+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 100 "В"

Масленица

Масленица – один из самых интересных, долгожданных, весёлых и самых «вкусных» праздников в году. Он отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение.

Многим людям полюбился этот праздник, и его можно назвать народным, или даже международным, так как отмечают его не только в России, но только в России этот праздник отмечают с особым размахом и колоритом. Например, на «Сибирскую масленицу» в Сухобузимо приезжают гости из разных стран, а в Западной Европе масленица проводится как общенародный карнавал.

По традиции устраиваются походы в гости друг к другу и угощение дома. На улицах городов и сёл разворачиваются ярмарки, где торгуют блинами, лепёшками, пирогами и всевозможными другими яствами.

Происхождение названия

По поводу происхождения названия этого праздника до сих пор идут споры. Наиболее распространённой является следующая версия: на Масленицу люди старались задобрить (то есть умаслить) весну. Поэтому празднования так и назвали – «Масленицей».

По другой версии это название появилось уже после принятия христианства. До XVI века в летописях не было упоминаний о Масленице, но в летописи XI века впервые указывается Мясопуст. Мясопуст – пост, который запрещает употребление какой-либо мясной пищи. К тому же в этот период переходного времени между зимой и весной телились коровы, поэтому молока, масла, сыра и творога было в достатке. Название «Масленица» появилось от слова «масло». Масло символизировало достаток, изобилие, сытые времена, богатый урожай.

На самом деле Масленица является древним языческим праздником. Считается, что первоначально Масленица была связана с днём весеннего солнцеворота и её праздновали строго в одно и то же время – с 21 марта по 28 марта. Это знаменовало собой окончание зимы и начало весны. Природа пробуждалась от зимнего сна, начиналось таяние снегов, начинался новый жизненный цикл. но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

Ранее славяне отмечали «Проводы зимы», которые были посвящены богу Велесу – покровителю скотоводства. Олицетворением Велеса на земле считался медведь, которого называли комом. С приходом весны медведи пробуждались после глубокого зимнего сна. Женщины пекли лепёшки, изготовленные из ржаной, гречневой и другой муки, затем эти лепёшки относили в лес и оставляли хозяину. Так и появилось выражение «первый блин – комам» (именно так, через «а»). Проснулся медведь – значит весна пришла.

Но в этот праздник не только пекли блины, но и проводили множество обрядов, связанных с поклонением солнцу: на лошадях и санях по несколько раз объезжали село по кругу, украшали деревянное колесо яркими лентами и ходили с ним по улице, закрепив на шесте, обязательно водили хороводы, парни зажигали деревянные колеса и скатывали с пригорка. Кто смог прокатить своё колесо без единого его падения, того ожидали в текущем году счастье, удача и достаток.

Самыми популярными развлечениями, которые раньше устраивали в селах во время Масленицы, были кулачные бои, катания на санях, лазанье на столб за призом, поедание на время блинов, и, конечно, хороводы, песни и танцы.

И куда уж без главного символа праздника – чучела Масленицы, сделанного из соломы и обряженное в яркую одежду, которое олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму. В последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре.

В народе считали, что тот, кто не ест и не веселится на Масленицу, проживёт наступивший год бедно и безрадостно.

С принятием христианства время празднования Масленицы сдвинулось и сократилось на целую неделю. Отменить Масленицу и запретить развлечения церковь не решилась, но масленичная неделя достаточно гармонично вписалась и в христианские традиции. Масленицу стали праздновать накануне Великого поста. На Масленицу пекут блины, и их вполне хватает, чтобы чувствовать себя сытыми и не страдать от отсутствия мясной пищи. Это прекрасная возможность для православного наесться перед Великим Постом. Но в православной трактовке масленичная седмица – это не столько неделя веселья, сколько неделя подготовки к Великому Посту, прощения, примирения, это время, которое нужно посвятить доброму общению с родными, друзьями, благотворению.

