Гармонь
Полюбила гармониста,
Загубила свою жизнь.
Как услышу я гармошку,
Хоть живою в гроб ложись!
Рвёт гармошечка меха,
Будто мир ей тесен.
Жизнь покажется плоха,
Если жить без песен.
Запоёт в селе гармонь –
Звонкая мелодия,
А гитара заиграет –
Говорю пародия.
Загадка:
У неё вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть – не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)
Гармонь – широко распространённый в России народный инструмент и ярчайший представитель семейства ручных гармоник. В переводе с греческого языка гармонь означает «созвучный», «гармоничный», «стройный».
Инструмент относят к язычковым, клавишным, пневмоническим, потому что звук извлекается посредством работы мехов, которые находятся между разделенными частями корпуса, из металлического язычка, вставленного в рамку.
Кто-то догадался вставить в корпус много варганов и приделать к нему меха – получилась гармонь. Увы, имя изобретателя этого механизма в музыкальной истории не сохранилось.
Идут споры, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Чаще всего утверждается, что гармонь была изобретена в Германии в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом. Некоторые считают гармонь русским изобретением. Согласно исследованиям искусствоведа Альфреда Мирека, первая современная гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника.
Существуют и другие версии.
Производство этого инструмента пошло из Тулы. Известные тульские мастера по изготовлению оружия и самоваров стали и первыми гармонистами. В 1820 году первые попытки сделать простые ручные гармоники предпринял оружейник Тимофей Воронцов, который делал их в подвале своей самоварной фабрики. Так появилась «Вольно-оружейничья гармонная фабрика» – первая в России.
Первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки).
Десять лет спустя его коллега Иван Сизов побывал на Нижегородской ярмарке, откуда привез чудо заморское – пятиклапанную гармошку.
«А было так. В июльское воскресенье 1830 года ходил Иван Сизов по Нижегородской ярмарке, любовался товаром всяким – и заморским, и российским: расписной посудой семёновской, пряниками городецкими, кружевами балашихинскими да вологодскими, кузнечными и ювелирными работами костромичей и вдруг... услышал звуки сочные, глубокие, певучие, потом увидел инструмент, рождавший музыку непонятно чем: складки вроде бы матерчатые да планки деревянные с лопаточками да пуговками под обе руки. «Гармоника, – пояснил хозяин, – вещь редкая, заморская». И цену запросил неслыханную – 40 рублей ассигнациями! Но уйти Иван уже не мог: всё возвращался к гармонике. А потом рассчитался и повёз домой в Тулу, в Оружейную слободу».
Повторить образец мастеровому человеку не так уж трудно. Сначала мастер скопировал образец, хотя пришлось повозиться с подгонкой металлических язычков, какие были внутри гармоники, и с ладом. Да и смастерил Иван Сизов несколько гармоник. За ним и другие, кто посмекалистей, начали ладить гармоники. И каждый старался сделать свою гармонь на отличку, изукрасить её всяко.
Теперь уж на масленую неделю 1831 года звуки гармоники слышались со всех сторон. В 1851 году в Туле, не считая маленьких семейных артелей, было шесть фабрик, ладивших гармоники. Отсюда они разъехались в ближайшие губернии: Псковскую, Рязанскую, Орловскую, доходили по Волге до Казани, Вятки.
Альфред Мирек писал: «Если в Германии гармоники изготовлялись там, где были мастера, то в России – там, куда привозили гармоники, появлялись мастера».
Саратовская и ливенская, вятская, вологодская, бологоевская, тагильская, шуйская, «петроградка»... Мастеровые делали свои инструменты едва ли не в каждой губернии.
При этом конструкция гармошки постоянно совершенствовалась.
Саратовские гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания, и поэтому эти небольшие гармошечки приобрели в народе большую популярность.
Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку).
«А уж если гармонист хотел инструмент яркий, заметный, то ехал под Вышний Волочок, в Бологое. «Бологовка» отличалась не только необыкновенной отделкой: резной медью, горящей «как чёртов глаз», коленкором, зеркальным стеклом, но и строем».
Большой франтихой выглядела новоржевская тальянка, которую начали ладить на юге псковской земли (не без влияния бологовских мастеров!)
В конце 1891 года Пётр Невский, «первый просветитель русской гармонии», предпринимает длительную гастрольную поездку по зарубежным странам. Он посетил Турцию, Францию, Англию, Бельгию, Чехословакию, Германию. Во Франции на долю артиста выпал наибольший успех. Музыканта принимали театры и концертные залы Лиона, Дижона, Марселя, Тулона, Ниццы, Бордо, Тулузы, Гавра, Руана. Шквал славы обрушился на русского самородка. Франция была покорена мастерством и самобытностью артиста.
В 1900 году на Международной торговой выставке в Париже публику покорили двух- и трёхрядные гармоники туляков – братьев Киселёвых получили награды. Тульские гармошки полюбились и на родине – за неповторимое камерное звучание.
Гармошка в России стала настоящим произведением музыкального искусства – слоновая кость, кожа, перламутр, латунная инкрустация.
