Буряты
Буряты (самоназ.: бурят, буряад) – коренной народ Восточной Сибири Российской Федерации (461,4 тыс. чел., 2010), основное население Республики Бурятия (286,8). Территориями преимущественного проживания являются Иркутская обл. (77,7 тыс. чел.), Забайкальский край (74), Якутия (7), Москва (2,8). Живут также на севере Монголии (ок. 48 тыс. чел.) и северо-востоке Китая (ок. 70).
Говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской языковой семьи. Он подразделяется на 15 диалектов. Большая часть бурят (забайкальские) до 1930 г. пользовались старомонгольской письменностью. В 1931 г. на основе хоринского диалекта была создана письменность первоначально на латинской, а с 1939 г. на русской графике.
ЭТНОГЕНЕЗ
Этническое складывание бурятского народа восходит к племенам, населявшим Забайкалье и Предбайкалье в эпоху бронзы (III–II тыс. до н.э.). В I тысячелетии эта территория входила в состав государства хуннов, затем Уйгурского каганата. В XI–XIV вв. с приходом в Прибайкалье монгольских племен и создания единого Монгольского государства Бурятия была включена в коренной удел государства, а все население вовлечено в общемонгольскую политическую, хозяйственную и культурную жизнь.
В сер. XVII в. Бурятия была присоединена к России, в связи с чем территории по обе стороны Байкала отделились от Монголии. В условиях российской государственности начался процесс консолидации различных групп и племен, завершившийся к концу XIX в. образованием бурятского этноса. Помимо собственно бурятских племен в него вошли отдельные группы халха-монголов и ойратов, есть в нем тюркская и тунгусская составляющие.
В административном отношении Бурятия входила в Иркутскую губ., в составе которой была выделена Забайкальская область (1851). По Уставу об управлении инородцев (1822) буряты подразделялись на оседлых и кочевых, управлялись степными думами и инородческими управами.
После Октябрьской революции были образованы Бурят-Монгольская АО в составе Дальневосточной республики (1921) и Бурят-Монгольская АО в составе РСФСР (1922). В 1923 г. они объединились в Бурят-Монгольскую АССР. В 1937 г. на основе западного и восточного анклавов Бурят-Монголии были созданы бурятские Усть-Ордынский и Агинский автономные округа. В 1958 г. Бурят-Монгольская АССР преобразуется в Бурятскую АССР, в 1992 г. – в Республику Бурятия. В 2008 г. Усть-Ордынский Бурятский АО объединён с Иркутской обл. и становится территорией с особым статусом в составе области – Усть-Ордынским Бурятским округом. Агинский Бурятский АО объединён с Читинской обл. в новый субъект Российской Федерации – Забайкальский край. Территория бывшего автономного округа была преобразована в административно-территориальную единицу с особым статусом – Агинский Бурятский округ в составе края.
ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ И ЖИЛИЩЕ
Преобладающей отраслью традиционного хозяйства бурят было скотоводство – разведение крупного рогатого скота, лошадей, верблюдов, овец и коз. Вспомогательное значение имели охота (преимущественно в горно-таежных районах) и рыболовство (главным образом на о. Байкал). Со средних веков известны и традиции земледелия (рожь, просо, пшеница, ячмень, овес).
Из ремесел развиты кузнечное, ювелирное, обработка кож и шкур, выделка войлока, изготовление сбруи, одежды и обуви, столярное и плотницкое дело. Часть бурят занималась охраной государственных границ и в сер. XIX в. была переведена в служилое сословие Забайкальского казачьего войска.
Древней формой бурятского традиционного жилища была круглая войлочная юрта. С XIX в. ей на смену пришли многоугольные деревянные срубные юрты с покатой крышей. С распространением в Бурятии срубных жилищ русского типа (изб) многоугольные юрты местами сохранялись как подсобные помещения (амбары, летние кухни и т. д.).
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
Традиционная мужская и женская одежда бурят имела относительно небольшие различия. Нижняя одежда состояла из рубахи и штанов, верхняя представляла собой длинный свободный халат с запахом на правую сторону, который подпоясывался широким матерчатым кушаком или ременным поясом. Замужние женщины поверх халатов носили жилет-безрукавку – уджэ.
На голове мужчины носили коническую шапку с расширяющимся околышем из меха, от которой на спину спускались две ленты; женщины – остроконечную шапку с меховой опушкой и красной шелковой кистью. Обувью служили низкие сапоги на толстой войлочной подошве без каблука, с загнутым кверху носком.
Излюбленными украшениями женщин были височные подвески, серьги, ожерелья, медальоны. У мужчин украшениями служили серебряные пояса, ножи, трубки, огнива, специальные кафтаны и кортики (у знати), свидетельствующие о высоком положении.
С нач. XX в. традиционный костюм постепенно стал уступать место русской городской и крестьянской одежде.
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ
Кочевое и полукочевое хозяйство обусловило тип питания, в котором преобладали молочные и мясные продукты. Из молока приготавливали варенец, сыр, масло. Впрок заготовлялся курут – сушеный кислый творог. Из кобыльего молока делали кумыс, а из коровьего – молочную водку (архи).
