Балалайка - душа русского народа
Слово «балалайка» имеет несколько версий происхождения. По одной из них, название инструмента имеет тюркские корни. «Бала» по-тюркски означает «дитя». Играя на ней, успокаивали ребенка. Возможно, татары принесли в страну инструменты, которые были дальними предками балалайки.
По другой версии название связывают с манерой игры на инструменте. Его определяли, как балаканье, балагурство, балабольство, бренчание. Это всё родственные слова. Отсюда появилось отношение к инструменту как к несерьёзному, мужицкому.
Русский инструмент балалайка впервые был упомянут в документах 1688 года. Второй письменный документ 1700 года сообщает о «драке, прекратить которую пришлось дворовому воеводе». Чтоб остановить побоище, дворовый воевода «бил их балалайкой». Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в XVII веке этот инструмент на Руси уже был. Только внешнее сходство имел то с домброй, то с мандолиной. И материалы, из которых изготавливали эти инструменты, были самыми разными. Например, на Украине их делали из высушенной тыквы.
Изначально инструмент имел круглую форму, очень длинный гриф, превышающий длину корпуса в четыре раза и две струны, которые делали из металла, что придавало звучанию звонкости и одновременно мягкости. Со временем внешний вид балалайки претерпел изменения: из округлой она стала треугольной, появилась третья струна, а гриф стал короче.
Привычный нам вид треугольника балалайка приобрела в XIX веке благодаря Василию Васильевичу Андрееву - выдающемуся патриоту России, реформатору русских народных инструментов, создателю и руководителю первого Великорусского оркестра, композитору, дирижеру, исполнителю-виртуозу на балалайке и гармонике. Его имя теперь носит Государственный русский оркестр.
При содействии мастеров Пасербского и Налимова он разработал и изготовил несколько видов балалайки. Так была создана основа Великорусского оркестра, который давал концерты во многих странах мира, с большим успехом представляя балалайку и русскую культуру. На волне успеха Великорусского оркестра и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.
В июле 2013 года в городе Ульяновске открылся Музей балалайки. Двадцать инструментов, созданных в XIX-XX веках, составили основу оригинальной коллекции. Коллекцию собрал Сергей Ключников во время фольклорных экспедиций. Он же и стал инициатором создания музея в Ульяновске.
История появления и развития русских народных музыкальных инструментов – одна из наименее исследованных областей отечественной музыкальной науки. В то время как народные песенные традиции уже давно стали предметом тщательного изучения, народный музыкальный инструментарий должного внимания к себе не получил.
Собирание и изучение русских народных музыкальных инструментов в условиях царской России фактически не производилось. В начале ХVII века московские «домерщики» (музыкальные мастера), изготавливавшие домры и другие музыкальные инструменты, занимали целый переулок в Замоскворечье в районе Пятницкой улицы.
Домра и другие инструменты были широко распространены в народе, в элите же эти инструменты популярностью не пользовались. Объясняется это тем, что церковь, рассматривала все народные инструменты, а в особенности инструменты струнные, как «сосуды Диавола» и «бесовские игры».
Сохранился ряд предписаний церкви, в которых по своей «вредности» народные музыканты приравнивались к разбойникам и волхвам.
Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимают характер массового уничтожения этих образцов народного искусства. Так, например, по свидетельству Адама Олеария, «около 1649 года все «гудебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены».
В провинцию тоже следовали строгие царские указы Алексея Михайловича подобные посланному в том же 1649 году приказчику Верхотурского уезда в Сибири: «А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, тебе б то всё велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь».
Балалайка. Плакат
В публикации использованы материалы из из архива Дома Дружбы народов Красноярского края, а также из открытых интернет-источников: toolsmusic.ru, andreyev-orchestra.ru