О святителе Луке (Войно-Ясенецком)
Личность святителя Луки (Войно-Ясенецкого, 1877–1961) пользуется большим интересом у многих священнослужителей, верующих, медицинской общественности, исследователей и просто у тех, кому небезразлична жизнь этого святого. Причем интерес вызывает как врачебная деятельность профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, так и архиерейское служение архиепископа, принявшего монашеский постриг с именем евангелиста Луки и ставшего епископом Российской православной церкви (РПЦ) в разгар большевистских гонений на религию.
О владыке Луке за последние десятилетия написаны статьи и целые книги. Многие из них посвящены исповедническому и архипастырскому подвигу епископа-хирурга. Мы же кратко коснёмся его биографии, что и послужило поводом для написания настоящей статьи в годовщину 100-летия архиерейской хиротонии святителя.
Хиротония состоялась 31 мая 1923 года в Пенджикенте (Таджикистан). За несколько дней до этого в Ташкенте епископом Андреем (Ухтомским) отец Валентин Войно-Ясенецкий был тайно пострижен в монашество с именем Лука. Принятие пострига является одним из необходимых условий для того, чтобы стать епископом.
Кроме этого, Апостольское правило предписывает: «Епископа да поставляют два или три епископа». В Ташкенте же в то время не было двух архиереев.
Поэтому иеромонах Лука в сопровождении старшего сына Михаила тайно выехал через Самарканд в Пенджикент, где отбывали ссылку канонические епископы РПЦ Даниил (Троицкий) и Василий (Зуммер). Они и совершили архиерейскую хиротонию над отцом Лукой.
Святитель Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился в г. Керчи 27 апреля 1877 года. Он был третьим ребенком в семье, всего же детей было пятеро. Личность Валентина формировалась в русле православных традиций, хотя православного вероисповедания была только мать будущего святителя, Мария Дмитриевна. Отец же, Феликс Станиславович, был глубоко верующим католиком, который часто и тихо молился. Лидером дома оставалась мать. В 1889 году семья Войно-Ясенецких переехала в г. Киев, где в 1895 году Валентин окончил 2-ю Киевскую гимназию и художественную школу. После этого он недолго стоял перед выбором — быть художником или врачом.
Молодой человек решил посвятить свои силы медицине. Важнейшим критерием в осуществлении этого ответственного выбора явилось желание помогать страждущим людям. В 1898 году после кратковременной учебы в Академии художеств (г. Санкт-Петербург), в художественной школе профессора Генриха Книрра (г. Мюнхен), на юридическом факультете Киевского университета Валентин Войно-Ясенецкий поступил на медицинский факультет того же университета, который окончил с отличием в 1903 году. Сокурсникам он тогда объявил, что желает стать земским «мужицким» доктором, что в дальнейшем в полной мере и реализовал, работая земским врачом в разных губерниях России. Молодой доктор трудился в сложных условиях нехватки врачей и эффективных методов лечения некоторых тяжёлых болезней, в особенности гнойных заболеваний, а также проблем с анестезией.
С началом Русско-японской войны в 1904 году Валентин Феликсович отправился на Дальний Восток для участия в деятельности отряда Красного Креста. В г. Чите молодой врач работал военно-полевым хирургом и даже возглавлял отделение хирургии при развёрнутом там госпитале киевского Красного Креста. В 1905 году Валентин женился на сестре милосердия Анне Васильевне Ланской, которая была неизменной помощницей мужу в семейных делах, а также в активной докторской практике и научной работе.
После войны, в период с 1905 по 1917 год, В. Ф. Войно-Ясенецкий трудился в городских и сельских больницах разных регионов страны: в Симбирской, Курской, Саратовской и Московской губерниях. В 1909 году Валентин Феликсович приехал в Москву, где до 1910 года проходил экстернатуру в хирургической клинике профессора П. И. Дьяконова.
В 1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую диссертацию по регионарной анестезии, за которую Варшавский университет удостоил его особой премией имени Адама Хойнацкого.
В период Первой мировой войны (1914–1917) В. Ф. Войно-Ясенецкий работал хирургом в эвакуационном госпитале в г. Переславле-Залесском.
С 1917 по 1923 год учёный жил с семьёй в Ташкенте, где трудился главным врачом и хирургом в городской больнице. Своим опытом он делился с чениками, преподавал в медицинской школе (впоследствии реорганизованной в медицинский факультет Туркестанского государственного университета), активно занимался наукой.
В 1919 году от туберкулёза умерла его жена Анна Васильевна, и четверо детей Войно-Ясенецких остались без матери. По просьбе Валентина Феликсовича заботу о детях взяла на себя овдовевшая и не имевшая своих детей операционная сестра больницы С. С. Велецкая. Указание на неё как на приёмную мать В. Ф. Войно-Ясенецкий увидел в словах читаемой им над гробом жены Псалтири:
«Неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (Пс 112:9).
В 1920 году Валентин Феликсович принял предложение возглавить кафедру в открывшемся в Ташкенте университете. Помимо основной работы, хирург и учёный принимал активное участие в церковной жизни города. В 1921 году по предложению архиепископа Туркестанского и Ташкентского Иннокентия (Пустынского) В. Ф. Войно-Ясенецкий был посвящён в сан диакона, а через несколько дней — в сан иерея.
