+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Андрей Поздеев

Андрея Поздеева называют «солнечным художником», «сибирским Матиссом». Советский и российский художник. Член Союза художников СССР (1961). Участник Великой Отечественной войны.

Поздеев не восходил по мраморным лестницам получать золотые призы, не приглашался на парадные приёмы, не увенчивался лаврами. Он пережил голод и холод, был заключённым и солдатом, кочегаром и тружеником искусства. Но его живопись далека от крестного пути художника. Если она и касается жизненных невзгод, то представляет их в сложной иносказательной форме символов, придуманных самим художником и до сих пор нуждается в расшифровке и в напряженной работе воображения.

Андрей Геннадьевич Поздеев родился 27 сентября 1926 г. в селе Нижний Ингаш Красноярского края. Хотя, с местом рождения будущего художника всё не так просто. Запись о рождении сделана в с. Нижний Ингаш – поэтому во всех статьях упоминается именно это место. Но на самом деле Андрей Поздеев появился на свет в с. Заозёрном, куда Евдокия Ивановна уехала на роды. Всё дело в том, что в Нижнем Ингаше просто не было фельдшера-акушера.

В роду Поздеевых сохранилось не мало интересных семейных историй и легенд, которые передавались из уст в уста, из поколения в поколения. Так, например, Андрею Поздееву рассказывали о том, что его прадед Назар (по материнской линии) был цыган, – именно от него, мол он наследовал черноту. А дед по материнской линии Иван резко отличался от своих крестьянских родственников – был рыжим, тонкокостным, высоким. По линии отца существовали в роду художника Поздеева и польские корни. Именно этим позже Андрей Геннадьевич «объяснял» свой большой нос.

Будучи ещё маленьким ребёнком Андрей начал рисовать, и на протяжении всей жизни без рисования он не мог представить свою жизнь. В 1937 году Поздеев принимал участие в краевом конкурсе детского рисунка, посвященном столетию памяти Пушкина, и за портрет поэта получил денежную премию.

Мать Поздеева, Евдокия Ивановна (в девичестве Овсянникова), была простой крестьянкой родом с Ангары. Отец, Геннадий Данилович, был почтовым служащим, коренным сибиряком родом с Енисея. Служба отца была связана с постоянными переездами, поэтому семья перемещалась преимущественно вдоль Енисея и жила в посёлках. Андрей Поздеев принадлежал к исконному сибирскому роду и искренне гордился этим, говоря: «Я – енисейский мещанин. В роду – кузнецы, столяры-краснодеревщики, мать родом с Ангары».

В самом начале войны отец и сестра Андрея Поздеева ушли на фронт. Андрея мать отправила работать учеником токаря – вытачивать детали на станке на Красноярском Комбайновом заводе. Но вскоре сбежал с завода, к маме и бабушке, которые жили тогда в селе Тюхтет. Завод был на военном положении и поэтому Андрей получил 6 месяцев тюрьмы по «сталинскому указу». В колонии постоянно рисовал, оформляя стенгазеты и различные «уголки».

В 1943 г. Поздеев попал в ряды Красной Армии, служил на Дальнем Востоке в Маньчжурии и на Курилах. Сильное впечатление на него произвела обратная сторона войны, грязная и кровавая, что в дальнейшем нашло выражение в его работах. Будучи на службе, он заразился тяжёлой формой туберкулёза, лечение проходил в Минусинске, где тогда жила его семья. Благодаря чуду, Андрей Геннадьевич смог частично победить болезнь и продолжал жить, находясь в бесконечном творческом поиске, и рисовать.

В октябре 1947 года Андрей Геннадьевич поступил работать художником в Минусинский музей. Он оформлял выставки, экспозиции. Работа приносила неплохой доход по тем временам. Зарплата была такая же как у директора – 600 рублей. Кроме этого для заработка Поздеев работал художником в местном ремесленном училище и вёл кружок рисования во Дворце пионеров.

Именно в Минусинске Андрей Поздеев, словно пытаясь наверстать упущенное время, много и жадно занимался развитием своего художественного мастерства: постоянно носил с собой блокнот или этюдник. Много рисовал, писал маслом, часами работал с натуры.

В Минусинске Поздеев за год создал более трёхсот живописных работ. В 1948 г. Он в первый раз принял участие в выставке художников – представил 22 работы и выпустил первый каталог.

В 1950 году Андрей Поздеев, нагруженный холстами отправился в Красноярск. Он был решительно настроен стать членом Союза художников и первым делом показать свои работы художникам-профессионалам.

Дмитрий Каратанов в то время считался самым авторитетным мастером, но к нему Андрей Поздеев обратиться не решился. Первым обратил внимание на Андрея Поздеева художник Владимир Мешков. Именно он и подсказал обратиться в товарищество «Художник», куда уже в октябре 1950 года Поздеев был принят. А там Андрей Геннадьевич заручился поддержкой Андрея Прокопьевича Лекаренко. С его подачи он стал учиться в художественной школе имени В.И. Сурикова.

