+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 100 "В"

Андрей Ефимович Бочкин

Строители величали его «Дедом»...

 

30 октября день рождения уникального человека, с чьим именем неразрывно связана история возникновения города Дивногорска и строительства Красноярской ГЭС.

Андрей Ефимович Бочкин – прославленный гидростроитель, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, заслуженный строитель РСФСР, почётный гражданин Дивногорска, участник Великой Отечественной войны.

Родился 30 октября 1906 г. в крестьянской семье в Бежицком уезде Тверской губернии.

Молодость Бочкина – это работа. В условиях новой экономической политики А.Е. Бочкин в Горицком уезде Тверской губернии создавал кооперативы, затем разъезжал с агитационной повозкой «Тверская правда» по всему краю, благодаря его смекалке в волостях и уездах крестьяне губернии впервые услышали радиопередачи из Москвы.

В 1924 г. женился на молодой учительнице Варваре Фёдоровне, с которой прожил более пятидесяти лет.

Несмотря на активную организационно-политическую деятельность по укреплению Советской власти в тверском крае, тяга к учебе у А. Е. Бочкина не ослабевала. В 1929 г. поступил на гидротехнический факультет Московского института водного хозяйства и мелиорации. В 1933 г., по окончании учебы, Бочкин проходил учебную производственную практику на ДнепроГЭСе. В 1928-1929 гг. и 1934-1935 гг. А.Е. Бочкин по партийному призыву участвовал в создании первых колхозов в Западной Сибири. Началом начал А.Е. Бочкин считал свою работу в Оренбуржье, где много сделал для развития этого края, где произошло становление его как личности. В тридцатые годы поднимал он оренбургское село, будучи начальником политотдела МТС в селе Ромашкино Андреевского (ныне Курманаевского) района. В 1936 г. по личной просьбе он был переведён на строительство никелевого комбината города Орска Оренбургской области, где был секретарём парткома Никельстроя, а затем старшим прорабом строительства железной дороги Никель – Аккермановка.

В 1937-1940 гг. Бочкин был начальником и главным инженером строительства Бузулукской ирригационной системы (Домашкинская и Лабазинская плотины) и Кутулукской плотины в Оренбургской области. В 1940-1941 гг. Бочкин – начальник Главводхоза Наркомата сельского хозяйства СССР, он курировал строительство Ферганского и Невинномысского каналов, а также Уч-Курганского водохранилища.

Великая Отечественная война застала А.Е. Бочкина в Литве, где он находился в командировке, вернулся в Москву и попросился на фронт, но был направлен в Военно-инженерную академию им. В.В. Куйбышева и в марте 1942 г., получив звание военного инженера, прибыл на Карельский фронт. Он был назначен начальником инженерной службы 85-й морской стрелковой бригады 26-й Армии. В феврале 1943 г. майор Бочкин переведён в 186-ю стрелковую дивизию, а в июле 1943 г. в 205 стрелковую дивизию 26-й армии на должность дивизионного инженера. Дивизия держала оборону в Карельских болотах, между Кестеньгой и станцией Лоухи. Немецкие дивизии СС «Эдельвейс» и «Мёртвая голова» захватили опорные высоты, а 205-я зарылась перед ними. Здесь Андрей Ефимович построил свою первую ГЭС: крохотную, с одной деревянной турбиной, используя семиметровую разность уровней двух маленьких озёр. Но ток получили настоящий. «…И в проволочные заграждения его давали, и всё что хотели, осветили, даже подземный солдатский клуб – мы его в пять накатов построили и новый 1943 г. в нём встретили…».

В январе 1944 г. Бочкину присвоено очередное воинское звание – подполковник, а вскоре, за удачное проведение подкопа под горой Гангашвара, который позволил одним взрывом уничтожить всю линию обороны противника, Бочкин награждён орденом Боевого Красного Знамени. В ноябре 1944 г. подполковника Бочкина, в должности корпусного инженера переводят в 132-й стрелковый корпус 19-й армии на 2-й Белорусский фронт. В составе корпуса принимал участие в Померанском наступлении в феврале 1945 г., во взятии г. Гдыни, форсировании Одера. 7 марта 1945 г. при форсировании реки Грабов в районе Сегетина организовал восстановление моста под огнём противника, за что был награждён орденом Отечественной войны II степени.

В личном деле подполковника А.Е. Бочкина есть такие строки из боевой характеристики на начальника инженерной службы 85-й морской стрелковой бригады на Карельском фронте: «...волевой, смелый, решительный, среди личного состава пользуется деловым авторитетом, обладает организаторскими способностями... С прибытием в дивизию энергично взялся за перестройку переднего края обороны, хорошо знает инженерное дело... На переднем крае лично руководил сапёрными работами... В бою ведет себя смело, решительно... 7 марта 1945 года получил от командира армии боевую задачу восстановить взорванный мост через реку Грабов. Задача была выполнена досрочно. Под огнём противника мост был восстановлен, танковая бригада прошла вовремя».

Закончил войну А.Е. Бочкин летом 1945 г. в Дании, на небольшом острове Борнхольм, где под его командованием было обезврежено кольцо из немецких подводных мин. Демобилизован 29 августа 1945 г. Награждён также медалью «За победу над Германией».

Послевоенная жизнь Бочкина была связана с гидростроением. Он строил Невинномысский канал, возглавлял строительство Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов. В 1953 году был направлен на Ангару и был назначен начальником строительства Иркутской ГЭС.

10 декабря 1959 г. А.Е. Бочкин был назначен начальником управления строительства «КрасноярскГЭСстрой» и в январе 1960 г. приехал в Дивногорск. Красноярская ГЭС стала венцом карьеры гидростроителя. Здесь в полной мере проявился выдающийся талант Бочкина. Возглавив строительство, Андрей Ефимович воздвиг на Енисее тяжелую, монолитно-бетонную плотину гравитационного типа, самую мощную в мире (на тот момент) ГЭС.

С началом управления строительством А.Е. Бочкин принял ряд кардинальных для Красноярской ГЭС решений: отказ от облегчённого, арочного типа построения плотины и принятие тяжёлого, гравитационно-монолитного типа; отказ от «непрерывного» метода укладки бетона в тело плотины и возведение плотины классическим безэстакадным методом, что обеспечило надёжность сооружения; изменение генерального плана строительства Дивногорска; перекрытие Енисея в зимних условиях, во время минимального водного потока.

На стройке его безмерно уважали за проявление мудрости, за опыт и отзывчивое отношение к людям. Строители уважительно величали его «Дедом».

В 1971 г., после пуска последних агрегатов Красноярской ГЭС, по состоянию здоровья Бочкин вышел на пенсию, не доработав года до официального ввода ГЭС в эксплуатацию.

Андрей Ефимович Бочкин прошел большой жизненный путь, отдавший электрификации нашей Родины все силы и знания, сооружая объекты ирригационного и энергетического назначения. Тысячи своих последователей и учеников воспитал Андрей Ефимович Бочкин. В городе Дивногорске по проекту известного скульптора Юрия Ишханова возвели монументальный ансамбль в честь трудового подвига гидростроителей Енисея с центральной фигурой Андрея Ефимовича Бочкина. Звание «Почётный гражданин города Дивногорска» было присвоено Андрею Ефимовичу в 1971 году.

 

  Использована информация из следующих источников: 

http://my.krskstate.ru/docs/heroes_of_labor/bochkin-andrey-efimovich/

http://divnogorsk-adm.ru/article/item/7142/

http://www.bogatoe.info/memory/1073-bochkin-andrej-efimovich