 

Многоликое название

У восточных славян Масленица имела множество названий. Так у русских она могла быть: Масляна, Масляница, Масляная, Масленая неделя, Сырная неделя, Мясопуст, Сыроястная неделя, Всемирный праздник, Прожорная неделя, Обжорная масленица, Маслено заговенье, Блинщина, Блинная неделя, Поползуха (в связи с подвижными датами), Объедуха, Честная масленица, Широкая масленица, Весёлая масленица, Кривая неделя, Боярыня-масленица, Госпожа Масленица, Молочная неделя, Молочница; полес. Весна, Запускный тыждень, Запустный тыждень, Масленая колядуха, Масленая (неделя), Масленая полизуха, Масленица, Масленка, Масленый тыждень, Маслоед, Масная, Масница, Масный тыждень, Отпущальная, Прощальный тыждень, Пустый тыждень, Сыропная неделя. У белорусов – Масленіца, Масленка, Масніца, у украинцев – Ма́сниця, Пу́щення, Сиропу́ст, Пироги, Колодка, Колодій, Заговини, Сирний тиждень.

Этот праздник был и есть у других народов, принявших православие. Например некоторые напрямую заимствовали название праздника из русского языка. У эрзя – это Масинця, Мастя, у мокша – Масла, Масланьце, у удмуртов – Масленча.

Другие же народы просто перевели название по смыслу на свой язык. Например, у чувашей праздник стал называться – Ҫăварни, у татар-кряшенов – Май чабу атнасы, у марийцев – Ӱярня (масляная неделя), у коми – Йöввыв (молочная), у удмуртов – Вöйдыр (время масла), у хакасов – Сарығ хаях улукун (праздник топлёного масла), у осетин – Урсы къуыри (неделя молочной пищи), у эрзя – Кирякшчи (День катаний), у коми – Гажа валяй (весёлое катание), у татар- кряшенов – Кәтәйсә итү (кататься), у хакасов – Чылғаях, южно-алт. Дьылгайак (каток).

 

 

Традиции

В некоторых российских губерниях начинали праздновать «малую Масленку» ещё с субботы предыдущей (Пёстрой) недели. Пёстрая неделя – у славян неделя перед Масленичной (Мясопустом) начинается за две недели до начала Великого поста. Хозяйка заводила заранее блины и посылала ребятишек лет 8-10 «встречать Масленицу»: давала блин, с которым они скакали верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричали: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону – и пахать пойду!».

В Белоруссии и в некоторых регионах России в субботу перед Масленицей отмечали Родительский день. В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины – и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище, а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то.

И теперь крестьяне убеждены, что на заговенье, особенно масленичное, перед Великим постом, необходимо оставить для предков-покойников кушанье.

Последнее воскресенье перед Масленицей носило название «мясного воскресенья». В воскресенье говорили: «Нынче 12 раз шти (щи) хлебают, 12 раз мясо едят». В деревнях ходили в гости к родственникам, соседям, друзьям и приглашали в гости на масленицу. В это воскресенье тесть звал зятя «доедать барана». «Заговляюсь на сыр да на масло», – говорили в вечер перед Масленицей.

Сама Масленица празднуется семь дней, с понедельника по воскресенье. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица – первые три дня, Широкая Масленица – это последние четыре дня, с четверга по воскресенье. В первые три дня хозяйкам можно было заниматься домашними делами, делать уборку. С четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В эти дни любые работы по хозяйству и по дому запрещались. Разрешалось только развлекаться и печь блины.

Названия масленичных дней

Каждый день масленичной недели имеет своё название и наполнен уникальным смыслом.

Понедельник – «Встреча». Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости и угощались блинами, радуясь началу масленичной недели.

Первый день масленичной недели – это встреча Масленицы. В этот день начинают печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших.

