Кому чукураа, а кому ынтыкаа
Долганы – один из наиболее молодых народов Севера. Как этнос этот народ сложился на Таймыре в XVIII-XIX вв. в результате взаимодействия и смешения трёх этнических компонентов: русских старожилов (т. н. затундренных крестьян, проживавших там с XVII в.), мигрировавших в XVIII в. Из Якутии тунгусов (эвенков и эвенов) и переселившихся в XIX в. Из Якутии северных якутов-оленеводов. Окончательное оформление долган в качестве самостоятельного этноса произошло в начале XX в. Этноним «долганы» имеет эвенкийское происхождение, от названия одной из тунгусоязычных родовых групп – Долган, Донгот.
Одежда долган хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям, так как Север диктует свои требования к одежде: она должна быть непродуваемой, удобной, практичной. Для коренных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни, такая одежда просто незаменима.
Выделка шкур с помощью скребков, рукоятки которых выглядели как произведения искусства, а также шитьё одежды считалось обязанностью женщин, причём все операции выполнялись вручную.
Традиционная одежда долган отличается эклектичностью, поскольку в её покрое и декоре присутствуют элементы, характерные для нескольких народов. Термины, в основном, якутские. В целом, одежда долган тесно сближается с меховой одеждой северных якутов-оленеводов и эвенков.
Долганские шапки шились праздничные и повседневные. Поражает огромное разнообразие головных уборов, каждый из которых имел своё назначение.
Праздничные бисерные мужские капоры чукураа из сукна, меха неблюя* на меховой подкладке имеют покрой из двух частей: широкой полосы, идущей поперёк головы, и полукруглой затылочной части в виде вставки из красного сукна. Вставка украшалась многоцветной бисерной каймой в несколько рядов. В центре двухлопастные фигурки образуют четырехконечные розетки. По бокам располагаются так называемые ушки-кулгаах – расшитые бисером полоски красного сукна, по форме напоминающие ушные раковины. Выше располагаются бисерные кружки, символизирующие основание оленьих рогов. От затылочной части к лобной идёт расшитая полоска. Вокруг лица пропускается кайма из красного сукна, расшитая тем же узором, что и затылочная вставка. Спереди капор обрамляли меховой оторочкой буодьу, выполненной из брюшной части шкуры оленя или из белых осенних камусов. Мужской капор, расшитый таким способом, как бы имитирует голову оленя.
Женские капоры скроены из трёх частей: центральной продольной полосы, закрывающей темя и затылок, двух боковых частей. В качестве оторочки женских капоров служит мех росомахи. Капоры из чёрного сукна шили на подкладе из оленьего меха с пышной опушкой вокруг лица и с небольшой опушкой у шеи по нижнему краю капора. На боковых лопастях имеются узор – птичьи лапки.
Женские меховые капоры ынтыкаа почти ничем не украшаются и предназначаются для постоянного ношения зимой. Старинные капоры шили из лапок лисы, волка или песца. Использовали мех разного цвета. Продольные части шапки украшали поперечными полосами меха. В капорах из ровдуги продольные полосы вышивали белым подшейным волосом оленя.
Своеобразным типом головных уборов были головные повязки.
Для защиты лица от холода и ветра носили утеплённые повязки наамыска с наушниками, подбитыми бобровым или лисьим мехом. Подбородок защищали бастына или hэнийэ хаата. Это мешкообразный футляр из оленьего меха, обшитый красной материей и пришитый к ровдужному ремню, обхватывающему голову от темени к боковым сторонам лица.
На рукавицах и головных уборах нередко встречаются трехвильчатые фигуры «птичий след», характерные для эвенкийского орнамента. Сдвоенный по вертикали подобный узор образует как бы стилизованное дерево. Мотив парных спиралей и рожек в виде двух завитков на одной общей ножке, хотя и близок якутскому, но имеет своеобразный долганский характер. Они встречаются в традиционной вышивке белым подшейным волосом на ровдуге.
Головные уборы долган украшались орнаментом, имеющим сакральный охранительный характер.
У долган существовала особая категория нарядной одежды, которая неразрывно связана с кочеванием и дорогой. Такое отношение к выходной одежде можно наблюдать и в наше время. Сезонные перекочёвки всегда были связаны с радостными событиями, именно в это время происходили межродовые контакты и встречи, оленеводы нередко устраивали круговые танцы, различные игры, состязания. Среди молодых людей обычно совершались брачные знакомства. Поэтому во время летних перекочёвок люди старались переодеваться во всё нарядное, женщины и мужчины надевали вышитые кафтаны и головные уборы.
Это то, что касается праздничных или повседневных головных уборов. Но долганы – это оленеводы и охотники, а на промысел в ярко расшитой шапке не пойдёшь…
Мужская шапка харбоомии (гармомии) из белых шкур считалась промысловой, поскольку мужчины надевали её во время охоты на дикого оленя. Летом охотники носили ровдужные капоры, с внутренней стороны которых у конца ушек пришивали по кармашку, куда клали пули.
Ну и как не сказать пару слов о поверьях и запретах, касающихся головных уборов. Например, если в помещении (чуме, балке) кто-либо сидел в головном уборе (женщина в платке-шали, мужчина в шапке или подбороднике), ему говорили: «Грех – в долгах будешь». Если молодой человек во время приёма пищи не снял шапку, говорили: «Аньии**, сними шапку, жена будет упрямая». Нельзя вертеть и крутить шапку в руках – сойдёшь с ума и т.д.
*Пы́жик – телёнок северного оленя до достижения возраста 1 месяц (по другим классификациям до полугода). После выхода из классификации пыжик и до достижения одного года носит название неблюй.
**Аньии – слово употребляется в случаях, когда осуждается тот или иной недозволенный поступок или высказывание, считаемое за грех. Оно также широко бытвало в разговорной речи у различных групп эвенков и эвенов.
В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников:
http://arctic-megapedia.ru/wiki/Долганская_одежда
https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnaya-odezhda-v-obryadah-i-predstavleniyah-dolgan/viewer
http://my.krskstate.ru/docs/ethnoses/dolgany/