Якутская шапка – это оберег
Одежда любого народа показывает его среду обитания, культуру и религию. Традиционная одежда наших предков является частью материальной культуры и незримыми нитями тесно связана с окружающей средой, религиозными верованиями.
Существовало большое количество традиций и обрядов, такие как обряды изгнания злых духов, очищения и оберега. Особое значение в них придавали одежде, орнаменты которой должны были способствовать укреплению здоровья, духа человека.
Наши предки считали, что в бескрайней Вселенной наиглавнейшей являлась Природа, затем Божества, и только потом – Человек. Вот это мировоззрение, свои чувства и мечты воплощали они в орнаментах и украшениях одежды. Поэтому национальная одежда народа саха была неразрывно связана с его верованиями, обрядами, природой, божествами.
В якутском языке есть слово бэргэһэ, которое переводится как «головной убор», головной убор вообще. В «Толковом словаре якутского языка» при объяснении этого слова даётся 3 словосочетания: дьабака бэргэһэ – старинная якутская женская меховая (изнутри и снаружи) шапка с высоким верхом из сукна или другого хорошего материала; дьорбуоҥка (дьормуолка) бэргэһэ – ермолка (мягкая круглая шапочка); чомпой бэргэһэ – высокая зимняя шапка, похожая на чепец, с высокой макушкой и наушниками.
Ранние якутские шапки дьабака были снабжены рожками из беличьих и лисьих ушек. К середине XIX века ушки исчезли, вместо них появилась раздвоенная фигура из сукна, нашиваемая на затылочной части навершия «чопчуур» или «чеччэх» (символ женского начала) и вышитое разноцветным бисером, цветными нитками. Исследователи считают, что этот декор и есть стилизованные рожки и ушки. Символ, олицетворяющий стилизованный женский торс с ярко выраженными признаками пола, ассоциативно связывается с божеством деторождения и плодородия Ахтар Айыыhыт Хотун. Таким образом, шапка дьабака является одним из главных предметов вещного мира, олицетворяющих женщину. Существовал даже обряд исцеления шапкой дьабака, ведь рога и ушки несли защитную от болезней функцию.
Чопчуур, украшение дьабака, ещё называют туоһахта/туһахта, что означает «нашитая спереди на верхушке женской шапки большая серебряная (көмүс туһахта) или вообще металлическая круглая бляха, служащая украшением».
Начельник – бастынга – это кожаный или металлический обруч, к которому с двух сторон крепятся длинные цепочки-подвески, обрамляющие лицо. Некоторые бастынга также имеют одну или две поперечные перекладины, которые делают их похожими на шлем. Сегодня можно встретить разные мнения по поводу того, кому полагалось носить бастынгу – одни считают, что это девичий головной убор, другие придерживается мнения, что носили его в основном женщины замужние. Анатолий Саввинов, который изучил множество материалов захоронений якутов, утверждает, что бастынга – девичий головной убор.
«В старину бастынги делали из кожи или ткани. Существовали разные типы головных ободков – украшенные бисером, вышитые шёлковыми нитками, позументом и т.д. Металлический вариант – современное новшество, в старину так не делали. Один из вариантов служил для крепления наспинных украшений – кэлин кэбиһэр. Как самостоятельное украшение в археологических материалах бастынга встречается редко, поэтому говорить, что оно было отдельной частью убора, можно с большой натяжкой. В основном его носили девушки – замужним женщинам нельзя было обнажать голову и показывать волосы. Поэтому они всегда носили тонкий чепчик или платок. Бастынгу носили под шапкой – джабака, а металлический круг, который сегодня помещают в центр обруча, крепили к навершию шапки», – говорит он.
Существует у якутов такой старинный эпос – Олонхо. Учёные называют его «северной Илиадой» или «якутской Одиссеей». Такое сравнение вполне резонно: хотя сказания Олонхо были записаны сравнительно недавно, они во многом напоминают мифы эллинов и других древних народов.
Дословно «олонхо» означает – «то, что было» (как и русское «былина»). Так называется как весь эпос, так и его отдельные части-песни длиной от 10 до 40 тысяч строк. Самые длинные песни олонхо, по преданию, сказители-олонхосуты исполняли без перерыва семь дней и семь ночей! Для якутов олонхо всегда было не только развлечением, но и способом познания мира.
В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества.
Самое интересное, что в этом эпосе подробно описываются множество якутских головных уборов – это и ураа бэргэһэ (остроконечная шапка), и чомпой бэргэһэ (шапка с конусовидной тульей), и муос бэргэһэ (шапка с рожками), и тимир бэргэһэ (железная шапка), и ураанньык бэргэһэ (шапка с полосой), нуоҕайдаах бэргэһэ (шапка рогатая и с пером на верхушке), ѳлбүргэлээх бэргэһэ (шапка из шкурок-огузков).
Если, опять же, обратиться к «Словарю якутского языка», то можно узнать, что:
– Муостаах нуогайдаах бэргэһэ – это старинная женская (из ножных шкурок и пр.) шапка, рогатая и с пером на верхушке;
– Муостаах нуоҕайдаах бэргэһэ – это женская обрядовая и свадебная шапка, имеет чепчиковидную форму;
– ураа бэргэһэ – старинная остроконечная шапка. Ураа или куйуһун бэргэһэ на макушке имела небольшое отверстие, вокруг которого укрепляли перья какой-нибудь крупной птицы – духа (тотема) родового божества;
– Муос кураах бэргэһэ – рогатая шапка из девяти приложенных одна к другой головных с рогами шкур самца-лося.
Детали головного убора – меховые вставки выполняли защитную функцию, они защищали своих владельцев от нечистой силы, злых духов-иччи, абааһы, которые по народным поверьям, боятся шерсти, пуха, волос животного.
Использована информация из следующих источников:
http://www.pribaikal.ru/talci-item/article/2256.html
http://ysia.ru/yakutskie-ukrasheniya-mify-i-traditsii/
https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2015_8-2_16.pdf