+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Башкирский малахай

Костюмы башкир отличаются большим разнообразием и формой, сложившимися в непростых историко-культурных, этнических и климатических условиях Южного Урала.

Особый интерес представляют мужские шапки, в частности малахай ҡолаҡсын бүрек, или просто ҡолаҡсын, и связанный с ним общностью происхождения колэпэрэ, сохранившие черты сурового мужского стиля, характерного для жителей южноуральских степей с их сложными природно-климатическими условиями.

Колаксын (или меховой малахай) – высокая шапка с богатой меховой опушкой и длинной наспинной частью.

Уже к началу XX столетия колаксын стал постепенно выходить из употребления, сохраняясь лишь в тех районах, где разведение лошадей и овец оставалось единственных видом хозяйствования.

Конструкция этого головного убора в совершенстве приспособлена к ветреному и морозному климату степей. Колаксын традиционно имел верхнюю часть, наушные лопасти и заднюю широкую деталь, надёжно закрывающую спину.

Колаксын изготавливали из лисьего или бараньего меха и покрывали сверху материей - чаще красным или чёрным сукном. Декоративные элементы в виде полос красной материи (на войлочных малахаях) или позумента, расположенные по швам, подчёркивали конструктивные особенности и колоритность шапки.

Подобные шапки были и есть у казахов и ряда народов Сибири, но существенным отличием башкирских малахаев является их высокая тулья. Верхушка шапки, созданная из узких клиньев, могла быть немного наклонена вперёд, отведена назад или оставалась строго пирамидальной.

Особую выразительность шапке придавало сочетание материалов (меха, кожи и ткани), которые сильно отличались по цвету, фактуре и пластике.

Есть предположение, что подобные формы шапок – это наследие культуры ранних кочевых племён саков и массагетов, которых называли «ортокорибантии» или «носящие острые шапки». В научных кругах их признаются возможными древнейшими предками башкир.

Упоминания о башкирском малахае часто встречаются в работах исследователей XVIII-XIX веков. Например, В.М. Черемшанский (1859), характеризуя башкирскую одежду как «нередко щеголеватую» и вместе с тем консервативную, не подлежащую изменениям моды, указывал на существенную разницу в головных уборах мужчин у которых «форменные фуражки, казачью шапки с красным верхом, и простые суконные шапки с меховым околышем, и цветные колпаки с лисьим околышем, и войлочные конусообразные шапки, какие носят и на службе, и малахаи на меху» бытовали преимущественно в костюме богатых башкир, а бедные круглый год не снимали «своей кошомной шапки», и в зимнее время одевали ещё и превосходно приспособленные для ветреного степного климата малахаи.

Многочисленные гравюры и зарисовки башкирских воинов, служивших в Оренбургском казачьем войске, участвовавших в Отечественной войне 1812 года, дают ясное представление о своеобразии головных уборов башкир, не только малахаев, но и других островерхих шапках.

Традиционные шапки башкир колаксын и колэпэр сложились в культуре кочевых племён и сохранили отпечаток боевого духа древних кочевников – одновременно воинов и скотоводов. В колаксын есть и аскетичная строгость, красота и функциональность.

Слово «мужчина» во множественном числе (то есть «мужской пол») на башкирском «ир-ат», где «ир» – мужчина, а «ат» – конь, что свидетельствует о первостепенной роли коня в жизни башкир. Коню посвящались эпосы и легенды, его наделяли магической силой, о нём пели песни, он был верным спутником мужчины в этом и ином мире. Возможно это послужило рождению вытянутой формы шапки, как символа головы коня, как некоего атрибута связи с крылатым конём Акбузат, как сакрального оберега, приносящего удачу в сражениях.

 

 

 

 

Источники: 

https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-vyrazitelnost-bashkirskoy-muzhskoy-shapki-kolaksyn/viewer

https://russia.travel/objects/296161/