+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 100 "В"

Моринхур

Считается, что моринхур может защитить дом от злых духов, избавить от недугов и заставить животное принять отвергнутого детеныша. Его звук сравнивают с дуновением ветра в степи и говорят, что он обладает магической силой.

Морин хуур, морин толгойтой хуур, хур (монг. морь, морин – конь, толгой – голова, хуур – музыкальный инструмент) – смычковый музыкальный инструмент.

Откуда такое название музыкального инструмента? Головка грифа морин хуура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Лошадь считается священным животным в Монголии, поэтому морин хуур создавался, чтобы воздать хвалу отношениям человека и лошади и подчеркнуть единство их духа. И звук инструмента сравнивается с лошадиным ржанием (в некоторых музыкальных произведениях оно специально имитируется), а также со степным ветром – он полон тоски и вольнолюбия.

В России моринхур распространён в Бурятии, Иркутской области, Забайкальском крае (здесь он так и называется – моринхур), в Калмыкии (икэл), на Алтае (икили).

Морин хуур является предком современных струнных смычковых инструментов с нейлоновыми и стальными струнами. Точно неизвестно, когда его создали – по некоторым оценкам это было 2-3 тысячи лет назад; а в своём классическом дизайне, с головкой грифа в виде вырезанной из дерева головы лошади, он появился около тысячи лет назад.

Инструмент имеет две струны: «мужская», изготавливаемая из 140-160 волосков из хвоста скакового коня и «женская», на которую идёт 100-120 волосков из хвоста кобылы – это символы мужского и женского начала. Общее количество волосков должно было равняться триста шестидесяти пяти, что соответствовало длине календарного года. Кроме того, это символизировало, что год от года жизнь монголов, полная песен и плясок, по-прежнему, весёлая и беззаботная.

По монгольской традиции волосы «мужской» струны должны быть обязательно именно с хвоста быстрого скакового коня, чтобы резвость животного передалась инструменту. Мастера, изготавливающие инструменты, предпочитали конский волос белых жеребцов. Его качество зависело от питания животных, климатических условий и предварительной обработки.

Благодаря всему этому, мелодия звучала так, как будто бы её играли на дюжинах струн. Так как нет никаких отметок, показывающих, где какие ноты брать, исполнение требует от играющего недюжинного умения и точности.

Первоначально корпус инструмента был обтянут сверху и снизу кожей верблюда, лошади, козы или овцы, а резонаторные отверстия находились по бокам. Считается, что этот вид обработки резонаторного ящика лучше сочетается по звучанию с горловым пением, исполнением протяжных песен, биэлгээ – алтайского танца, в котором задействованы кисти рук, плечи и ноги, а также эпических поэм и традиционной татлаги – сольного звучания инструмента.

Несмотря на то что у моринхура всего две струны, играть на нём не так уж и просто. Например, музыкантам, играющим на таком струнном инструменте, как гитара, сложно приспособиться к технике игры на моринхуре. Дело в том, что струны моринхура не зажимаются снаружи – пальцы располагаются между струной и грифом, слегка касаясь струны. Может быть, поэтому смычок и извлекает такой необычный, богатый и чарующий звук, похожий на плач скрипки, но плач именно «степной», «кочевой», «природный».

Кстати, в Бурятии и Монголии считается, что подарить моринхур – значит подарить здоровье, благополучие и счастье. Недаром этот инструмент дарят молодожёнам и новосёлам. И прежде чем заехать в дом, сначала приглашают моринхуриста, который своей игрой изгоняет плохую энергетику, настраивая энергетику дома на добрый лад.

По преданию, даже у Чингис-хана был собственный золотой хуур, к которому он относился с трепетной любовью и готов был подвергнуть казни всякого, кто посмел бы прервать их совместное пребывание. В эру его правления знаменитый уличный скрипач Аргасан играл на этом инструменте, которому выказывали своё почтение как «Государственной золотой скрипке».

Чтя древнюю традицию, монголы поместили «ханскую скрипку» в 1992 году в правительственный дворец.

Существует не одна легенда о происхождении этого инструмента. Одно из сказаний о происхождении этого моринхура гласит, что некий пастух по имени Намджил, живший в восточной Монголии, перебрался в западную её часть в связи с призывом на военную службу. Его голос был таким звонким и так проникал в душу, что местные жители любили слушать его пение и прозвали его Намджил-кукушка.

Он влюбился в красавицу-принцессу и по окончании службы получил от неё в подарок летающего коня, дабы встречаться с ней ночами. Вернувшись к родителям, он три года летал к принцессе, чтобы повидаться с возлюбленной.

В то время по соседству жила одна ревнивая женщина, которая могла разлучать пары и легко заставить людей поссориться. Она заметила необычные свойства коня Намджила и захотела причинить вред юноше.

Ревнивица обрезала скакуну крылья, и он умер. Горюющий пастух смастерил себе скрипку из останков мёртвого друга, чтобы играть трогающие душу и полные боли утраты песни о своём коне.

Другая легенда приписывает изобретение морин хуура мальчику по имени Сухэ. Его господин подло лишил жизни коня, доставшегося мальчику в качестве приза.

После этого дух лошади навестил хозяина во сне и подробно рассказал, как сделать из тела лошади инструмент. С тех пор эти двое больше никогда не разлучались и не были одиноки.

В повседневной жизни монгольских скотоводов инструмент имеет ещё одно важное значение. Иногда так бывает, что самка отказывается от родившегося верблюжонка или же детеныш остается без матери. Естественно, ему нужно молоко, чтобы выжить. Для этого у монголов есть специальный обряд, который называется «Ингэ хёёслёх». Ингэ по-монгольски – это «самка верблюда».

Обряд заключается в том, чтобы с помощью мелодии моринхура успокоить верблюдицу и попросить ее принять детеныша. То есть с помощью звука этого инструмента можно снять стресс у животного, утешить его. Послушав мелодию моринхура и песни, самка плачет и принимает верблюжонка.

И это вовсе не выдумка или старая легенда, а самый настоящий обряд, который реально помогает и до сих пор используется в монгольских семьях. Про это удивительное явление был снят документальный фильм, под названием «Мелодия верблюдицы», который удостоился первого приза на Московском международном кинофестивале в конце XX столетия. Позже к нему был снят римейк «Слёзы верблюдицы», который выдвинули на Оскара уже в начале нашего века как «лучший полнометражный документальный фильм».

Знающие люди говорят, что этот ритуал действует не только на верблюдов, но и на других домашних животных, таких как овцы и козы.

Недавно этот ритуал и традиция вошли в список всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО, а в 2005 году моринхур по решению ЮНЕСКО получил сертификат об утверждении в качестве сокровищницы культурного наследия человечества.

 Источники: 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%85%D1%83%D1%80

https://o-buddizme.ru/iskusstvo-vostoka/morin-khur

https://www.infpol.ru/178774-khuur-i-morin-khuur-v-chem-raznitsa/