В понедельник занимались организационными вопросами, касающимися гуляний, достраивались снежные горки, балаганы, качели, лотки для торговли. В этот день делали чучело Масленицы из соломы и других подручных материалов, наряжали в старую одежду, разные лохмотья, заодно избавляясь от старья. Затем чучело насаживали на кол и возили в санях по улицам, и, наконец, выставляли на всеобщее обозрение на главной улице или площади деревни до воскресенья.

В первый день Масленицы в белорусских сёлах совершалась обрядовая игра – «Похороны Деда». Для этого в одном из домов устанавливался гроб с соломенным чучелом деда. Замужние женщины оплакивали чучело как живого человека. После этого гроб с «дедом» выносили на кладбище, где закапывали в снегу, соломе, или поджигали.

Вторник – «Заигрыши». В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься на санях, ледяных горках, каруселях, поесть блинов. По улицам ходили скоморохи, развлекая народ и угощаясь щедрыми подаяниями хозяек.

Молодые люди украдкой приглядывались друг к другу, парни присматривали себе невест, девушки засматривались на парней и гадали, кто же из них первым пошлёт сватов. И родители присматривались к будущим родственникам, и в шуточной форме начинали сговариваться о предстоящем торжестве.

Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены – просим жаловать!».

Среда – «Лакомка». Другое название – Скоромная середа. В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. Тёща должна была вдоволь накормить зятя и всячески демонстрировала расположение мужу своей дочери. От этого обычая пошло выражение «Пришел зять, где сметаны взять?». Зятьёв могло быть несколько, приглашали и других гостей, родных, соседей, и столы ломились от угощений. Зятья славили своих тещ и пели им хвалебные песни и разыгрывали веселые сценки с переодеваниями. Женщины и девушки собирались вместе, катались на санях по деревням и также распевали весёлые песни и частушки.

Четверг – «Разгул». На Руси этот день также называли Разгуляй, Перелом, Широкий четверг, Разгуляй-четверток. У белорусов это – Крывый четверг, в Полесье – Влас, Власы, Власьё, Волосий, Колодка, Коляда масленая, Колядуха масленая, Кривый четверг, Маслёный четверг, Тлустый четверг.

Дни с четверга по воскресенье белорусы называли прощёнными, и в эти дни ходили просить друг у друга прощения за обиды и грехи, говоря: «Прасци чем я перед табою сагрешил».

С этого дня начиналась Широкая Масленица. Все хозяйственные работы прекращались и разворачивались настоящие гулянья в честь Масленицы. Народ вовсю предавался всевозможным потехам, игрищам и забавам. Люди катались с горок, на качелях-каруселях, устраивали весёлые катания на лошадях, в санях, играли в снежки, шумно пировали, всё это сопровождалось весёлыми хороводами и песнопениями.

В этот день обычно проходили кулачные бои и игры «стенка на стенку», где молодые люди показывали свою удаль и стать, красуясь перед девушками и невестами. К бою готовились очень серьезно: парились в бане, сытно ели, чтобы набраться сил, и даже обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу.

Одной из любимых традиционных потех был штурм и захват ледяной крепости. Парни строили городок изо льда и снега с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку: лезли на стены, врывались в ворота. Осаждённые оборонялись, как могли: в ход шли снежки, мётлы и нагайки.

Смысл этих игрищ, как и всей Масленицы – выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.

Дети и молодёжь ходили по домам с бубнами, рожками, балалайками, распевая колядки. Их охотно угощали лакомствами и передавали приветы и поклоны их родителям и родственникам.

Пятница – «Тёщины вечёрки».

В этот день зять приглашал тёщу к себе на блины. Тёща приходила с ответным визитом, да ещё и со своими родственниками и подругами. Блины в этот день пекла дочь – жена зятя. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким. Семейные посиделки скрепляли отношения между родными, а общее веселье напоминало о скором приближении долгожданной весны и тепла.

