Русские мужские головные уборы
Не многие наши современники могут похвастать глубоким знанием истории русского народа, которая настолько захватывающая и богатая событиями. При этом, если спросить любого человека, то он с готовностью ответит, что прекрасно знает русский народный костюм, так как каждый из нас видел выступления народных коллективов и смотрел исторические фильмы, но…
…Если углубляться в тему русского костюма – то, зачастую окажется, что представление о костюме несколько поверхностно. Когда заходит разговор о мужских головных уборах, то вспомнят шапку Мономаха, да боярские высокие шапки и, может быть, картуз. Вот и всё.
А ведь русских головных уборов очень много. С течением времени, развитием цивилизации и моды, головные уборы видоизменялись. Современные историки насчитывают более десятка основных головных уборов мужчин всех времен на Руси.
Русские народные головные уборы, как в любой традиционной культуре, имели чёткую дифференциацию. Некоторые его формы отмирали с течением времени, другие сохранились до наших дней.
Поговорка «По Сеньке и шапка» появилась, скорее всего, в те времена когда на Руси шапка больше, чем какой-либо другой предмет одежды, свидетельствовала о принадлежности человека к тому или иному сословию.
В допетровской Руси покрой шапок был одинаков во всех сословиях «что царю, что псарю». Все мужчины носили шапки одного фасона и вида – это был колпак, который отличался лишь материалом: мех, войлок, плетёнка.
При этом головные уборы мужчины снимали только в церкви или дома, в них могли сидеть на царских и боярских собраниях и даже свадьбах. Для мужчин – это показатель социального статуса. С непокрытыми головами ходили только рабы.
В XIV веке впервые среди русских появилась тюбетейка. Её модернизировали – пришили опушку из соболя, после чего появился новый традиционный русский головной убор для мужчин.
В следующем столетии появились маленькие шапочки, покрывающие только макушку – тюфьи. Как следствие, в это же время пошла мода на причёску под горшок, что гармонично смотрелось в тандеме с таким головным убором. На улицу мужчины надевали тюфью, а поверх неё колпак или малахай. Колпак – шапка из бархата, поярка, войлока конусообразной формы и широким отворотом из меха. На отворотах крепились пуговицы, которые назывались запонами.
В XVII веке стала популярной мужская русская народная шапка – науруз, которая являлась разновидностью колпака, но была с аккуратными и небольшими отворотами, украшенными кистями и пуговицами.
В это же время появились шапки мурмолки, у которых была плоская и расширенная тулья, напоминающая усечённый конус с меховым отворотом, который напоминал лопасть и придерживался парой пуговиц.
Грешневик (также гречневик, гречник, гречушник) – старинный русский мужской головной убор, высокая шапка с маленькими полями, без излишеств и украшений. Грешневики шили из овечьей шерсти. Они были популярны у простолюдин в Московском государстве в период с XV по XVII вв. Их носили круглый год, и в будни и в праздники. Шился грешневик из поярка – шерсти, состриженной с молодой овцы-ярки, а своё название получил от схожести с пирогом из гречневой муки. В XIX веке гречник стал популярным головным убором московских извозчиков.
Зимой крестьяне носили овчинные шапки разных фасонов – малахаи и треухи. Малахай имел четыре лопасти: две из них закрывали лоб и затылок, а другие две – уши и щёки, они были длинными и могли обматываться вокруг шеи, завязываясь на затылке. Треух – «три уха», напоминал современную шапку-ушанку с опускающимся задком.
Ещё один интересный головной убор – горлатная шапка, которую носили князья и бояре или их государственные советники во время публичных заседаний. Обычно боярин сначала надевал тафью, затем колпак, а на него уже горлатную шапку. Эти шапки носили как символ богатства, достатка и родовитости. Называлась она так, потому что шили её из целого меха горла животного — «душки», вышиной 6-8 вершков (до 40 см).
Совсем другие головные уборы носили цари и они особо поражали иностранцев своим богатством и великолепием. Одним из самых знаменитых царских головных уборов, символом самодержавия, является «шапка Мономаха», золотая филигранная остроконечная шапка среднеазиатской работы с собольей опушкой, украшенная драгоценными камнями и крестом. Название она получила благодаря легенде о своём византийском происхождении: якобы император Константин прислал её киевскому князю Владимиру Мономаху и надевалась она при венчании на царство правителей Руси, начиная с сына Ивана Калиты.
Развитие национальных мужских головных уборов на Руси завершилось с приходом к власти Петра I, по приказу которого знать стала носить парики, а также шляпы, завезённые из европейских развитых государств.
В заключении хочется сказать, что не возможно вот так конкретно назвать мужской головной убор русского народного костюма, так как с течением времени, по приходу разных правителей, а также изменениям в моде головные уборы также изменялись. Но можно однозначно сказаться, что тюфья, колпак, малахай и мурмолка до сегодняшнего дня присутствуют в ансамбле национального русского костюма.
Повседневные мужские шапки
К повседневным головным уборам крестьян можно отнести следующие модели шапок:
барловка – шапка из барловых шкур (осенних шкур домашних и диких коз, сохатых, волков) круглой формы с невысоким околышем без ушей;
боровая – праздничная зимняя круглая шапка из сукна с широким околышем из бобра (Енисейская губ. с XVIII века);
бриль – соломенная шляпа с полями и плоской низкой тульей для защиты от солнца;
бурк – старинная мужская шляпа из меха лисицы, с аккуратным околышем и без ушей, плотно прилегающая к голове;
ермолка, валенка, еломок – шапка из овечьей шерсти, тулья которой имеет форму усеченного конуса;
гречишник, грешневик, гречневик, гречник, гречушник – мужской головной убор для весны, лета, осени из коричневой вяленой овечьей шерсти в форме высокого цилиндра;
долгуша, пыжик – мужской головной убор из меха оленя или тюленя, круглая шапочка с длинными наушниками (Архангельская, Вологодская, Пермская губ., Зап. Сибирь). Носилась вместе с малицей;
зырянка – суконный убор с четырёхугольным дном;
картуз или фуражка – русская шапка из простых материалов с козырьком;
катанушка – мужская шляпа из валяной шерсти (Енисейская губ.);
краган – убор в виде капюшона из сукна домашней выработки (Тобольская губ.);
кубашка – плотно облегающая голову шапка из серой овчины с круглой тульей;
малахай – шапка с четырёхугольным концом и четырьмя клапанами из сукна, верверета, меха или овчины;
нахутарница – мужская, валянная из овечьей шерсти шапка (Енисейская губ.);
шапка столбунец – аналог горлатной шапки, но она кверху сужается и дополнена мехом в области затылка
Текст
http://www.justlady.ru/articles-157456-greshnevik#ixzz5xsrxxjel
Фото
http://www.justlady.ru/articles-157456-greshnevik#ixzz5xsrxxjel