Как уже было сказано, 31 мая 1923 года в г. Пенджикенте иеромонах Лука был тайно рукоположен в сан епископа. Спустя десять дней, 9 июня, его арестовали. Затем, после нескольких тюремных заключений в Ташкенте и Москве, последовала первая ссылка в Восточную Сибирь.
Находясь в ссылке в разных населённых пунктах епископ Лука, он же профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий, вёл активную хирургическую и научную деятельность и, насколько это было возможно, совершал богослужения, проповедовал и отстаивал интересы гонимой властью церкви. В декабре 1925 года епископ возвращался из первой ссылки через Красноярск, откуда в 1926 году он вернулся в Ташкент проездом через г. Черкассы, где навестил престарелых родителей.
В мае 1930 года епископ Лука подвергся очередному аресту, сидел в тюрьмах НКВД, потом — в концлагере «Макариха» под г. Котласом. В январе 1932 года В. Ф. Войно-Ясенецкого выслали в г. Архангельск сроком на два года. Здесь он также лечил больных и продолжал работать над своей научной книгой «Очерки гнойной хирургии».
В 1934 году в свет вышло первое издание «Очерков…», но об указании священного сана автора не могло быть и речи. Книга имела огромное значение для практикующих хирургов страны.
С 1934 по 1937 год Валентин Феликсович занимался врачебной деятельностью и параллельно заведовал кафедрой в институте неотложной помощи г. Ташкента.
Однако в июле 1937 года последовали новый арест, тюрьма, пытки многодневным конвейером и голодовки. А в марте 1940 года — третья ссылка епископа-хирурга в Восточную Сибирь сроком на пять лет, считая с даты ареста.
До 30 сентября 1941 года В. Ф. Войно-Ясенецкий жил в поселке Большая Мурта Красноярского края, где фактически закончил свои «Очерки…» для второго, расширенного издания. Затем его перевели в Красноярск, где в эвакогоспиталях хирург спасал тяжелобольных и раненых военнослужащих Красной армии. Его работа отличалась высокой результативностью не только в практической хирургии, но и в научной деятельности. К примеру, в Красноярске Валентин Феликсович написал ещё одну монографию «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» и ряд научных статей.
С формальным улучшением церковно-государственных отношений 27 декабря 1942 года владыка Лука был назначен архиепископом Красноярским, и оставался им до 28 января 1944 года, совмещая архиерейское служение с масштабной научно-практической работой. В этот период архиепископ Лука вернул к жизни Красноярскую епархию, восстановил канонические богослужения, вёл проповедническую и патриотическую деятельность, был избран членом Священного синода РПЦ и приступил к публицистической деятельности в «Журнале Московской Патриархии» — главном журнале
Русской православной церкви.
В феврале 1944 года архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) приехал в Тамбов, где возглавил местную епархию и работал хирургом-консультантом в эвакуационных госпиталях области. В мае 1946 года владыка был назначен
архиепископом Симферопольским и Крымским. В 1956 году он полностью ослеп, но и в этом состоянии святитель Лука не утратил бодрости духа и не потерял способности самостоятельно участвовать в богослужениях и помогать людям, по-прежнему отдавая им свой талант учёного, врача-диагноста и пастыря.
Скончался В. Ф. Войно-Ясенецкий 11 июня 1961 года, похоронили его на Симферопольском кладбище. Выдающийся учёный, хирург и иерарх Русской православной церкви святитель Лука (Войно-Ясенецкий) за свою жизнь опубликовал около 55 научных трудов по хирургии, среди которых было три выдающихся монографии.
В 1946 году за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений в «Очерках…» и «Поздних резекциях…» В. Ф. Войно-Ясенецкий был удостоен Сталинской премии I степени.
Архиепископ Лука за почти сорокалетнее священническое служение написал и произнёс 1 250 проповедей, из которых 750 были записаны и составили 12 томов машинописи. В 1957 году владыка был избран почётным членом Московской духовной академии, а в 1959 году патриарх Алексий I (Симанский) присвоил архиепископу Луке учёную степень доктора богословия.
В 1995 году владыка Лука был канонизирован в лике местночтимых святых Крыма (г. Симферополь), в 1999 году — в лике святых, в земле Сибирской просиявших (г. Красноярск), и в 2000 году святителя канонизировали в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания (г. Москва).
Стараниями В. А. Лисичкина и решением Генпрокуратуры РФ 12 апреля 2000 года В. Ф. Войно-Ясенецкий был реабилитирован.
19 июня 2020 года Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина учреждена медаль Луки Крымского — государственная награда РФ, вручаемая за заслуги в здравоохранении.
В заключение отметим, что святитель Лука (Войно-Ясенецкий), несмотря на дарованный Богом талант хирурга и учёного, не воспользовался благами, которые ему сулили профессиональные успехи врача и учёного.
В разгар гонений на религию в 1920-е годы он принял священнический сан и встал на защиту Церкви. В течение всей своей трудной жизни В. Ф. Войно-Ясенецкий ни разу не усомнился в правильности принятого решения и с достоинством совершал исповеднический подвиг, много лет терпя унижения и страдания, за что и был прославлен в лике святых.
Материал из журнала Этно-МИР на Енисее, автор - Семён Кожевников