Суббота – «Золовкины посиделки». В этот день невестка с почётом приглашала родственников мужа в дом на блины. Если золовки, сёстры мужа, были незамужними, невестка приглашала своих незамужних подруг на общие посиделки. Если сёстры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Новобрачная по обычаю готовила подарки своим золовкам и одаривала каждую.

Воскресенье – «Проводы Масленицы». Прощёное воскресенье. Воскресный день также называют Целовальник, Прощёный день, Заговенье, Прощёное воскресенье; Сыропустие, Весна, Заговины масленые, Заговины постовые, Запуски великопостные, Запусты масленые, Масница, Пущенье постовое, Чирка, Чорна недиля. Это кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. В этот день близкие люди просят друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с своими родственниками. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли.

После принятия христианства в этот день обязательно шли в церковь: настоятель просил прощения у прихожан, а прихожане – друг у друга, и кланялись, прося о прощении. В ответ на просьбу о прощении по традиции произносят фразу «Бог простит».

В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (Зимы), так и в его символических похоронах. Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки).

В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерний был распространён ритуал похорон Масленицы. В различных губерниях ритуал отличался.

Большие костры тоже были значимой традицией, их жгли специально, чтобы растопить остатки снега и поскорей позвать в гости красавицу весну. В костры кидали старые ненужные вещи, избавляясь таким образом от всего, что мешало жить. Вокруг костров водили хороводы, а одной из любимых забав были прыжки через пылающий костёр. В этот день забывались все старые обиды и конфликты, и говорили: «Кто старое помянет, тому глаз вон».

 

Брачные и женские обряды на Масленицу

Праздник имел определенную «женскость». Даже в народе можно встретить название Масленицы как Бабская неделя. Сватовство было принято проводить особенно весело с частушками и играми на Масленицу, с катанием на санях по деревне, да на санках с горок. В древние времена было принято в эту неделю и свадьбы гулять. Однако христианская церковь запрещает жениться на масленичной неделе.

Восхвалялась невинность у девушек-красавиц, девушек-невест. Превозносилось материнство у женщины-матери, женщины-хранительницы. Поклонялись мудрости женщины-старушки, женщины советчицы.

Однако негативные женские качества также не обходили стороной. Чего только стоит присказка зятя: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Да это еще в то врем, когда теща с гостями у зятя на посиделках. Такой себе намек на говорливость мамы. Да и вообще все элементы похождений типа «золовкиных посиделок» относятся к «бабской» части праздника.

«Взятие» или «ломание» городка

«Городок» строился на реке или на площади и обычно состоял из двух стен с воротами между ними. Строить его начинали за две недели до Масленицы, чтобы снег слежался, утрамбовался, окреп, обледенел. Стены обливали водой. Ворота могли быть двойными в виде арок – одни напротив других, с верхними перекладинами. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка.

В прежнее время перед штурмом грамотный крестьянин около этого города читал какое-то сказание о Масленице, существе обжорливом, истребившем много блинов, масла и рыбы.

Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Участники делились на две команды – осаждавших и осаждаемых. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Взять «городок» – значило разрушить его. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом, закидывали снежками. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей.

Когда атакующие преодолевали вал и оказывались у крепости, то они бросали лошадей и при помощи обломков пик или заостренных колышков лезли на почти отвесные стены городка, стараясь перегнать один другого.

После взятия городков устраивалась джигитовка, за что ее участники получали от атамана в награду несколько серебряных рублей. Рубли заворачивали в платки и бросали на снег. Едва успевали их разбрасывать, как они сразу попадали в карманы молодцов-джигитов, которые живо подбирали их с земли на карьере.За удалое взятие городков и лихую джигитовку казаки и казачата получали благодарность наказного атамана, после чего в стройном порядке с песнями и взятыми с городков флагами отправлялись по улицам станицы.

Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. После игры победителя «мыли» в снегу. Игра зачастую заканчивалась переломами и другими травмами, что служило поводом для административных запретов.

