+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Мэрцишор-Мартеница

Практически у каждого народа приход весны считался особенным событием, настоящим праздником, которому были посвящены интересные обычаи и праздники.

Молдаване наступление марта отмечают по-особенному – праздником Мэрцишор. Традиционно он проводится 1 марта и связан с приходом весны. В этот день люди дарят друг другу маленькие бутоньерки в виде цветочков из ниток красного и белого цвета. Их носят на одежде, закрепив слева, у самого сердца. Эта милая традиция имеет давнюю историю, а легенды о празднике отличаются романтичностью и красотой.

Название праздника произошло от молдавского слова «март». Именно в этом месяце в прежние времена начинался отсчёт нового календарного года. С приходом весны оживала природа, и люди радовались её торжеству над мрачной и холодной зимой.

Археологические находки подтверждают древние корни молдавских мэрцишоров, традиция дарить их существовала ещё 8000 лет назад. Первые украшения делали из камешков, окрашенных в красный и белый цвета, и носили на шее, как бусы. С тех давних пор и по сей день в Молдове, Румынии и ряде балканских стран такой оберег неизменно считается символом весны, плодородия, благополучия и счастья.

В первых письменных источниках мэрцишор упоминается как весенний оберег, состоящий из золотой или серебряной монеты, подвешенной на красной нити. В Румынии такое украшение девушки носили на шее в течение первых двух недель марта.

С прилётом аистов мэрцишор снимали. Нитки подвешивали на плодовые деревья, а на монету покупали овечью брынзу.

 

Археологи полагают, что красный и белый цвет в этих весенних оберегах служат символом войны и мира, отображая сущность бога Марса, в честь которого в Древнем Риме и был назван месяц март.

Существует и иное объяснение, согласно которому красный и белый – сакральные цвета, нередко используемые в различных ритуалах. Белоснежные нити мэрцишора символизируют чистоту и невинность, а также связь с потусторонним миром. Красный цвет в этом обереге служит отражением жизненной силы и энергии. Сочетание цветов символизирует связь земного и небесного начал, соединение которых и порождает жизнь.

В Румынии существует легенда о мартовской Бабе Докии, которая поднимается со стадом в горы и там плетёт нить года, подобно тому, как греческие Мойры плетут нити судьбы. Согласно этому преданию, Баба Докия 12 дней шагает в горы, стряхивая снег с 12-ти своих тулупов. Поэтому и мэрцишор чаще всего носят столько же дней.

Но более поздние легенды про Мэрцишор уже по-иному поясняют цветовую гамму оберега. Сакральная составляющая праздника весны в них уже отошла на задний план.

Вряд ли Мэрцишор стал бы так популярен, если бы не чудесные легенды, связанные с ним. Одно из преданий рассказывает о появлении Гиочела (Подснежника). Он вырос на земле, когда зимние морозы ненадолго отступили. Хрупкому цветку помогала выжить Весна, что оберегала его от стужи.

Но однажды узнал о Подснежнике Кривэц, злой и холодный ветер полночи. Он помчался к маленькому созданию, чтобы уничтожить его. Кривэц не мог позволить маленькому цветку-храбрецу нарушить законы своего морозного царства. Но в тот миг, когда ветер уже был близко, Подснежник закрыла собой Весна.

Кривэц видел, как слабо склонился стебель Гиочела, но поделать ничего не мог. В ярости он схватил ветку сухого шиповника и бросил её в Весну. Острые шипы укололи красавицу, и несколько капель крови упали на снег рядом с цветком. Подснежник ощутил их тепло и поднял свой стебель, оживая. С тех пор именно этот цветок стал вестником прихода его хранительницы, Весны.

 

Другое предание рассказывает о Мэрцишоре как о символе победы храброго героя над страшным чудовищем, решившим уничтожить солнце. Согласно этой легенде, Солнце спустилось на землю в виде прекрасной девушки. Однако злой Змей украл её, закрыв в своем замке. На землю опустилась тьма, птицы перестали петь, люди забыли, что такое радость и смех, мир погрузился в печаль. Но был один храбрый юноша, который захотел спасти Солнце. Целый год он потратил на поиски логова Змея. В конце концов, схлестнулись в жестокой борьбе юноша и Змей. Добро победило, и Солнце было освобождено. Оно поднялось обратно на небо и осветило весь мир. Наконец наступила весна, ожила природа, люди вспомнили радость.

