Новый год на Севере
Как отмечают Новый год коренные народы Севера
В ночь с 31 декабря на 1 января по всему миру проходит празднование Нового года. В России Новый год встречают 11 раз, первыми – на Камчатке, а последними – в Калининграде. Однако не все народы нашей страны отмечают Новый год именно в этот день.
Начнём с того, что Новый год у коренных народов Севера Красноярского края принято встречать не зимой, а летом. Например, у эвенов есть обряд встречи солнца и нового года во время летнего солнцестояния, 22-23 июня. Обряд осуществлялся ранним июньским утром на специально обрядовом поле, у двух священных деревьев, возле которых разжигались два ритуальных костра. По представлениям эвенов, эти два деревца означали небесные ворота, которые открываются только 22-23 июня. В ритуале акцентировались на восточном направлении, так как восток означал начало жизни и света на земле, с востока начинался день. Между двумя деревьями развешивали дэлбургэ – веревку, к которой были привязаны разноцветные лоскутки материи, символизирующие лучи солнца.
У эвенков существует праздник Бакалдын, что в переводе означает «встреча» – встреча людей, семей, родовых племён после долгой и суровой северной зимы, он отмечается тоже 22-23 июня. Это также и встреча лета, встреча эвенкийского Нового года, сейчас она проводится на Вилюйском тракте. В старину в ходе празднования люди обменивались новостями, накопившимися за зиму, обговаривали совместные дела, проводили свадьбы.
Пэгытти
Чукчи празднуют Новый год в день зимнего солнцестояния, в ночь с 21 на 22 декабря. Национальный праздник называется по имени ритуальной звезды – Пэгытти (с чукотского – «Пёстрое скопление»), в традиционной астрологии это Альтаир в созвездии Орла. Восхождение этой звезды и символизирует начало нового года – именно с этого момента световой день начинает прирастать.
По традиции праздник Пэгытти начинался с разжигания праздничного огня с помощью священной «огнивой» доски – символа домашнего очага. Причём у каждой семьи она своя. Считалось, что передавать огонь с «огнивой» доски можно только родственникам по мужской линии, иначе в дом придёт горе.
Вокруг жертвенных костров чукчи устраивали танцы и исполняли песенные речитативы, желая всем добра и света.
Кроме того, в эту ночь чукчи старались задобрить злых духов, наполняя салом и жиром небольшие кожаные чашки. Встречать Пэгытти необходимо с хорошими мыслями, чтобы наступающий год принёс удачу.
Мучун
Празднование эвенкийского праздника Мучун связано с началом лета, которое наступает после того, как распускаются первые почки лиственницы (мучукта), и кукушка начинает отсчитывать летние часы.
В этот день кочующие по тайге эвенки собирались в заранее оговоренном месте, подводили итоги минувшей зимы и намечали планы на новый зимний период. Праздник традиционно начинается с обряда очищения «Икэнипкэ». Обряд осуществляется на тропе, содержащей шесть этапов. Начинается ритуал со священного дерева, обладающего волшебной силой мусун. Эта сила оберегает людей от болезней и всяких неприятностей, помогает на охоте. На дерево подвешиваются разноцветные ленточки с просьбой о благополучии в наступившем году. Ежегодно для ритуала строится чум – дю, иначе чичивка (тренога). Внутри треноги сооружается дымокур из веток багульника -проходя сквозь него, люди получают благословение.
Затем начинается испытание. Эвенки считали дух Хэвэки добрым, благожелательным и постоянно заботящимся о жизни человека, к нему обращались со всякими просьбами, но прежде всего просили послать мясного зверя. Считалось, что он находился в Верхнем мире выше седьмого облака. Вместо облаков ставились семь кочек, по ним прыгали от кочки до кочки к мосту. Последнее испытание «Солипка» – традиционное очистительное кольцо из веток тальника. Пальмой, кото (сабля) гнали болезнь от туктывуна (горы) в сторону тыгдылона (моста) в том направлении, которое обозначало Нижний мир и прошлое. Считалось, что все неудачи уйдут вместе с уходящим годом.