Потребление мяса зависело от количества скота, которым владела семья. Летом предпочитали баранину, зимой – мясо крупного рогатого скота. Лучшим мясом считалась конина, а затем – баранина. Жители прибрежья Байкала ели рыбу. Повсеместно употреблялись дикоросы (лук, черемша, сарана) и ягоды.
В традиционной кухне бурят имелись также мучные блюда, но печеный хлеб начали печь только под влиянием русского населения. Подобно монголам, буряты пили зеленый чай, в который наливали молоко, клали соль и топленое масло. И сегодня бурятский чай очень популярен в народе и является символом гостеприимства.
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Основные жанры бурятского фольклора – мифы, легенды, предания, героический эпос («Гэсэр»), сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Широко распространены эпические сказания – улигэры, насчитывавшие от 2 до 25 тыс. поэтических строк. Они исполнялись в сопровождении двухструнного смычкового инструмента хур. Другие народные инструменты – бубен, хучир, чанза, лимба, бихчур, сур.
Наиболее популярным видом танцевального искусства является танец-хоровод ехор. Существовали также танцы-игры «Ягша», «Айсухай», «Ягаруухай», «Гуугэл», «Аярзон-Баярзон».
В народном искусстве Бурятии большое место занимают резьба по кости, дереву и камню, литьё, чеканка по металлу, ювелирное дело, вышивка, вязание из шерсти, изготовление аппликаций на коже, войлоке и тканях.
НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ЗНАМЕНИТОСТИ
В настоящее время из традиционных праздников бурят самыми популярными являются Сагаалган и Сурхарбан, которые проводятся в масштабах селений, районов и округов. Спортивная часть Сурхарбана включает национальные виды: борьбу, стрельбу из лука, конные скачки.
Бурятский народ дал немало выдающихся деятелей науки и культуры. Среди первых бурятов‑ученых XIX в. были востоковед Д. Банзаров, этнограф Галсан Гомбоев, лингвисты Н.С. Болдонов и Р. Номтоев, знаток восточной медицины П. И. Бадмаев. В XX в. большую известность получили литераторы Х. Н. Намсараев и Ч. Цыдендамбаев, поэты Н. Дамдинов и Д. Дашинимаев, драматург Ц. Шагжин, художник Ц.С. Сампилов, композитор Б. Б. Ямпилов, нар. артист СССР Г. Ц. Цыдынжапов и др.
РЕЛИГИЯ
В духовной жизни бурят взаимосвязаны три религиозные традиции: буддизм, шаманизм и христианство. В 1741 г. буддизм (в форме ламаизма тибетской школы Гелугпа) признан одной из официальных религий в России. К 1914 г. в Бурятии насчитывалось 48 дацанов и 16 тыс. лам, что составляло около одной десятой всего ее населения.
К концу 1940‑х гг. в регионе остался только один действующий Иволгинский дацан. Возрождение буддизма началось со вт. пол. 1980‑х гг. Восстановлены более двух десятков старых дацанов, ведется подготовка лам в буддийских академиях Монголии и Бурятии.
У западных бурятов наибольшего успеха достигло православие. Однако несмотря на христианизацию у них сохранялись традиционные верования, шаманизм. Весь мир, по их представлениям, населен духами небесными (высшими) и земными. Существуют добрые духи, которым служат белые шаманы, и злые духи с черными шаманами.
Одежда шамана отличалась большим числом подвесок: бубенчиков, металлических фигурок, дисков, изображающих солнце. Бурятский шаман в отличие от северных народов редко использовал бубен, применяя в основном колокольчик и трость.
Религиозные традиции нашли отражение и в праздничном календаре. Шаманы руководили тайлаганами, которые проводились весной, летом и осенью. Праздник включал в себя молебен, жертвоприношение духам-покровителям, общую трапезу и различные игры-состязания.
С утверждением буддизма получили распространение ламаистские праздники – хуралы, устраиваемые при дацанах. Наиболее популярные из них Цам и Майдари, приходившиеся на летние месяцы. В зимнее время праздновался Белый месяц (Сагаалган), считавшийся началом нового года. У западных бурят получили распространение христианские праздники Рождество, Пасха, Ильин день.
БУРЯТЫ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
В Енисейской губернии буряты были достаточно редки. Перепись 1897 г. зафиксировала только одного бурята, в 1920 г. – пять чел., в 1926 г. – 26 чел. Лишь к 1939 г. произошел резкий, малообъяснимый скачок до 1,9 тыс. чел.
В послевоенный период в Красноярском крае наблюдается постепенный рост бурятского населения с 821 чел. в 1970 г. до 1245 чел. в 1989 г. В трудные 1990‑е гг. произошел некоторый отток бурят (15,5 %) на историческую родину. Перепись 2010 г. зафиксировала в крае 1048 чел. бурятской национальности, из них 63 % проживали в самых крупных городах – Красноярске (470 чел.) и Норильске (195 чел.). А в целом уровень урбанизации у бурят достигает 91%. Среди других демографических показателей – преобладание мужского населения (55,0%) и снижение уровня владения родным языком – с 58,9% в 2002 г. до 37,5% в 2010 г.

