+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Нарды

Нарды – не просто игра, а мост между поколениями и культурами, переживший века и сохраняющий свою популярность до сих пор. Их история - это завораживающий рассказ о том, как древняя забава стала символом интеллектуального досуга и стратегического мастерства.

Более семи тысяч лет нарды являются наиболее популярной настольной игрой. Кем именно она впервые была придумана, никому до сих пор не известно. Это могло произойти где угодно: в Египте, Персии, Греции или в Индии.

Корни этой игры уходят в глубину веков, точно известно только то, что зародилась она на Востоке. Историческим доказательством этому служит доска, найденная в Малой Азии, датируемая годом около 5000 лет до нашей эры. Находки, подобные этой, были обнаружены в гробнице Тутанхамона (XV век до нашей эры).

Существует легенда, связанная с игрой в нарды. Согласно ей, однажды индусами персам были посланы шахматы в расчёте на то, что персы не смогут понять принцип игры. Персы не только разобрались в шахматах, благодаря их мудрецу Бюзюркмерху, но и сделали ответное послание тоже в виде загадочной игры. Её принцип индусы не могли разгадать в течение 12 лет. На этом персы не остановились, всё тот же мудрец Бюзюркмерх создал нарды, правда, тогда они назывались нард-тахте, и снова послали игру персам.

Персы были народом верующим, и в III веке до нашей эры нарды приобрели для них символическое и мистическое значение, а астрологи научились с их помощью предсказывать судьбу. Происходило это следующим образом: доску, предназначенную для игры, они использовали как небо, а фишки были звёздами, отображающими движение настоящих звёзд.

Нарды полны символики. Можно предположить, что они произошли от одной из известных тогда игр, так как все имели доски, похожие на доску для нард. Всё, что на доске, имеет непосредственную связь со временем. Например, 12 ячеек на каждой стороне символизировали год, состоящий из 12 месяцев; доска разделена на 4 части, что означает 4 времени года; имеющиеся 24 пункта – это 24 часа, сутки; 30 фишек воплощали в себе число лунных и безлунных ночей месяца, а движение фишек по кругу – движение звёзд на небе. В процессе игры в нарды бросают кости, сумма очков на них равно семи, а в то время было известно именно семь планет, с которыми связывали все происходящие события.

Для изготовления нард применялся различный материал: доски делали из камня или дерева, а кости – из собственно костей, камня или лепились из глины.

Естественно, что нарды со временем совершенствовались, и древние нарды отличались от нынешних. Например, доска, которая была обнаружена в городе Ур, имела всего 12 клеток, размещавшиеся в ящиках по 6 в каждом, а ящики соединены по два.

В каждой стране нарды имели свое название. Испанцы называли их tablero, немцы bretspiel, греки – diagramismos, итальянцы – tavola reale, французы – trick-track, турки – tavla, а англичане – backgammon.

Название, данное этой игре персами, переводится как «битва на деревянной доске». Однако, самое древнее имя, которое имели нарды, звучит как «Таблица» или ещё – «Королевская таблица». Римское название – «Табула», а греческое – «Таблас», испанское – «Реалес», английское – «Tables».

В Западную Европу нарды попали вместе с крестоносцами, возвращавшимися из походов в XII веке. В Европе игра стала популярной под названием Трик-трак, происхождение которого связано со звуком костей при ударе о доску. В Средние века в Европе нарды являлись игрой королевских особ, которые имели исключительную привилегию играть именно в нарды. Постепенно популярность игры достигла Среднего Востока и Средиземноморья, а в наше время нарды распространены во всем мире.

Правила игры, несмотря на восточное происхождение, были разработаны англичанином Эдмондом Хойлом в 1743 году. Сегодня в нарды играют даже в специализированных любительских клубах, где проходят турниры на международном уровне. Даже на английском канале Sky был показан первый фильм, посвященный нардам и чемпионату мира по этой игре, в котором подробно обо всем рассказывалось. Назывался фильм «Нарды. Крупные ставки».

 

Пройдя сквозь века, нарды остаются живыми и в наше время, приспосабливаясь к изменениям в обществе и технологиях. Они пережили множество изменений, от правил до материалов изготовления, но их суть осталась неизменной – это игра стратегии и удачи.

– В эпоху цифровых технологий нарды легко адаптировались к интернету, предоставляя возможность игры в любое время с любым соперником в мире.

– Нарды предлагают уникальную возможность для социального взаимодействия, укрепления связей и развития стратегического мышления.

– Нарды сегодня – это не только увлечение, но и спорт. Турниры по нардам проводятся по всему миру, включая мировые чемпионаты с крупными призовыми фондами.

Несмотря на свою древность, нарды продолжают быть актуальными и востребованными во всём мире. Их универсальность и глубина привлекают как молодёжь, так и пожилых, делая их одной из немногих игр, способных объединять разные поколения. Таким образом, нарды не только сохраняют своё культурное значение, но и адаптируются к современным трендам, подтверждая свою роль как вечной и универсальной игры.

