Никельхарпа
Никельхарпа (иногда нюкельхарпа, никельарфа; швед. nyckelharpa) – традиционный шведский музыкальный инструмент, имеющий несколько модификаций, поскольку развивался более 600 лет.
Первым свидетельством использования никельхарпы считается барельеф на воротах церкви Кэллунге на шведском острове Готланд, датированный 1350 годом. На барельефе видны силуэты двух музыкантов, играющих на никельхарпе. Самая старейшая никельхарпа, дошедшая до нашего времени, найдена в шведском городе Мора в провинции Даларна и датируется 1526 годом. Этот экземпляр по форме напоминает лютню, и оснащён одним рядом клавиш и двумя струнами.
С XVI века о никельхарпе уже было хорошо известно на территории от севера Швеции, до Дании и южных границ Германии. В XVII и XVIII веках инструмент также бытовал в Финляндии («avainviulu») и Норвегии, но совсем исчез из стран южнее Швеции. Относительно страны происхождения никельхарпы существуют различные мнения. Но даже если бы и имелись основательные подтверждения слухам о том, что никельхарпа была привнесена в Швецию извне, можно смело утверждать, что никельхарпа - это исконно шведский музыкальный инструмент, который наряду с большим шведским клавикордом является вкладом Швеции в мировую историю музыкальных инструментов.
В шведском языке «nyckel» обозначает клавишу, а словом «harpa» называют любые струнные инструменты, будь то гитара, скрипка или контрабас. Таким образом, дословно название инструмента можно перевести как «Клавишные струны».
Для сегодняшних дней никельхарпа не просто экзотический музыкальный инструмент сам по себе, но это ещё и маленький струнный оркестр, который создаёт неповторимое звучание исполняемых мелодий, даёт ощущение близости к истокам народных музыкальных жанров. Во второй половине XX века популярность инструмента в Швеции заметно увеличилась. Символично, что ближайшая «родственница» хроматической никельхарпы – silverbasharpa (серебряная арфа) и её тональный диапазон, изображены на оборотной стороне шведской банкноты достоинством 50 крон, а диатоническая никельхарпа и её тональный диапазон – на шведской почтовой марке. В этой стране регулярно проводятся фестивали любителей игры на никельхарпе, и инструмент по праву является одним из символов национальной культурной традиции.
Интерес к инструменту не ограничивается Швецией. На никельхарпе играют музыканты во многих странах мира (например, Ричи Блекмор в Великобритании). В США даже существует The American Nyckelharpa Association и благодаря Интернету объединяет не только американских любителей никельхарпы.
Современная хроматическая никельхарпа имеет 16 струн: 3 струны мелодии, одну монотонную струну, и 12 резонансных струн, а также около 37 деревянных клавиш, устроенных так, чтобы скользить под струнами. У каждой клавиши есть салазки, скользя по которым она достигает верха и зажимает струну, меняя её звучание. Исполнитель использует короткий смычок правой рукой, зажимая клавиши левой. Никельхарпа имеет диапазон 3 октавы (от самого низкого «соль» как 4-я струна скрипки) и звучит наподобие скрипки, только с гораздо большим резонансом.
Как и у колесной лиры, в основу устройства никельхарпы положен объединенный в клавиатуру и расположенный под струнами ряд деревянных клавиш с выступами – тангентами. Тангенты представляют собой кулачки специальной формы, которые установлены перпендикулярно клавишам и располагаются рядом с игровыми струнами на небольшом расстоянии от них. При нажатии на клавишу тангент прижимается своей заостренной кромкой к струне. Расстояния между точками соприкосновения игровых струн с тангентами определяют строй (или звукоряд) инструмента. У хроматической никельхарпы 37 клавиш с одиночными тангентами. Это позволяет получить тональный диапазон инструмента в три октавы, начиная с самой низкой ноты g в малой октаве.
Очень важной особенностью устройства тангентной клавиатуры никельхарпы является возможность точной настройки тона звучания каждой ноты во всем диапазоне инструмента.
Поначалу шведская никельхарпа не имела резонансных струн. Сама идея оснащения инструмента этими тонкими металлическими струнами вовсе не шведская, даже не европейская. Существует версия заимствования резонансных струн из Индии или арабского мира, где инструменты с резонансными струнами распространены и теперь (ситар). Такие инструменты, при извлечении звука путём щипка или же трением смычка по струне, дают более мелодичное, гармоничное и объёмное звучание. Поэтому, получившая бурдонную и резонансные струны никельхарпа звучит теперь, в отличие от скрипки или альта, с бóльшим объёмом и с характерным аккомпанирующим гудением.
Есть никельхарписты и в России. Услышать, как звучит инструмент, можно, послушав композиции групп «Chorus», «Гардарика» и отдельных музыкантов, полюбивших этот оригинальный инструмент с многовековой историей.
________________________________
Источники:
https://samesound.ru/gear/78177-neobychnye-muzykalnye-instrumenty
https://muswiki.ru/instruments/Nyckelharpa
https://www.last.fm/ru/tag/nyckelharpa/wiki