Арахчын
Арахчын (аракчин) (азерб. Araxçın) – азербайджанский национальный головной убор.
Покажи мне свой арахчын, и я скажу – откуда ты родом, каков твой достаток, праздник в доме или горе... Так говорили в Азербайджане в прежние годы. И правда, по арахчыну в Азербайджане можно было узнать возраст, профессию, даже социальную принадлежность человека.
Ещё в средние века арахчын был у азербайджанцев традиционным головным убором, одним из наиболее распространенных видов головных уборов, являясь частью национального костюма мужчин и женщин. Он был очень популярен в Азербайджане в XVI и XVII веках.
Стоит сразу отметить, что арахчын – это вовсе не тюбетейка, хотя своей формой похож на шапочки, которые носили и носят жители Средней Азии. Арахчын бывает только круглой формы, в отличии от тюбетейки, а она может иметь и квадратную. В Средней Азии – это головной убор для постоянной носки и дома, и на улице, в то время как арахчын носили, как правило, только в помещении. Выходя на улицу, поверх него надевали папаху, чалму, тюрбан, келагаи, шали или покрывала. Согласно азербайджанским традициям ходить в арахчыне без основного головного убора могли только дети.
Женщины носили головные уборы дома, во дворе и в гостях, а выходя на улицу, надевали белую чадру. Обычай допускал пребывание на улице без чадры только девочек и пожилых женщин.
Существовало довольно большое число разновидностей таких головных уборов, их шили из всевозможных материалов таким образом, чтобы ткань очень плотно прилегала к голове.
Их изготовлением занимались в основном девушки и женщины. Любая мастерица никогда не повторяла один и тот же орнамент. Меняя оттенки и узоры, мастерицы придавали тюбетейке особое изящество и прелесть, создавая разноцветную и неповторимую вышивку азербайджанского арахчына.
По цвету и вышивке арахчын разделялся на мужской, женский и девичий.
Мужской украшали строгим геометрическим орнаментом и изготовляли из более «суровых» тканей.
Женский и девичий шили из бархата и велюра, он отличался богатой вышивкой, цветными шелковыми и золотыми нитями, бисером и жемчугом. Часто сверху к женским арахчынам пришивали золотые украшения различных форм. Традиционным узором была бута. Для декорирования применялись витой шнур, аппликации из парчовых тканей. В женских арахчынах с тыльной части прикреплялся специальный вязаный мешочек для того, чтобы в него можно было убирать волосы. Но потом женщины от него отказались.
Во всех случаях арахчын имел однотонную подкладку, и почти всегда при изготовлении его применялось сквозное простегивание верхней ткани и подкладки.
Кроме всего прочего, в народе арахчын особо почитался не только как элемент повседневной и праздничной одежды, но и как оберег от различных недугов и дурного глаза. Поэтому к нему иногда пришивали небольшие обереги или талисманы.
Сегодня во многих городах Азербайджана сохранилась древняя школа вышивки, работы азербайджанских мастериц украшают экспозиции международных выставок и музеев, арахчын стал частью профессионального интереса художников.
В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников:
www.trend.az