+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Домбыра

Первое воскресенье июля в Казахстане отмечается как Национальный день домбры с 2018 года.

Домбра (каз. домбыра) – казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.

Домбра – это символ музыкальной культуры от кочевников древности и до сегодняшнего дня.

Музыкальные инструменты подобные домбре есть не только у казахов, этот инструмент имеет свои аналоги у многих народов. В русской культуре есть схожий по форме инструмент домра, у таджиков – думрак, у узбеков – думбыра, думбрак, похожий по форме дутар, в туркменской культуре – дутар, баш, думбыра, в Башкирии– думбыра, у ногайцев приазовья – домбыра, в азербайджанской и турецкой культуре – саз, в якутской – таҥсыр. Различаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).

Инструменты, напоминающие домбру, существовали с незапамятных времен. Если верить камням с наскальными изображениями танцующих людей, выставленным в музее народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа, предки играли на них более 4 тысяч лет назад. Тем не менее, первые достоверные сведения о домбре появляются лишь в XVI–XVII веках.

Предком домбры является древнетюркский музыкальный инструмент шертер. По форме он напоминает домбру, но имеет открытый корпус, три струны и короткий гриф без ладов. Шертер изготавливали из цельного куска дерева, а на корпус натягивали кожаную деку.

Играли на шертере как щипком или ударом по струнам, так и с помощью смычка. От шертера произошли кобыз и домбра.

Представляя себе домбру, большинство людей держат в голове инструмент строго определённой формы. Круглый каплевидный корпус, длинная шейка, две струны – такой изображают домбру везде, от обложки школьных учебников до документальных исторических фильмов. На самом деле существует множество разновидностей этого инструмента, которые изготовляли в различных регионах Казахстана. Известны аркинская, семипалатинская, жетысуйская домбра. Традиционно исследователи выделяют два основных вида домбры и школы игры на ней – западно-казахстанскую и восточно-казахстанскую.

Восточно-казахстанская домбра имеет плоскую заднюю деку, совкообразный корпус, короткую утолщенную шейку (гриф) с 8 ладами.

Западно-казахстанская домбра в современное время получила наиболее широкое распространение. Это классическая домбра каплевидной формы, с длинным тонким грифом и 15-16 ладами на нем. Такая домбра дает больший акустический диапазон.

Разные формы сложились в процессе развития двух исполнительских традиций. На западной домбре звук извлекался сильными ударами по обеим струнам всеми пальцами правой руки. Эта домбра использовалась в основном как сольный инструмент. А для восточной домбры характерны мягкие переборы струн отдельными пальцами. На таком инструменте обычно аккомпанировали пению.

Современный стандарт казахской домбры был разработан Эмануэлем Романенко в начале 30-х годов 20-го века.

Традиционно мастера выдалбливали домбру из цельного куска дерева. В качестве материала использовали любые породы деревьев, которые росли в данной местности. Со временем, для улучшения акустических свойств инструмента, изменился метод его изготовления. Домбру начали делать из отдельных склеенных деталей, а в качестве сырья стали выбирать твердые породы древесины – сосну, лиственницу, ель.

Одно из главных отличий современной домбры от инструментов, на которых играли Курмангазы и Даулеткерей, – струны. Сейчас их делают из лески, но до начала XX века на домбре использовали жильные струны, изготовленные путем сложного процесса выделки бараньих или козьих кишок.

В коллекции музея имени Ыкыласа представлены уникальные домбры, принадлежавшие знаменитым акынам, кюйши, композиторам и поэтам. Среди них также можно встретить множество интересных видов этого музыкального инструмента. К примеру, на передней деке 160-летней домбры Махамбета Утемисова вырезаны три небольших отверстия вместо одного. Также примечательна копия знаменитой домбры Абая. По форме это типичная восточно-казахстанская домбра, но она имеет три струны.

Дело в том, что казахи в этом регионе вступали в тесный культурный контакт с русским населением. Абаевская домбра переняла три струны от балалайки. Абай с уважением относился к русской культуре и заказал для себя именно такой инструмент.

Казахская народная музыка, которую сочиняли и исполняли на домбре, это сложное, яркое и абстрактное искусство. Поэзия в нём неразрывно связана с музыкой. Произведения известных жырау, салов и акынов через музыку и устное творчество осмысливают вечные философские вопросы.

Для казахов кюй – больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев – кюйши, среди которых домбристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбре). В казахском народе говорят: «Нағыз қазақ – қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра!», что означает «настоящий казах – это не сам казах, настоящий казах – домбра!». Тем самым подчеркивается важность умения играть на домбре для каждого казаха, что подчеркивает особую любовь казахов к этому инструменту.

Большой популярностью у казахов пользовались состязания домбристов. Часто они превращались в театрализованные представления. Одна из популярных форм – кукольный танец «Ортеке», в переводе с казахского «серый козел». Деревянные фигурки козликов устанавливали на подставке и незаметными для глаз черными нитками соединяли с пальцами правой руки. Во время игры козлики в такт пьесе прыгали и делали другие забавные движения.

С историей происхождения домбры связано много красивых народных легенд.

   До этого современная домбра была похожа на Комуз, Дутар, …Джучи-хан был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя. Охотившийся в кыпчакских степях, Джучи-хан был сбит с лошади и растерзан вожаком стада куланов. Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической смерти его любимого сына. Чёрного вестника ожидала жестокая казнь. Чингисхан обещал сообщившему ему о смерти сына залить в глотку расплавленный свинец. Нукеры хана нашли выход из положения. Они привели в ставку Чингисхана простого домбриста по имени Кет-Буга и поручили тому озвучить страшную весть. Кет-Буга перед очами грозного хана не произнёс ни слова. Он просто сыграл свой кюй (муз. жанр для домбры) «Аксак кулан». Прекрасная музыка великого жырау Кет-Буга донесла до хана суровую правду о варварской жестокости и бесславной смерти. Разгневанный Чингисхан, помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Говорят, что с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие – след расплавленного свинца. Мавзолей Джучи-хана сохранился на берегу древней реки Кара-Кенгир в Джезказганской области. «Аксак-кулан» (Хромой кулан) – одна из прекрасных казахских легенд, воспевающих силу и бессмертие искусства.

   Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так бездельник обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл, и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и что было силы ударил ею о голову брата. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на голове отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

   Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.

   Ещё одна легенда о происхождении домбры похожая на предыдущую. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронёсся под шёлковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра рассказала хану о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.

 

В честь инструмента в 2010 году к 147-летнему юбилею города Актобе установлен 6-метровый памятник домбре, в 2017 году в городе Экибастуз установлен 11-метровый памятник домбре. В 2010 году домбра вошла в Книгу рекордов Гиннесса. Также всем известно, что за рубежом тысячи, а иногда даже десятки тысяч домбристов из разных регионов страны смогли войти в Книгу рекордов Гиннесса, исполнив своё сиюминутное состояние.

Нельзя утверждать, что домбра – это уникальное и неповторимое изобретение казахов. У многих народов есть аналоги, но домбру можно назвать одним из потрясающих вариантов музыкального совершенства. Этот простой на первый взгляд инструмент способен выразить самые глубокие переживания человеческой души. В прошлом он был тесно связан с казахским народом, и я надеюсь, что так будет и в будущем.

 

 Использована информация из источников: 

https://www.gov.kz/memleket/entities/zhambyl-bayzak/press/news/details/395621?lang=ru

https://music-museum.ru/collections/expomusic/domba.html

https://musicbook.kz/pages.html?id=13