+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Навруз

Навруз – древний праздник Нового года

Каждый народ, который отмечает в день весеннего равноденствия этот праздник, произносит его название по-своему: Навру́з (таджики), Навроз (узбеки), Невроз (курды), Новруз (азербайджанцы), Нооруз (киргизы), Наурыз (казахи), Невруз (туркмены), Наврез (в Крыму). Тем не менее значение праздника от произношения не меняется – это древнейший земледельческий праздник весны и начала нового года.

Название Навруз имеет персидское происхождение (نو روز – Now ruz), что в переводе означает «новый день».

В Афганистане Навруз носит ещё название «Руз-е Дехкан» – День крестьянина или «Руз-е Нехолышони» – День посадки саженцев.

В сентябре 2009 г. Навруз был включён в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а в конце февраля 2010 г. 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта «Международным днем Навруза».

В древности все народы мира встречали Новый год в марте, в период начала сельскохозяйственных работ. Стоит вспомнить, что в России до 1700 года он тоже приходился на день весеннего равноденствия, 21-22 марта.

Историки утверждают, что праздник Навруз является одним из самых древних на Земле. Он был известен ещё с дозороастрийских времен, его отмечали в государстве Ахеменидов (VI-IV века до н.э.) и Сасанидов (III VII века н.э.) Навруз считался главным праздником.

Считается, что происхождение праздника – древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры (Зороастр, Зардушт).

Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза – это священная книга зороастризма «Авеста». Согласно этому учению, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась «в шести видах» (небо, вода, земля, растения, животные и человек).

Кроме того, в Навруз произошло множество знаменательных зароастрийских событий. Например, Заратуштра был избран богом. А мифический царь Джамшид по легенде во время путешествия был освещён солнцем, после чего этот день стали почитать как священный. Существует и версия поэта Омара Хайяма. Он писал, что Навруз был учреждён легендарным царем Каюмарсом. Тот первым догадался, что с этого дня начинается год, после чего собрал авторитетных жрецов и вместе с ними установил дату начала летоисчисления.

Не надо путать Навруз с мусульманским Новым годом. Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. В основе же мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл. Так как год по солнечному календарю содержит 365 (366) дней, то лунный – 354 (355) дня, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперёд. И мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время – на зимние.

В древние времена дата наступления Навруза определялась астрологами. Сейчас же их сменили астрономы, которые вычисляют дату прихода Навруза с точностью до минуты, т.е. когда Солнце пересечёт небесный экватор и перейдет из южного полушария в северное.

Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник не только пережил арабское завоевание, но и стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В СНГ его отмечают как национальный татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки и многие другие народы.

В ряде стран Навруз объявлен государственным праздником, а 21 марта – выходным днём.

За время своего существования Навруз то отменяли, то вновь праздновали. В настоящее время праздник отмечают не во всех мусульманских странах – на Ближнем Востоке Навруз отмечают лишь те народы, которые жили там до прихода арабов и повсеместного распространения ислама.

Этот праздник сами арабы не отмечают. Более того, Навруз в Сирии запрещен официально, а в Турции сняли запрет на его празднование лишь в 1991-м.

Как и к любому празднику, к весеннему Наврузу начинают готовиться заранее, за четыре недели до его наступления. За это время стараются избавиться от долгов, простить обиды, избавиться от разного старья и хлама в доме, сделав его привлекательным для светлых чистых сил. Перед праздником, принято приводить в идеальный порядок свои дома.

Обязательно стирается одежда, особенно детская – ведь дети считаются больше всех подвержены сглазу, а вода всё смоет. Ещё до ислама неделя перед Наврузом считалась посвящённой душам предков. Их поминали, делая им подношения и прося у них помощи в будущем году, защиты от бед.

Примерно за две недели до праздника на блюда высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зелёные ростки должны достичь 5-7 см и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются. Ближе к празднику проращивают новую партию зерна, чтобы сделать основу для праздничного блюда.

Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В «среду радости» (последнюю среду перед Наврузом) разводят жаркие костры, в которых сжигают старые вещи, отпугивают злых духов и привлекают добрых. Люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. Кроме того, в последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов.