 

Правила

На самом деле, правил, как и вариантов игры, очень много. Рассмотрим два наиболее распространенных варианта - длинные и короткие нарды. Длинные нарды считаются восточным вариантом, а короткие - западным. Правила для коротких установлены англичанином Эдмондом Хойлом в 1743 году и по ним проводятся крупные международные соревнования. Приверженцы обоих вариантов обвиняют друг друга в излишнем усложнении и скучности игры по правилам оппонентов.

 

Общие принципы длинных и коротких нард

И в длинных и в коротких нардах используется традиционная доска и 30 фишек – по 15 у каждого игрока. Для расчёта ходов применяются 2 кости D6 (зары). У обоих игроков имеются «дом» и «двор», правда в коротких и длинных нардах они находятся в разных местах. Для определения первого хода игроки бросают одну кость (зару). У кого выпало больше очков, тот ходит. Если идёт серия партий, то цвет фишек игроков меняется и первым ходит предыдущий победитель. Игроки ходят по очереди. Цель игры в обоих случаях состоит в достижении своего дома всеми фишками с последующим их выведением за пределы доски.

При игре на очки, они начисляются в зависимости от варианта завершения текущей игры:

Оин (простая победа) даёт выигравшему одно очко, если противник успел вывести хотя бы одну свою фишку;

Марс (двойная победа) приносит победителю два очка в случае, если оппонент не успел завести в дом все свои фишки или (редко) не успел вывести ни одной;

Кокс (тройная победа) это три очка, начисляемые в случае, если проигравший не успел вывести из первой четверти ни одной фишки или оставил фишку на баре.

 

Различия длинных и коротких нард:

В первую очередь они отличаются начальной расстановкой, расположением домов и направлениями движения.

После розыгрыша права первого хода, в длинных нардах игрок бросает кости (зары) ещё раз. В коротких игрок использует то количество очков, которое выпало при розыгрыше.

Следующее отличие в том, что в длинных нардах фишку нельзя бить (срубить с доски). В коротких, если фишка стоит в ячейке одна, её можно побить своей при точном попадании на позицию.

Международные турниры проводятся по правилам коротких нард. На соревнованиях дополнительно используется кубик удвоения («куб Даве») со значениями 2, 4, 8, 16, 32, 64.

При подсчёте очков в длинных нардах вариант завершения Кокс считается как Марс (2 очка).

И, наконец, в длинных нардах можно блокировать ходы противника, заняв подряд шесть ячеек.

 

Правила длинных нард

Первый ряд фишек слева от игрока называется «голова». С неё можно брать только одну фишку. Однако, при первом броске даётся возможность снять две фишки с головы в случае, если нет возможности сделать полный ход (мешает голова противника). Такая ситуация возможна, если выпадают комбинации 3/3, 4/4 или 6/6. Это правило действует только в случае, если на доске нет фишек, которыми можно сделать ход.

Два кубика (зары) бросаются одновременно. Можно передвинуть фишку или на сумму выпавших очков или две фишки по очереди по очкам на отдельных зарах, при этом очки на одной заре дают право передвинуть только одну фишку.

Если выпадает дубль (куш, гош) – два одинаковых номинала, то игрок может сделать четыре хода, соответствующие выпавшим номиналам. Если при этом сделанный ход не завершён или противоречит правилам, то по согласованию с противником его можно осуществить как есть или переходить.

В одну ячейку можно поставить сколько угодно своих фишек при условии, что она свободна или занята своей фишкой. Говоря иными словами, в ячейку, занятую фишкой противника ставить свою нельзя.

Ход противника можно блокировать, заняв своими фишками шесть подряд ячеек. Иногда правила запрещают запирать таким образом ходы противника до того, пока хотя бы одна его фишка не зашла в дом.

Если выпавшие очки не позволяют сделать ни одного хода, то выпавшие очки сгорают и право хода переходит противнику. Однако, если у игрока есть возможность сделать полный ход, то он обязан его выполнить. Если же у него есть альтернатива, возможность сделать только один ход из двух, он должен пойти по большему пути.

Целью игры является вывод (выброс) фишек за пределы доски. Для этого нужно занять позиции в четвёртой четверти (доме), то есть игрок может начать вывод только после того, как все его фишки пришли в дом. Вывод фишек осуществляется при совпадении позиции фишки и очков на кубиках. Например, при выпадении 5 и 3, можно вывести одну фишку с пятой позиции и одну с третьей. При этом допустимо выводить фишку с четвертой позиции, если на пятой фишек нет (или с любой позиции менее пятой, если между пятой и ней нет других фишек).

 

Правила коротких нард

Первый ход достается игроку, у которого выпало большее число. Жребий является и первым ходом для этого игрока. Затем игроки ходят поочередно. Фишки игроков движутся в противоположные стороны: белые – против часовой стрелки, чёрные – по часовой.

Фишка ставится только в открытую ячейку, т.е. на ней не должно быть двух и более фишек противника. Если ячейка занята только одной фишкой противника (она называет Блот), то её можно побить – фишка противника кладется на бар, а её место занимает фишка игрока.

