Парижа и Флоренции.

Родился он в Феодосии, в 1817 году, в семье Геворка и Рипсиме Гайвазовских. Мать Ованеса (армянский вариант имени Иван) была чистокровной армянкой, а отец происходил из армян, переселившихся из Западной Армении, оказавшейся под владычеством турок, в Галицию. В Феодосии Геворк поселился под фамилией Гайвазовский, записав ее на польский манер.

В возрасте 13 лет Иван Айвазовский стал самым юным учеником Академии в пейзажном классе Воробьева. Опытный педагог сразу оценил всю величину и мощь таланта Айвазовского и по мере сил и возможностей дал юноше классическое художественное образование, своего рода теоретическую и практическую базу для живописца-виртуоза, каким вскоре стал Иван Константинович.

В сентябре 1837 года, талантливый студент получил золотую медаль за картину «Штиль», после чего руководством Академии было принято решение выпустить художника из учебного заведения, поскольку оно ему ничего уже не могло дать.

Так в 20 лет Иван Айвазовский стал самым молодым выпускником Академии художеств (по правилам ему полагалось учиться еще три года) и отправился в оплачиваемое путешествие: сначала в родной Крым на два года, а затем – на шесть лет в Европу.

Посетив Венецию, Флоренцию и Рим, Иван Константинович встретился со старшим братом Габриэлом, монахом на острове Святого Лазаря, познакомился с Гоголем. В Италии художник изучал произведения великих мастеров и много писал сам. Везде он выставлял свои картины, многие раскупались сразу же.

Его шедевр «Хаос» пожелал купить сам Папа Римский. Услышав об этом, Иван Константинович лично подарил картину понтифику. Растроганный Григорий XVI вручил живописцу золотую медаль, а слава о талантливом маринисте загремела на всю Европу. Затем художник посетил Швейцарию, Голландию, Англию, Португалию и Испанию. На пути домой корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в шторм, разразилась страшная буря. Некоторое время ходили слухи, что маринист погиб, но, к счастью, ему удалось вернуться домой живым и невредимым.

Айвазовскому выпала счастливая судьба водить знакомство и даже дружбу со многими выдающимися людьми той эпохи. Художник был близко знаком с Александром Пушкиным, Глинкой, Николаем Раевским, Кипренским, Брюлловым, Жуковским, не говоря уже о дружбе с императорским семейством. И все же связи, богатство, слава не прельщали художника. Главными в его жизни всегда были семья, простые люди, любимая работа.

Собственно, такими и остаются армяне по сей день. На любое мероприятие они приходят семьями и обязательно с детьми.

Армяне работают в самых разных сферах. Среди них можно отметить почетного гражданина г. Красноярска, заслуженного архитектора России Арэга Демирханова, мецената Саркиса Мурадяна, заслуженного работника культуры России Германа Шахраманяна, видных зодчих, творивших в Норильске, Геворга Кочара и Микаэла Мазманяна, основателя красноярской научной школы лесной микробиологии, профессора Азата Гукасяна, заслуженного врача Российской Федерации, главного врача Института медицинских проблем Севера Минздрава РФ Эдуарда Каспарова, скрипача-виртуоза Вардана Маркосяна, заслуженного тренера СССР Сергея Хачикяна, чемпиона мира по вольной борьбе Владимира Модосяна и др.

Армяне (самоназвание «хай») – один из древнейших народов мира, пронёсший свой язык и культуру на протяжении трёх тысячелетий. И достойно несут в наше время. Не будь этого народа наш мир был бы беднее.