Традиция мирно и радостно встречать праздник была возведена в высшую степень: даже войны прекращались к моменту наступления светлого дня, а во многих странах враждовавшие между собой воины обменивались в знак примирения оружием.

Разная бывает и длительность праздника – в одних странах Навруз отмечают три дня, а в других пять и больше. Навруз в древности праздновали 13 дней, а в конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год.

Люди в старину считали, что счастье и благополучие будут сопутствовать в течение всего года тем, кто в поле в эти дни насладится природой.

Сам праздник начинается затемно. За новогодним праздничным столом, который называется «хафт-син», в этот день собираются все члены семьи. Обязательно на столе должны быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы «син»: семена руты (сипанд), яблоко (себ), чёрные косточки (сиахдане), дикая маслина (санджид), уксус (сирке), чеснок (сир) и проросшее зерно – сабзи.

Ни один праздничный стол не обходится без ритуального лакомства сумаляк (солодовая халва) – её варят из пророщенных зерен пшеницы с добавлением сахара и муки.

Для приготовления сумаляка у огромных котлов собираются все женщины в большой семье, а в городах – соседки, по очереди беспрерывно помешивая в них, чтобы блюдо не пригорело. Ночь превращается в женские посиделки с разговорами, песнями и даже танцами. Утром сумаляк раздают всем, кто участвовал в приготовлении блюда или внёс свою долю продуктов. В свою очередь, эти люди угощают им своих родственников и знакомых, разнося его в пиалах по домам.

После охлаждения блюдо подаётся к столу. При этом считается, что по изображению, которое проявится на поверхности сумаляка, определяют, что сулит новый год, а само блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.

Магические семь предметов и продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу, которое, принимая этот дар, должно позаботиться о богатом урожае.

Зеркало и свечи на стол ставят по числу членов семьи. Кстати, свечи должны догореть сами – их нельзя гасить. На стол обязательно подают также домашний хлеб, рыбу, сыр, молоко, яйца, крашенные в зеленый цвет, миндаль, орехи, сосуд с розовой водой, пиалу с водой, в которой плавает зеленый лист. На столе обязательно должен быть Коран.

Праздничный стол украшают традиционные сладости – пахлава, шекербура, гогал, бадамбура, сладкий плов, заправленный сухофруктами и кишмишом, а также другие вкусности.

Гостям, пришедшим на праздник, хозяин протягивает блюдо с едва проросшим зерном – его поедание символизирует приобщение к возрождению всего живого.

Дети ходят от дома к дому, читают стихи, поют песни про Навруз за что получают сладости от хозяев. На улицах проводятся праздничные мероприятия – выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки.

В традициях встречи Нового года, Пасхи, Рождества и празднования Навруза много общего. Одна из общих традиций – гадание девушки на жениха. В этот вечер они бросают через голову ботинок и по направлению его носка определяют – останутся они в родительском доме ещё на год или переедут в дом суженого.

Другое гадание заключается в подслушивании разговоров за калиткой. Если суть разговора положительна, стоит ожидать сватовства и готовить праздничные одежды и украшения.

Народные гуляния в этот день проходят во многих странах. Так, например, в Узбекистане, проводят конные скачки и бои. В Кыргызстане во время гуляний демонстрируется искусство верховой езды. К другим традициям Навруза относятся цирк в Иране, который называется Банд Бази, а также Буз Каши (козлодрание) – спортивное мероприятие в Афганистане.

Во всех городах и селах устраиваются традиционные народные игры, в которых молодые парни меряются силой и ловкостью. Обязательным атрибутом празднования считается спуск со склонов зажженных колес, символизирующих солнце. Этот обычай – лишнее подтверждение того, что Навруз имеет языческие корни, общие для большинства народов.

 

 

 

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников: 

https://kavkazsuvenir.ru/blog/istoriya-prazdnika-navruz

https://ria.ru/20110321/334857014.html

https://www.kramola.info/vesti/novosti/dzhulian-assanzh-nevesyolye-poslednie-novosti