В некоторых сёлах за порядком боя при взятии «городка» следил «городничий», он же давал знак к началу боя. В других местах к воротам подъезжал вымазанный сажей «царь», который читал речь (иногда обнажённым), по окончании которой подавал знак к началу взятия городка.

В более поздние времена, команды иногда делились по половому признаку – дамы обороняли крепость, а мужчины старались её захватить. Осаждаемых было не так легко победить: они брали в руки мётлы, лопаты, сыпали на врагов ведра со снегом, стреляли для устрашения лошадей холостыми зарядами из ружей. Если в игре участвовали девушки, то им отводилась роль защитниц, а парни, разделившись на «коней» и «всадников», начинали атаку. Их задачей было ворваться внутрь и захватить женское знамя. Если «всадника» сбивали с «коня», он тут же выбывал из игры. По правилам, «воин», захвативший знамя, имел право перецеловать всех защитниц. Но те обычно бились так отважно, что мужчинам редко перепадало такое счастье.

В упрощённом варианте игры вместо строительства снежной крепости устанавливался вертикальный столб, который также назывался «городком». На вершину столба привязывали бутылку вина, платок, жареного петуха или поросёнка. Столб смазывался свиным жиром. Победитель должен был подняться до вершины столба и снять приз.

В наше время штурм снежного городка – распространённая масленичная забава, однако происходит в более гуманной форме, чем в дореволюционные годы. Сегодня суть игры заключается в том, что на Масленицу строится снежная крепость. Участники игры делятся на две команды. Одна команда обороняет снежный городок, другая – бросается на его штурм. Игра продолжается до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена.

Уже более 10 лет традиционная «Сибирская масленица» с размахом проходит в Красноярском крае в селе Сухобузимское, на родине художника Василия Сурикова.

 

Кулачный бой

Эта молодецкая забава уходит своими корнями в седую славянскую древность и впервые упомянута Нестором ещё в 1048 г.

Биться на кулачках в России считалось мужской доблестью в любом сословии. Но и гражданские, и церковные власти в России регулярно противодействовали этим опасным игрищам от введения ограничений до полного запрета. В 1274 г. на Владимирском соборе русское духовенство постановило участников таких боёв отлучать от церкви, а убитых не отпевать. Видимо, даже такое страшное для православных наказание не смогло отвратить их от этой страсти, следствием чего в 1641 г. стал новый указ – на этот раз царский. Михаил Фёдорович приказал участников кулачных боёв штрафовать, бить батогами и кнутом, а рецидивистов после всего этого отправлять в ссылку. Впрочем, Пётр I , несмотря на грозные дедушкины указы, по многочисленным свидетельствам современников, сам выступал в роли постановщика таких поединков. Попытки регламентации боёв предпринимались и наследниками Петра I: например, Пётр II подписал специальный указ о запрете бить лежащего, а Елизавета Петровна запретила драться в обеих российских столицах. Окончательный запрет кулачных боёв в России был обнародован в 1832 г. при Николае I.

Однако и на Рождество, и на Троицу, и, особенно, на Масленицу народ продолжал тешиться кулаками. Правда, к концу XIX – началу XX вв. эта традиция сохранилась преимущественно в Сибири.

За долгое время кулачных боёв сформировался свой строгий кодекс правил, за нарушение которого строго наказывали:

  1. Запрещалось иметь любое оружие, бойцы могли драться только кулаками – либо голыми, либо в рукавицах;
  2. Кулаки разрешалось использовать только в трёх позициях: головками основных фаланг, головками пястных костей и основанием кулака со стороны мизинца.
  3. Нельзя наносить удары ниже пояса; выше пояса бить можно было в любую часть тела – предпочитали в голову («в калган»), в солнечное сплетение («в душу»), под рёбра («под микитки»);
  4. Бой продолжался до первой крови.
  5. Запрещалось наносить удару по упавшему или присевшему противнику (отсюда появилась русская пословица «Лежачего не бьют»);
  6. Запрещены захваты за одежду.