Выпавшие значения на каждой кости показывают на сколько ячеек (пунктов) игрок может передвинуть свои фишки, то есть значения каждой кости это отдельный ход. Их можно пройти и одной фишкой, если промежуточное значение свободно. Например, при выпадении 3/5 можно пойти на 8 ячеек, но при этом 3-я или 5-я должна быть свободна (и, разумеется, 8-я).

Игрок должен использовать оба выпавших ему числа, даже если это ему тактически не выгодно. При выпадении дубля игрок делает 4 хода вместо двух, и тоже обязан использовать их все, если есть такая возможность и она не запрещена правилами.

Так же как в длинных нардах, если есть альтернатива, возможность сделать только один ход из двух, игрок должен выбрать больший путь.

Если фишки ещё остались на баре, игрок обязан в первую очередь выставить их («зарядить») в дом соперника. Он ходит на ячейки в доме, не занятые более чем одной фишкой противника. Пока хоть одна фишка остаётся на баре, игрок не может ходить другими фишками на доске. При невозможности зарядить фишку из бара, очки сгорают, частично или полностью.

Выводить фишки из игры можно после того, как все 15 фишек игрока приведены в его дом. Если в процессе вывода фишка игрока побита, он может продолжить выброс только после того, как приведёт побитую фишку обратно в дом. Когда начат вывод, можно как вывести фишку из ячейки, соответствующей выпавшему значению, так и переместить фишку с большей позиции на меньшую (например, при выпадении 2 очков на одном кубике, игрок может переместить одну фишку с 6-й позиции на 4-ю). Кроме того, если все большие ячейки не заняты, можно снять фишку с максимальной (наибольшей) незанятой позиции. Например, если выпало 5, а ячейки 6, 5 и 4 свободны, можно снять фишку с 3-й позиции.

Ставки

Игра начинается со ставки в одно очко. Для увеличения применяется куб Даве – специальный кубик с гранями 2, 4, 8, 16, 32, 64. Он, по сути, отражает на сколько была умножена начальная ставка. Даве может предложить игрок перед началом своего хода, до броска. Если противник соглашается, ставка удваивается и возможность следующего удвоения ставок переходит противнику предложившего. Если пасует – проигрывает партию и очки за неё.

Тактика

Общие тонкости

Первые 4-5 ходов важно использовать для занятия и защиты надёжных ключевых позиций. Поэтому первые ходы необходимо потратить на то, чтобы занять позиции как в своем доме, так и доме противника. Далее, игра выстраивается в соответствии с выбранной тактикой.

 

Тактика для длинных нард

В длинных нардах самыми распространёнными тактическими приёмами являются заборы и управление дефицитом ходов. Забор это шесть и более стоящих подряд фишек, через которые противник не может перепрыгнуть. А оптимальное использование ходов в зависимости от выпавших очков является признаком большого опыта и высочайшего мастерства.

Отчасти, описанные ниже тактики для коротких нард, подходят и для длинных.

Тактика для коротких нард

Гуру коротких нард выделяют несколько основных тактик. Разумеется, каждая из них не панацея и иногда может меняться по ходу развития игры и зависит от действия противника и выпавших очков.

Стремительная

Движение начинают дальние фишки, при этом нужно стараться создать препятствия к движению дальних фишек противника. Чем дальше продвигаемся, тем больше стараемся защитить свои фишки. Берём по максимуму фишки противника, которые прошли дальше. И, конечно, создаём закрытые ячейки, чтобы помешать продвижению противника. Эта тактика ориентирована на быстрое снятие с доски максимально возможного количества своих фишек.

Удерживающая

Это игра от обороны, ориентированная на срубании фишек при попытке входа в дом. Свои фишки при этом располагаются в доме и дворе противника. Закрытые ячейки нужно располагать как можно ближе друг к другу. В целом, такая тактика более сложна, чем предыдущая и требует стратегического мышления.

Блокирующая

Заключается в построении блокад из пяти-шести закрытых ячеек. Также блокада является отличным средством против аналогичной блокады противника. Если же выпавшие очки заставляют разбирать свою блокаду, нужно начинать с дальних ячеек.

Атакующая

Самая рискованная тактика. Применяется в случае, если удалось захватить больше пунктов в своём доме, чем противнику в вашем. Атакуется несколько одиночных фишек противника, если это не слишком рискованно. Защите подлежат ячейке в доме. Вне дома при такой тактике защищать бессмысленно.

 

Любимые комбинации и тактики индивидуальны и вырабатываются с опытом игры. Если игра идет не на деньги, имеет смысл поэкспериментировать с разными вариантами, чтобы выработать свой стиль.

 

 

 Использована информация из источников:

https://www.alltime.ru/blog/?page=post&blog=watchblog&post_id=1701

https://h-present.ru/blog/istoriya-vozniknoveniya-nard-kto-pridumal-intellektualnuyu-igru/

https://dzen.ru/a/X9X_aGTy3xiXUuhj