К сожалению, отважный юноша не успел увидеть весну. Он был ранен, и его тёплая кровь стекала на снег. В итоге он погиб, а там, где таял снег, вырастали белые цветы – подснежники. В честь этого события и в память об освободителе мира от тьмы люди сплетают две ниточки с цветочками белого и красного цвета. Красный цвет символизирует любовь и память о крови погибшего юноши, а белый – здоровье и чистоту подснежника.

 

Обычно молдаване делают мэрцишоры вручную и дарят их всем своим близким, коллегам, учителям. Самый простой вид украшения – это переплетенные между собой белые и красные нити. Но иногда создаются и настоящие произведения искусства: снежинки, цветочки, кисточки.

Мэрцишоры прикрепляют на одежду и носят на груди вплоть до 1 апреля. Затем его снимают и вешают на цветущее дерево, девушки – с желанием быть красивой, как цвет и этого дерева, «чтобы быть белой как цветок и румяной как вишня», а также с пожеланием, чтобы «дерево дало богатый урожай».

 

В некоторых районах мэрцишор облепляли комом земли и кидали на крышу дома, чтобы привлечь аистов свить гнездо. Считается, что если в селе есть гнездо аиста, это принесет ему счастье и удачу.

Эти легенды и традиции существуют не только в Молдове, но и в Болгарии, Румынии, Сербии. Нити мэрцишора используют и для гадания, и для повязывания на руку ребенка от сглаза и болезней.

В эти же дни с 1967 года проходит и главный одноименный музыкальный фестиваль страны, на который приглашаются как профессиональные артисты, так и любительские коллективы.

 

 

Интересный факты

В ряде посёлков Трансильвании мэрцишоры привязывают к рогам домашнего скота или же на окна домов как оберег от злых духов.

Длительность ношения мэрцишора может существенно отличаться в зависимости от региона. Оберег могут носить:

   3, 9, 12, 25 дней;

   до встречи с первой весенней птицей/змеёй;

   до появления первого подснежника;

   до первых соцветий на фруктовых деревьях.

В некоторых районах Румынии мэрцишоры носят не весь март, а только две первые недели. Считается, что это приносит здоровье и благополучие. В трансильванских сёлах мэрцишоры привязывают к дверям, окнам, так как считается, что они отгоняют злых духов и придают жизненные силы.

Также существует поверье, что надо умыться дождевой водой, собранной 1 марта, чтобы стать красивее и здоровее.

В Банате девушки собирают воду или снег с листьев земляники и умываются, чтобы быть любимыми.

В Добрудже мэрцишор носят до прилёта аистов, а потом бросают его в небо, чтобы счастье было «большим и крылатым».

 

Мартеница

По болгарским традициям специально ко дню 1 марта, когда начинается новый хозяйственный год, жители изготавливают Мартеницу (болг. Мартеница, Мартенка, Байница) – украшение или амулет из шерсти или ниток, которое повязывают в первый весенний день, чтобы в течение года быть здоровыми, счастливыми, защищенными от сглаза, порчи, злых духов. Мартеницу принято носить до тех пор, пока не увидишь аиста, ласточку, кукушку и или цветущее дерево. После этого нужно снять и привязать мартеницу к дереву, чтобы быть здоровым и красивым. В некоторых местах весенние фигурки бросают в воду, чтобы исчезло и утекло все плохое.

Белый цвет амулета символизирует мужское начало, силу, солнце, потом переосмыслен как цвет девственности и непорочности; красный – цвет крови, женского начала, здоровья, рождения.

 

В отличие от праздника Мэрцишор, легенд о возникновении которого существует несколько, праздник Мартеница основывается лишь на одной легенде.

Хан Аспарух имел четырёх братьев и одну сестру. Её звали Калина. Аспарух завоевал много земель, на территории которых находится и современная Болгария, а также заложил основы болгарской державности. Братья разъехались в разных направлениях завоевывать новые земли, а Калина осталась в праболгарской земле, которая сейчас находится Урале. Аспарух был удачливым полководцем и хорошим «державником», но в сердце всегда сохранял печаль о своей сестре, которая жила где-то далеко.