Практиковались в кулачных боях и единоборства, однако самой распространённой их формой были всё же «стенка на стенку», «улица на улицу», деревня на деревню, слобода на слободу, в которых, как и при взятии городка, противостояли друг другу две группы противников. Его так и называли – «стеношный бой». Общераспространённым сценарием был такой: начинали противоборства мальчишки, потом втягивались холостые парни, а кульминации битва достигала, когда в неё включались взрослые мужики.

 

Масленица в творчестве русских писателей

 

А.Н. Островский «Снегурочка»:

«Честная Масляница!

Веселенько тебя встречать, привечать,

Трудно-нудно со двора провожать.

Уж и как нам тебя вертать, ворочать?

Воротись, Масляница, воротися!

Честная Масляница!

Воротися хоть на три денечка!

Не воротишься на три денечка,

Воротися к нам на денечек!

На денечек, на малый часочек!

Честная Масляница!»

 

Взятие снежного городка запечатлела кисть выдающегося художника Василия Сурикова. 

 

 

Н. В. Гоголь "Мертвые души":

 «— Прошу покорно закусить, — сказала хозяйка. Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и невесть чего не было».

Это фрагмент, когда Чичиков заезжает к Коробочке. Здесь блины упоминаются, чтобы показать традиционность быта героя. Интересно, что блины в «Мертвых душах» совсем никак не связаны с Масленицей. Там попросту не то время года. Выглядывая из окна, Чичиков видит «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем». Так что появление на столе блинов неожиданно, но используется для создания образа хозяйки.

А. И. Куприн:

«Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей»

И. А. Бунин «Чистый понедельник»:

«…В трактире Егорова в Охотном Ряду было полно лохматыми, толсто одетыми извозчиками, резавшими стопки блинов, залитых сверх меры маслом и сметаной, было парно, как в бане. В верхних комнатах, тоже очень теплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским».

 

 

Информация из источников:

https://zen.yandex.ru/media/id/5e32e89bebb18a27f50403e7/maslenica-na-rusi-istoriia-i-tradicii-maslenica-pochemu-tak-nazyvaetsia-5e42513086c9e0056a0f84b1

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

https://www.oum.ru/yoga/vedicheskaya-kultura/maslenitsa/

https://www.sibreal.org/a/31017180.html

https://www.livemaster.ru/topic/2743391-maslenitsa-istoriya-prazdnika-i-traditsii

 

https://zen.yandex.ru/media/id/5e32e89bebb18a27f50403e7/maslenica-na-rusi-istoriia-i-tradicii-maslenica-pochemu-tak-nazyvaetsia-5e42513086c9e0056a0f84b1

 

https://zen.yandex.ru/media/id/5ae4cb01f03173ba38d06190/maslenica-v-proizvedeniiah-russkih-pisatelei-5e5829d09138406fd21d2559

 

Масленица на Руси

 

Масленица – один из самых интересных, долгожданных, весёлых и самых «вкусных» праздников в году. Он отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение.

Многим людям полюбился этот праздник, и его можно назвать народным, или даже международным, так как отмечают его не только в России, но только в России этот праздник отмечают с особым размахом и колоритом. Например, на «Сибирскую масленицу» в Сухобузимо приезжают гости из разных стран, а в Западной Европе масленица проводится как общенародный карнавал.

По традиции устраиваются походы в гости друг к другу и угощение дома. На улицах городов и сёл разворачиваются ярмарки, где торгуют блинами, лепёшками, пирогами и всевозможными другими яствами.

Происхождение названия

По поводу происхождения названия этого праздника до сих пор идут споры. Наиболее распространённой является следующая версия: на Масленицу люди старались задобрить (то есть умаслить) весну. Поэтому празднования так и назвали – «Масленицей».

