Молдавский костюм
Настоящий национальный молдавский костюм – это разнообразие и буйство красок. Самыми любимыми цветами всегда считались красный, зеленый, синий, белый и немного коричневый. Ткань могла быть также разнообразной – это могла быть шерсть, льняное или конопляное полотно. Из шёлка делали полотенца с бахромой, женщины ими повязывали голову на праздники. Вся одежда была вышита затейливым национальным узором. В прошлом в Молдавии не было ни одного села, в котором бы женщины не украшали вышивкой домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси, наволочки.
То же касалось и головных уборов. Конечно, женские головные уборы были более разнообразны и нарядны по сравнению с мужскими.
В прошлом существовало много разновидностей головных уборов, которыми женщины отличались от девушек. По обычаю, девушки до замужества ходили с непокрытой головой, с распущенными волосами, а их голову покрывал венок из цветов или заплетали волосы в две косы. Во время свадьбы с невесты снимали свадебное покрывало и надевали женский головной убор. Это означало, что девушка перешла в категорию замужних женщин. А для молдавской женщины-крестьянки даже в начале XX века считалось большим грехом снять платок и открыть волосы.
Традиционными считались головные уборы полотенчатообразного типа: кырпэ (cîrpă) – будничный и нэфрамэ (neframă) – праздничный.
Кырпэ – сложный головной убор, напоминающий русскую рогатую кику. Основу составлял деревянный обод, передние концы которого срезаны и образуют рога. Обод укрепляли на голове при помощи платка и покрывали сверху полотенчатообразным убором, концы которого могли спускаться под подбородок или на плечи женщины.
Нэфрамэ, или марама (maramă) представлял собой платок, по форме напоминающий длинное полотенце. О широком распространении этого убора в средние века можно судить по тому, что в документах XVI века наряду с другими товарами упоминаются марама. По форме и способу носки близок к древнерусским головным уборам. По древнерусскому обычаю сверх кики, а также повойника и зимней шапки надевали платок, сложенный в виде треугольника – убрус, или намётка.
Он складывался под подбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали на грудь. Зимним головным убором (особенно среди высших слоёв населения) были шапки типа мужских, с матерчатым верхом и меховой опушкой, а также плоские моховые шапки с наушниками – «каптуры». С зимними головными уборами убрус могли носить и по-другому – надевать под шапку.
Для нэфрамэ ткань изготавливали легкую, часто прозрачную, шириной полметра и длиной до двух метров, изготовляли на небольшом ткацком станке. Полотно ткали из хлопчатобумажной или шёлковой пряжи. Для праздничных видов употребляли золотые и серебряные нити. Мотивы могли быть разными – это либо геометрические полосы, либо гирлянды цветов. Орнамент мог располагаться не только по краям, но и по всему полю покрывала. Повязывали по-разному, либо ткань покрывала голову, а концы были опущены на спину. Либо один конец опущен на грудь, а другой переброшен на спину – так носили в северных районах. Иногда завязывали под подбородком узлом и оба конца опускались на грудь.
В качестве головных уборов носили не только тонкие покрывала, но и более грубые, которые также орнаментировали (шерве-те де пынзэ).
Со второй половины XIX века кырпэ постепенно исчезает из обихода и встречается только на пожилых женщинах, а вслед за ней уходит и нэфрамэ. Им на смену пришли головные платки.
В конце XIX века было несколько способов повязывания платка: ын пэлэрие – платок покрывал только верхнюю часть головы; дупэ кап – узел находился на затылке; суб барбэ – концы завязывали под подбородком. Варьировали и названия головного платка: бробоадэ, тестемел – на севере Молдавии; батик, батистэ, корнишор, шалинкэ – в центре; легэтоаре, бэсма, бариз, колцар – на юге.
Летом носили преимущественно белые или светлые платки, зимние были более плотные, чаще шерстяные. Пожилые женщины в любое время года носили тёмные платки.
Со второй половины XIX века обычай девушек ходить с непокрытой головой теряет силу. Они стали надевать платки, которые отличались от убора замужней женщины вышивкой или кружевной оторочкой.
Всё намного проще с мужскими головными уборами – их всего два:
– Кушма, кэчула (рум. и молд. кушмэ, cușmă, cujmă, căciulă, moțată) – шапка заостренной формы, сшитая из шкурок ягненка (caracul) чёрного или серовато-дымчатого цвета. Носилась преимущественно в холодную погоду, но пастухи носили её круглый год. Кушма является национальным символом румын и молдаван, как сербская шайкача или русская ушанка.
– Шляпа (рум. и молд. пэлэрие, pălărie) – носилась в тёплую погоду. Шляпы могли быть сделаны из войлока или соломы, в XX веке появились фетровые шляпы.
Мужчины, согласно обычаю, вообще не должны были выходить из дому без головного убора. Качество и размер кушмы говорил о социальном положении его хозяина. Молодые парни украшали праздничные шляпы лентами, цветами или павлиньим пером.
P.S. Есть в Румынии колоритная историческая область, включающая самую высокую и труднодоступную часть Карпатских гор – Марамуреш. Там, как и в Закарпатье, мужчины носили маленькую соломенную шляпку клоп (рум. clop), на праздники украшавшуюся большим плюмажем из перьев. Клоп носили даже зимой.
Использованы источники:
http://costumer.narod.ru/text/moldova-2-women.htm
https://pan4en.livejournal.com/7280.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Румынский_и_молдавский_национальные_костюмы