Однажды утром Аспарух сидел под деревом, на дерево села ласточка, которая спросила: «Что ты такой печальный, господарь?» Аспарух ответил: «Как мне не печалиться? Завоевал я много земель, стал их властелином, но нет никого, кто мог бы донести подарок моей сестре!» Ласточка ответила: «Я знаю твою родину, знаю и твою сестру Калину, а моё гнездо было на доме твоего отца Кубрата». Сказала и улетела. Три дня и ночи ласточка летела без отдыха и села на плечо Калины и рассказала о брате Аспарухе. Очень обрадовалась Калина и решила отправить весточку брату, что жива и здорова. Сорвала самые красивые цветы из своего сада, связала их двумя нитками красного и белого цвета и привязала их к ласточке, которая отправилась тотчас в обратный путь. Через три дня и три ночи ласточка нашла хана, как раз когда он праздновал создание нового государства – Болгарии, рассказала ласточка о сестре Калине и передала несколько цветов, отправленных ему. Очень обрадовался хан и приказал, чтобы все болгары праздновали этот день с цветами, связанными переплетёнными красными и белыми нитками.

 

Тот день выпал как раз на первое марта, а сами подарки были названы «мартеницы». Они являются вспоминанием о первом болгарском хане Аспарухе, а также символизируют окончание зимы и приход весны, жизнь и здоровье!

 

Интересные факты:

- Алый цвет в болгарском фольклоре является символом солнца и его силы создавать жизнь.

- В Разградской области 1 марта женщины накидывают красную ткань на фруктовое деревце в саду, а в селе Пчеларово, чтобы были полными колосья пшеницы, бросали красную ткань или красную шерсть в поле.

- В Троянской области 1 марта до восхода солнца хозяйки привязывали красную шерсть на замочные скважины, фруктовые деревья, на рога скота. В этот день женщины носили красную одежду.

- А в Хасковской области бабушки, которые будут повязывать мартеницы детям в доме, надевали только красную одежду.

- Народное верование гласит, что Бабушка Марта, (так называют март болгары), первого марта приходит к людям, одетая в красный сарафан, с красным платком на голове, а обута она в красные шерстяные носки. Так что мартеница – это как бы приветствие к пробудившемуся весной новому солнцу и возрождающейся новой жизни в природе.

- В иных районах бытует верование, что мартеницы должны быть готовы еще накануне первого марта. А потом их нужно привязать к розовому кусту, чтобы они переночевали под открытым небом. Так они «зарядятся», согласно древнему верованию, магическими силами. От шипов розы мартеница обретет силу изгонять беды и злые силы, а от звезд и неба – животворящие силы природы.

- В некоторых районах Болгарии Мартеницы принято плести молча, зажмурив глаза или же отведя руки за спину; впоследствии по количеству сплетенных вслепую красных и белых ниток гадают об урожае соответственно вина и жита в следующем году.

- Мартеницы привязывают на руки, ноги, шею, пояс. По традиции, в одних районах Болгарии мартеницу привязывают на запястье детям и девушкам, а мужчинам – на мизинец, или же прячут её под носком или поясом. В других районах женщины прикалывают мартеницу на грудь: девушки – с левой стороны, замужние женщины – с правой. Так, посмотрев на мартеницу, сразу можно было определить, свободно или нет сердце женщины.

- В районе Русе дети подбрасывают Мартеницы «к солнцу» и говорят, обращаясь к цапле: «На тебе Мартеницу, а мне дай здоровье». Спрятав Мартеницу под камень, на следующий день по ней гадают о плодовитости скота. По поверьям из Пиринского края, прилипшее к Мартенице насекомое сулит удачу в разведении скота, при этом полагают, что муравьи на Мартенице означают множество коз или овец, божьи коровки – крупный рогатый скот, паук – разведение ослов. Подобным образом (по наличию на Мартенице насекомых, соломинок, щепочек) девушки гадают о замужестве.

Существует еще один интересный мартовский обычай. Во многих местах болгары разжигают мартовские костры. В них сжигают сухие листья, ветки и другой мусор, накопившийся от весенней чистки дворов каждого дома. Мартовские костры всегда имели очищающее воздействие и на людей. Они «заряжали» новой силой человека. Поэтому существует традиция, согласно которой 1 марта все дети и взрослые – перепрыгивали через горящие костры, чтобы быть жизненными и здоровыми в течение всего года.

 

До сих пор обычаи эти люди продолжают воспринимать как символ весны. Поэтому и живы эти традиции и поныне.

 

 

 

 

 

https://news.rambler.ru/other/43768919-prazdnik-vesny-v-moldove-krasivye-legendy-i-traditsii-mertsishora/

http://world-of-adventures.ru/prazdnik-mercishor/

https://musaget.ru/mertsishor-krasno-belyy-prazdnik-moldavan/

http://cbslibrary5.blogspot.com/2015/02/blog-post_47.html