По другой версии это название появилось уже после принятия христианства. До XVI века в летописях не было упоминаний о Масленице, но в летописи XI века впервые указывается Мясопуст. Мясопуст – пост, который запрещает употребление какой-либо мясной пищи. К тому же в этот период переходного времени между зимой и весной телились коровы, поэтому молока, масла, сыра и творога было в достатке. Название «Масленица» появилось от слова «масло». Масло символизировало достаток, изобилие, сытые времена, богатый урожай.

На самом деле Масленица является древним языческим праздником. Считается, что первоначально Масленица была связана с днём весеннего солнцеворота и её праздновали строго в одно и то же время – с 21 марта по 28 марта. Это знаменовало собой окончание зимы и начало весны. Природа пробуждалась от зимнего сна, начиналось таяние снегов, начинался новый жизненный цикл. но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

Ранее славяне отмечали «Проводы зимы», которые были посвящены богу Велесу – покровителю скотоводства. Олицетворением Велеса на земле считался медведь, которого называли комом. С приходом весны медведи пробуждались после глубокого зимнего сна. Женщины пекли лепёшки, изготовленные из ржаной, гречневой и другой муки, затем эти лепёшки относили в лес и оставляли хозяину. Так и появилось выражение «первый блин – комам» (именно так, через «а»). Проснулся медведь – значит весна пришла.

Но в этот праздник не только пекли блины, но и проводили множество обрядов, связанных с поклонением солнцу: на лошадях и санях по несколько раз объезжали село по кругу, украшали деревянное колесо яркими лентами и ходили с ним по улице, закрепив на шесте, обязательно водили хороводы, парни зажигали деревянные колеса и скатывали с пригорка. Кто смог прокатить своё колесо без единого его падения, того ожидали в текущем году счастье, удача и достаток.

Самыми популярными развлечениями, которые раньше устраивали в селах во время Масленицы, были кулачные бои, катания на санях, лазанье на столб за призом, поедание на время блинов, и, конечно, хороводы, песни и танцы.

И куда уж без главного символа праздника – чучела Масленицы, сделанного из соломы и обряженное в яркую одежду, которое олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму. В последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре.

В народе считали, что тот, кто не ест и не веселится на Масленицу, проживёт наступивший год бедно и безрадостно.

С принятием христианства время празднования Масленицы сдвинулось и сократилось на целую неделю. Отменить Масленицу и запретить развлечения церковь не решилась, но масленичная неделя достаточно гармонично вписалась и в христианские традиции. Масленицу стали праздновать накануне Великого поста. На Масленицу пекут блины, и их вполне хватает, чтобы чувствовать себя сытыми и не страдать от отсутствия мясной пищи. Это прекрасная возможность для православного наесться перед Великим Постом. Но в православной трактовке масленичная седмица – это не столько неделя веселья, сколько неделя подготовки к Великому Посту, прощения, примирения, это время, которое нужно посвятить доброму общению с родными, друзьями, благотворению.

 

Многоликое название

У восточных славян Масленица имела множество названий. Так у русских она могла быть: Масляна, Масляница, Масляная, Масленая неделя, Сырная неделя, Мясопуст, Сыроястная неделя, Всемирный праздник, Прожорная неделя, Обжорная масленица, Маслено заговенье, Блинщина, Блинная неделя, Поползуха (в связи с подвижными датами), Объедуха, Честная масленица, Широкая масленица, Весёлая масленица, Кривая неделя, Боярыня-масленица, Госпожа Масленица, Молочная неделя, Молочница; полес. Весна, Запускный тыждень, Запустный тыждень, Масленая колядуха, Масленая (неделя), Масленая полизуха, Масленица, Масленка, Масленый тыждень, Маслоед, Масная, Масница, Масный тыждень, Отпущальная, Прощальный тыждень, Пустый тыждень, Сыропная неделя. У белорусов – Масленіца, Масленка, Масніца, у украинцев – Ма́сниця, Пу́щення, Сиропу́ст, Пироги, Колодка, Колодій, Заговини, Сирний тиждень.