Два Новых года
Ненцы празднуют два Новых года – зимний и летний, которые начинаются в ноябре и июне соответственно. Начало зимнего нового года ознаменовано замерзанием воды и гоном оленей, а летнего – таянием снегов и отёлом оленей.
В Новый год старейшины стараются задобрить духов, чтобы зима была не очень холодной, в реках было много рыбы, а в лесах – дичи. Так же как эвенки, ненцы загадывают желания и завязывают ленточки на священном для них дереве – берёзе.
В этот день ненцы обмениваются подарками и большое внимание уделяют детям. Считается, что, если обидеть ребёнка, добрые духи рассердятся и покинут вас.
Ысыах
Якутский Новый год отмечается летом, 21 июня. Праздник Ысыах (в переводе «Изобилие») связан с культом солнечных божеств и культом плодородия. Традиционно праздник сопровождается обрядом молений, народными танцами и спортивными соревнованиями.
Главный танец праздника – Осуохай – хоровод, символизирующий жизненный круг. Танец продолжается до самого восхода солнца, таким образом якуты выражают благодарность Солнцу за свет и теплоту. Считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается положительной энергией на год вперёд.
Ещё один важный ритуал Ысыаха – окропление огня, травы и деревьев священным для якутов напитком – кумысом. Этот обряд символизирует рождение Вселенной и человека.
Поморский Новый год
По поморскому календарю Новый год наступает 14 сентября. Этот день ознаменован началом Маргаритинской ярмарки, праздничным шествием поморских лоцманов – «вожей» и фейерверком. Одно из наиболее ярких событий праздника – зажжение новогоднего плавучего Маяка, который символизирует проводы старого года и начало нового.
По традиции в этот день поморы не закрывали двери в избы, чтобы в дом вошло новое счастье, рядом же с входом клали старый веник, который символизировал уходящий год.
Вороний день
Издревле начало года у хантов и манси праздновалось весной, в конце марта – начале апреля. В это время происходит смена промысла, заканчивается зимняя охота, сезон которой открылся в ноябре, и начинается время рыбной ловли, прилетает первая птица – ворона.
На Большом Югане Новый год отсчитывают со дня «етлип пор», приходящегося на январь. Новый год начинается у сынских, куноватских, каэымских, ваковских хантов, а также сосьвинских манси.
Календарные месяцы не имеют смысла для коренных народов. Они живут в своём особом природном ритме, при котором не важен отсчёт часов и недель, а длина «месяца» колеблется от 15 до 90 дней.
Январь у северных народов называется «месяц середины года», «месяц умирания Оби», «топорище ломающий месяц», у северных манси – «месяц тридцати топорищ».
Январь – это нижняя точка зимы, время затишья хозяйственной активности. Замиранию природы народные традиции противопоставляют оживление общения между людьми: проходят гостевания, сопровождающиеся договорами о последующей совместной деятельности, взаимным одариванием (поездка в гости называется у ханты «к подарку ехать»).
В январе Обские угры отмечают середину зимы, но этот праздник не считается началом года.
Вороний праздник – это день поклонения Матери-земле, женщине – прародительнице, многодетной матери, и его проведение связано с заботой о воспроизводстве жизни. Во время этого обряда также поклоняются и Небесному отцу – Торум ащи и огню – Тут анки.
Есть у Обских угров и Дед Мороз. Только зовут его Ищки-Ики – Морозный мужчина. Он является главный героем во всех новогодних представлениях.
Использована информация источников:
https://ru.arctic.ru/tourism/20160104/266690.html
https://ugra-news.ru/article/obyasnyaem_kak_vstrechayut_novyy_god_korennye_narody_severa/
https://ru.arctic.ru/analitic/20170105/516482.html