Добавил колоритных басов двухрядной венской гармонике Геннадий Чулков по предложению известного гармониста и педагога Николая Белобородова. Вместе с отцом и пятью братьями в семейной мастерской Чулков разработал механизм, который открывает при нажатии на кнопки басов не только басовые клапаны, но и аккордовый ряд. Изобретение было запатентовано и до сих пор используется на всех «венских гармониках». Расширил звуковую палитру хроматический ряд, добавив к основным семи нотам полутона.
Австриец Кальбе просил Николая Белобородова продать патент на изобретение хроматической гармошки, но музыкант отказал. Впоследствии именно гармонь с хроматическим строем назвали баяном.
Николай Белобородов организовал сначала кружок любителей игры на хроматических гармониках, а в конце ХIХ века был создан первый в мире оркестр гармонистов. Пётр Ильич Чайковский впервые ввёл гармонь в состав симфонического оркестра.
Гармоника елецких мастеров – «елецкая рояльная» – стала прообразом аккордеона. В её конструкции используются не кнопки, а клавиши. «Роялка» никогда не собиралась на фабриках, каждая изготавливалась в единичном экземпляре одним мастером. Звуки строили, сличая со звучанием гармони-образца.
Под гармошку в России и плясали, и плакали. Переплясы и частушки, импровизации и наигрыши. Русская песня и гармонь – не разлей вода. И сто лет назад, и сегодня. Ни один фольклорный фестиваль без гармошки не обходится.
Не останавливалось производство гармошек даже в годы Великой Отечественной войны. Тульские мастера решили было, что в тяжелые для страны годы не до музыки. Но армейские буквально забросали тульскую фабрику письмами с просьбами: «Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!»
«Гармонь была как сто дивизий,
Что победила ад и смерть!»
Александр Твардовский.
В конце лета 1941 года на фронт для поднятия боевого духа советских солдат было отправлено около 12 тыс. гармоней, а осенью того же года – уже более 60 тыс. (согласно директиве Наркомата обороны).
По данным Госплана СССР, в начале 1970-х годов в СССР существовало около 25 предприятий по выпуску гармоней, баянов и аккордеонов, на которых в 1971 году было изготовлено около 240 тыс. гармоней и 560 тыс. баянов и аккордеонов
Единственный в Туле музыкальный музей – Мемориальный музей имени Н. Белобородова, посвящён изобретателю хроматической гармошки и самому инструменту. Главный экспонат – тульская хромка, изготовленная в 1878 году по заказу Белобородова «гармонных дел мастером» Павлом Чулковым.
Всего в мире насчитывается четыре музея гармоник: в России, Германии, Италии, Америке. Музей русской гармоники обладает уникальной коллекцией, собранной за полвека доктором искусствоведения профессором Альфредом Миреком. В 1997 году музыкант передал экспозицию в дар городу – более 200 редких видов музыкальных инструментов. В экспозиции воссоздана мастерская русского гармонного мастера.
***
У многих народов есть доминирующий инструмент: у казахов – домбра, у башкир – курай, у якутов – хомус. Сегодня татарская инструментальная музыка ассоциируется у людей именно с гармоникой, хотя в быт татар она вошла только во второй половине XIX века. Правда, она сразу обрела невероятную популярность и получила повсеместное распространение, отодвинув на задний план народные курай, скрипку, кубыз и другие.
Татары немного изменили конструкцию гармоники, приспособив её под пентатонные одноголосные мелодии (пентатоника – ладовая основа татарской музыки) и выработали собственную манеру игры: если русские широко использовали гармонические возможности гармошки (играли на ней аккорды, поддерживающие мелодию голоса), то татары освоили её преимущественно как мелодический инструмент, стремясь воспроизвести орнаментальные мелодии в высоком регистре, как это делали раньше на курае или народной скрипке. Татары тоже применяли аккорды, но для них они не имели принципиального значения. Сохранялся монодийный (одноголосный) тип мышления, то есть – инструмент был новым, а восприятие музыки осталось прежним.
Особо татарам полюбилась саратовская гармошка. Её достаточно услышать один раз, чтобы потом её звучание не спутать ни с какой другой. Секрет специфической окраски звука саратовской гармоники объясняется наличием трёх одновременно звучащих металлических язычков, входящих в состав голосовых планок. Помимо двух настроенных в унисон основных голосов, в конструкции саратовской гармоники присутствует так называемая свистковая (свистовая) планка с голосами, настроенная октавой выше, чем основные. К конструктивным особенностям саратовской гармоники относится также расположение голосовых планок в корпусе инструмента, создающих своеобразные акустические условия, связанные с движением звука через резонаторное пространство.
Важным темброво-колористическим элементом саратовской гармоники являются также колокольчики.
***
Во второй половине XIX века в силу расширения торгово-экономических отношений северокавказских народов с Россией развивались и культурные связи. Одним из проявлений этих связей послужило широкое распространение гармоники среди северокавказских народов. Кустарное производство гармоники, например, в Вятке существовало до последнего времени и снабжало горские народы гармониками привычного для них строя по специальным, индивидуальным заказам.
Сильное и звонкое звучание гармоники привлекло внимание северокавказских народов, и за короткое время она прочно вошла в их музыкальный быт, став, собственно, национальным инструментом, вытеснив из широкого употребления традиционные, мало изученные и примитивные музыкальные инструменты.
Использованные источники:
https://www.culture.ru/materials/154019/zvonkaya-naryadnaya-russkaya-dvukhryadnaya