Этот праздник был и есть у других народов, принявших православие. Например некоторые напрямую заимствовали название праздника из русского языка. У эрзя – это Масинця, Мастя, у мокша – Масла, Масланьце, у удмуртов – Масленча.

Другие же народы просто перевели название по смыслу на свой язык. Например, у чувашей праздник стал называться – Ҫăварни, у татар-кряшенов – Май чабу атнасы, у марийцев – Ӱярня (масляная неделя), у коми – Йöввыв (молочная), у удмуртов – Вöйдыр (время масла), у хакасов – Сарығ хаях улукун (праздник топлёного масла), у осетин – Урсы къуыри (неделя молочной пищи), у эрзя – Кирякшчи (День катаний), у коми – Гажа валяй (весёлое катание), у татар- кряшенов – Кәтәйсә итү (кататься), у хакасов – Чылғаях, южно-алт. Дьылгайак (каток).

 

 

Традиции

В некоторых российских губерниях начинали праздновать «малую Масленку» ещё с субботы предыдущей (Пёстрой) недели. Пёстрая неделя – у славян неделя перед Масленичной (Мясопустом) начинается за две недели до начала Великого поста. Хозяйка заводила заранее блины и посылала ребятишек лет 8-10 «встречать Масленицу»: давала блин, с которым они скакали верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричали: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону – и пахать пойду!».

В Белоруссии и в некоторых регионах России в субботу перед Масленицей отмечали Родительский день. В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины – и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище, а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то.

И теперь крестьяне убеждены, что на заговенье, особенно масленичное, перед Великим постом, необходимо оставить для предков-покойников кушанье.

Последнее воскресенье перед Масленицей носило название «мясного воскресенья». В воскресенье говорили: «Нынче 12 раз шти (щи) хлебают, 12 раз мясо едят». В деревнях ходили в гости к родственникам, соседям, друзьям и приглашали в гости на масленицу. В это воскресенье тесть звал зятя «доедать барана». «Заговляюсь на сыр да на масло», – говорили в вечер перед Масленицей.

Сама Масленица празднуется семь дней, с понедельника по воскресенье. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица – первые три дня, Широкая Масленица – это последние четыре дня, с четверга по воскресенье. В первые три дня хозяйкам можно было заниматься домашними делами, делать уборку. С четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В эти дни любые работы по хозяйству и по дому запрещались. Разрешалось только развлекаться и печь блины.

Названия масленичных дней

Каждый день масленичной недели имеет своё название и наполнен уникальным смыслом.

Понедельник – «Встреча». Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости и угощались блинами, радуясь началу масленичной недели.

Первый день масленичной недели – это встреча Масленицы. В этот день начинают печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших.

В понедельник занимались организационными вопросами, касающимися гуляний, достраивались снежные горки, балаганы, качели, лотки для торговли. В этот день делали чучело Масленицы из соломы и других подручных материалов, наряжали в старую одежду, разные лохмотья, заодно избавляясь от старья. Затем чучело насаживали на кол и возили в санях по улицам, и, наконец, выставляли на всеобщее обозрение на главной улице или площади деревни до воскресенья.

В первый день Масленицы в белорусских сёлах совершалась обрядовая игра – «Похороны Деда». Для этого в одном из домов устанавливался гроб с соломенным чучелом деда. Замужние женщины оплакивали чучело как живого человека. После этого гроб с «дедом» выносили на кладбище, где закапывали в снегу, соломе, или поджигали.

Вторник – «Заигрыши».  В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься на санях, ледяных горках, каруселях, поесть блинов. По улицам ходили скоморохи, развлекая народ и угощаясь щедрыми подаяниями хозяек.

Молодые люди украдкой приглядывались друг к другу, парни присматривали себе невест, девушки засматривались на парней и гадали, кто же из них первым пошлёт сватов. И родители присматривались к будущим родственникам, и в шуточной ф