+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Эвенкийская борьба – Нгорчан

Эвенки – очень интересный народ. Их самоназвание –эвэнкил – стало официальным этнонимом в 1931 году. Прежде их называли тунгусами (от якутского – тоҥуус). Эвенки – коренной народ Восточной Сибири, но распространены они и в Монголии, и на северо-востоке Китая. В некоторых местах эвенков называют орочёнами, бирарами, манеграми или солонами.

Интересно, что самоназвание «эвенкил» означает что-то вроде «покорителей горных перевалов». Всё объясняется просто: в древности некоторые предки эвенков жили в горных районах Забайкалья.

Кроме того, эвенки получили ещё одно интересное прозвание – «французы Сибири» – за то, что носили фраки. Конечно, это были никакие не фраки: оленья шкура накидывалась на спину, прикрывая плечи, на талии она стягивалась поясом, и в результате получалось что-то короткое спереди и с длинным «хвостом» сзади. Это и в самом деле походило на фрак, только из шкуры и вышитый бисером.

Небольшая группа эвенков – около 400 человек, живущая в деревне Аолугуя (уезд Гэньхэ) – единственная этническая группа в Китае, занимающаяся оленеводством.

Эвенки - народ кочевой, в процессе расселения по просторам Сибири они сталкивались с разными местными племенами и, в конечном счёте, ассимилировали. Конечно, не обходилось и без боевых стычек, поэтому эвенки были народом воинственным и знали толк в боевых дисциплинах.

У эвенков были и известные полководцы. Например, Агуда (Агудай). Агуда – наиболее известная историческая личность ранней истории тунгусов Приамурья, создавший могущественное государство Айсин Гурун. В начале второго тысячелетия тунгусы, которых китайцы называли Нюйчжи (чжуличжи) – чжурчжени, прекратили господство киданей (монгольские племена). В 1115 году Агуда объявил себя императором, создав империю АйсинГурун (АньчунГурун) – Золотая Империя.

Другой вождь союза эвенкийских родов в Приамурье – Бомбогор – прославился в борьбе с маньчжурскими завоевателями в XVII в. Под предводительством Бомбогора эвенки, солоны и дауры противостояли маньчжурам династии Цин. Под его знаменами собирались до 6 тыс. воинов, сражавшихся несколько лет с регулярной маньчжурской армией. Лишь спустя 5 лет маньчжуры смогли пленить Бомбогора и подавить сопротивление эвенков.

Хайланча – эвенкийский национальный герой, генерал китайской армии, выдающийся военачальник эпохи династии Цин (XVIII в.). Хайланча родился в китайском Приамурье (провинция Хэйлунцзян). Является одним из самых известных военачальников китайской истории. Генерал Хайланча, возглавлял войска, основой которых были конные тунгусы, защищавшие интересы Империи при императоре Хун Ли. Более 40 лет воины Хайланчи сражались с одними из лучших воинов истории – ойратами Джунгарского ханства, затем на севере Сычуани в местности Цзинчуань, на Тайване.

А Гантимур (по эвенкийски – Геен Тумур – железный лук) – «тунгусский князь», родоначальник многочисленного российского княжеского рода Гантимуровых, в первой половине XVIII века славившегося по всей Сибири своим могуществом и богатством.

Конечно, в таких условиях у эвенков не мог не возникнуть свой вид борьбы.

Нгорчан или нёрчан у чумиканских эвенков, морчанподкаменно-тунгусских эвенков,норшану токминских – известен в нескольких основных видах, наиболее популярным из которых является борьба «на поясах».

Судя по этнографическим материалам, в этой борьбе участники «хватали друг друга за пояс, упирались плечами, стараясь бросить соперника на землю». Борьба носит выраженный силовой характер и проводится без использования подножек, подсечек и обвивов ногами. В процессе состязания один борец старался оторвать от земли другого.

Во многих местах для победы было достаточно заставить соперника коснуться земли (снега) любой частью тела выше колена включительно. Это подтверждают наблюдения Р. Маака, совершившего путешествие по Амуру в середине XIX в. В его записях читаем:

«Любимое увеселение здешних жителей, кроме гонки на лодках, составляет борьба, и сегодня мы имели случай видеть эту молодецкую потеху. По первому предложению, два здоровых тунгуса схватили друг друга за пояса и, силясь побороть, начали качать один другого; долго нельзя было решить, который из двух останется победителем: оба стояли твёрдо, и победа клонилась то на ту, то на другую сторону, но, наконец, один из них ловко пошатнул своего противника, и тот грянулся оземь при общем хохоте всех зрителей. Несколько раз повторялось такое состязание…».

Часто для определения победителя в силу вступало правило «трёх падений» – победитель определялся по количеству падений соперника в трёх схватках. Если соперник был брошен два раза из трёх, он считался проигравшим. Это правило часто фиксируется у эвенков-орочонов Китая, где состязания в традиционной борьбе пользуются большой популярностью и в наши дни.

Иногда эвенкийские воины устраивали схватки в форме так называемого воинского поединка (мата), когда между собой соревновались военные вожди – сонинги (по-другому нёрамни, иничэн) двух враждующих стойбищ или племён. В этом случае борьба начиналась как своего рода танец, переходящий затем в свободное единоборство: «После этого устраивали большой танцевальный круг, в который вставали мужчины обеих воюющих сторон. Когда темп пляски становился достаточно быстрым в круг входил один из сонингов и задавал ещё более высокий темп, которого не могло выдержать большинство танцующих. Второй сонинг отвечал на вызов и, войдя в круг, брал первого за руки и включался в танец. Не прерывая движения по кругу, они начинали с силой жать друг другу руки и, строго по очереди, пытались рывком заставить противника потерять равновесие и коснуться коленом земли. После того, как кто-то оказывался побеждённым, начиналась рукопашная схватка: в которой также надо было заставить противника упасть на колени».

Схватки в борьбе между мужчинами и юношами часто проводились в свободное от работы время. Исследователь Г.Василевич пишет: «Взрослые мужчины летом во всякое время любят бороться».

Также борьба была непременной составляющей ряда праздников и семейных торжеств, например, свадьбы, где борцы выставлялись «со стороны невесты и жениха». Воины соревновались и упражнялись в борьбе во время периодически проводимых воинских тренировок и игрищ на специальных площадках эвикит, под руководством опытных, мастерски владеющих воинским искусством наставников.

Кроме вышеописанной борьбы эвенкам были известные некоторые простейшие виды состязательной борьбы, как, например, следующая: «Участники садились друг против друга, упираясь коленями. Каждый хватал одной рукой за затылок соперника, другая рука упиралась ему в грудь. Цель состязания заключалась в том, чтобы пригнуть голову соперника. Обычно в этом виде состязания принимали участие самые сильные мужчины».

В перетягивании локтевыми сгибами двое участников, сидя боком друг к другу, сцепляли согнутые в локте руки и тянули соперника на свою сторону. Победителем признавался тот, кто вынуждал соперника распрямить руку.

В перетягивании пальцами победителем признавался тот, кто перетягивал соперника на свою сторону на длину руки до локтя; поражение засчитывалось и тому, кто допускал расцепление пальца.

 


В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников: https://forum.iterika.ru/threads/44541, https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-voennoy-organizatsii-tunguso-manchzhurov-po-materialam-serediny-xix-xx-v, https://kulturologia.ru/blogs/180118/37506/, http://arctic-megapedia.ru/wiki/Великие_люди_эвенкийского_народа