Суриковскую школу Поздеев посещал всего один год, получил свидетельство с отличными оценками. Но спустя год снова пришёл к Лекаренко, и тот разрешил ему ходить в разные классы. Спеша наверстать упущенное, Андрей Поздеев учился всему сразу: и с натуры рисовать, и с гипса. И так продолжалось около трёх лет.

Кроме детской рисовальной школы Андрей Поздеев так ничего больше и не окончил. С 1952 года по 1956 годы он трижды ездил поступать в художественные училища Ленинграда и Свердловска. Но каждый раз, спустя пару месяцев бросал учёбу. Объяснял он это обострением болезней.

Одновременно с художественной школой Андрей Поздеев в 1952 году поступил в 7-й класс школы рабочей молодёжи №10 (она располагалась на улице Ленина, 20), где практически все ученики были бывшими фронтовиками. Там осенью 1954 года Поздеев познакомился со своей будущей супругой. Валентина Михайловна Крючкова преподавала русский и литературу в 10-ом классе, а Андрей Геннадиевич учился в 9-ом классе. Когда молодой учительнице поручили сделать стенгазету к празднику, кто-то посоветовал ей: «Сходите в 9-й класс, там есть Андрюша Поздеев, он сможет». Валентина Михайловна так и сделала.

В июле 1956 года Андрей Поздеев и Валентина Крючкова стали жить вместе в доме её родителей. Они просто пришли и объявили, что теперь они муж и жена.

С 1956 г. Поздеев работал в Художественном фонде копиистом – перерисовывал картины Шишкина, Непринцева, Серова и других авторов. В 1956 г. он стал кандидатом в члены Союза художников, вступил в Союз в 1961 г.

В 1963 г. В московском журнале «Художник» была опубликована статья Тойво Ряннеля «Дыхание нового» с репродукцией картины Поздеева «Дивногорск строится» (1962). В следующем году открылась первая персональная выставка Поздеева, которая тоже собрала много положительных отзывов публики, искусствоведов и художников.

С 1965 по 1970 г. Поздеев участвовал в различных групповых выставках: на Кубе и в Праге, Мексике и Монголии. С годами его картины приобрели высокую степень обобщения и философскую насыщенность – он рисует известную «Чашу», «Голгофу», «Раковины» и «Корабли». Однако власть не признавала его работы, считая их формалистскими, и пропускала лишь на зональные выставки.

В марте 1980 г. Поздеев получил собственную мастерскую в Красноярске. В это время он приобрел наибольшую известность. В 1990 г. его работы участвовали в международной выставке современного искусства в Лондоне, выставлялись в Москве на Крымском валу, а в печати впервые появлялись искусствоведческие статьи о творчестве Поздеева.

12 июля 1998 г, не дожив нескольких месяцев до 72 лет, Андрей Геннадьевич Поздеев скончался в своей мастерской. Он похоронен на кладбище Бадалык в Красноярске.

Сказать точно, сколько картин оставил Поздеев, не берется никто. Он писал 72 года. Много работ дарил друзьям и знакомым, они до сих пор то и дело выплывают где-нибудь на дачах. Некоторые уничтожал. Если они, по его мнению, не выполняли ту задачу, которую он ставил в начале работы.

Поздеев – уникальный художник ещё и потому, что до конца жизни остался верен лишь своему искусству. Его было невозможно заставить писать, ему было нельзя заказать работу. Он абсолютно не продавался никому и ни за какие деньги. Говорил: «Я хочу быть бедным, потому что я хочу быть свободным».

Жил очень аскетично. Краски, холсты, материалы – всё это было в долг. Доходов практически не было. Спасала пенсия по инвалидности и зарплата жены Валентины Михайловны, учителя русского языка и литературы. Никакого звания не было. Единственная награда – это серебряная медаль.

Его картины находятся во многих музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее и в Русском музее, в художественном музее им. В.И. Сурикова в Красноярске.

27 сентября 2000 г. в Красноярской школе № 69 открылся первый музей, посвященный А.Г. Поздееву. В этот же день на проспекте Мира был установлен памятник художнику с раскрытым зонтом и этюдником через плечо.

 

Издано 11 альбомов с работами Поздеева:

«100 картин художника А.Г. Поздеева», 1992 г.;

«Андрей Поздеев. Пространство и время», 1993 г.;

«Андрей Поздеев. Из коллекции С. Образцова», 1997 г.;

«Андрей Поздеев. Собрание из КХМ им. В.И. Сурикова», 1999 г.;

«Портреты Андрея Поздеева», 2001 г.;

«Мир Андрея Поздеева» (в 3-х т.): «Живопись», 1999 г.;

«Графика, акварель», 2001 г.;

«Архив, воспоминания», 2002 г.;

«Андрей Поздеев: Жизни человека», 2004 г.;

«Графика Андрея Поздеева», 2005 г.;

«Калтат Андрея Поздеева», 2006 г.

 

 Использованы следующие открытые источники: 

http://mus-pozdeyev.ru/

https://www.kraskompas.ru/nash-gorod/lichnosti/item/152-pozdeev-a-g.html

https://krsk.aif.ru/culture/k_90-letiyu_so_dnya_rozhdeniya_andreya_pozdeeva_istoriya_zhizni_hudozhnika

http://novartor.ru/?p=1158