+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 100 "В"

Скрипка и её семья

В наше время скрипка ассоциируется с классической музыкой. Это инструмент утонченный, изысканный, но всегда ли скрипка была такой? Какой путь скрипка прошла от простого народного инструмента до этого изящного изделия?

Лиричный музыкальный инструмент скрипка сегодня не случайно играет ведущую роль в оркестре. Скрипку, как наиболее распространённый струнный смычковый инструмент, недаром называют «королевой оркестра». И не только тот факт, что в большом оркестре более ста музыкантов и одна треть из них – скрипачи, подтверждает это. Выразительность, теплота и нежность её тембра, певучесть звучания, а также огромные исполнительские возможности по праву дают ей ведущее положение, как в симфоническом оркестре, так и в сольной практике.

Безусловно, все мы представляем современный внешний облик скрипки, который ей придали знаменитые итальянские мастера, но до сих пор остается неясным ее происхождение.

Впервые скрипка упоминается в записях начала XVI века, и упоминания эти из Италии. Не сохранилось ни одного инструмента того времени, и учёные делают свои суждения по картинам и текстам тех лет. Очевидно, что скрипка произошла от других смычковых инструментов. Историки связывают её появление с такими инструментами, как греческая лира, испанская фидель, арабский ребаб, британская кротта и даже русской честырехструнной смычковой жигой, которые возникли примерно в XIII-XV веках.

Ребек – трёхструнный смычковый инструмент, с грушеподобным корпусом, плавно переходящим в шейку. Имел деку с резонаторными отверстиями в виде скобок и квинтовый строй.

Гитарообразный фидель имел так же, как и ребек, грушевидную форму, но без шейки, с 1-5 струнами.

Смычковая лира наиболее близка по внешнему строению к скрипке, да и по времени возникновения они совпадают (примерно XVI век). История Скрипки Лира имеет скрипичный по форме корпус, на котором со временем появляются углы. Позднее формируется выпуклое дно и резонаторные отверстия в виде эфов (f). Но лира, в отличие от скрипки, была многострунной.

Так же есть вариант происхождения скрипки в славянских странах – России, Украине и Польше. Об этом свидетельствуют иконописи, археологические раскопки. Так, к польским смычковым инструментам относят трехструнные геньсле и мазанки, к русским – смыки. К XV веку в Польше появляется инструмент, близкий к нынешней скрипке – скрипица, а в России с похожим названием – скрипель.

На первых порах скрипка считалась простонародным инструментом – на ней играли бродячие музыканты в кабаках и придорожных трактирах. Скрипка была народной версией изысканной виолы, которая изготавливалась из лучших материалов и стоила огромных денег. В какой-то момент этим народным инструментом стала интересоваться знать, и она получила распространение среди культурных слоёв населения.

 

Все знают, что скрипка приобрела свой современный облик в руках итальянских мастеров, а скрипичное дело начало активно развиваться в Италии примерно в XVI веке. Это время и можно считать началом истории развития современной скрипки. Долгое время секреты изготовления скрипки, лаков, которыми её покрывали, были сокровенной тайной нескольких семей, мастерство передавалось от отца сыну.

Самыми первыми мастерами скрипичного дела были Гаспаро Бертолотти (или «да Сало» (1542-1609) и Джованни Паоло Маджини (1580-1632), оба из Брешии (север Италии). Но очень скоро мировым центром скрипичного производства стала Кремона. И, конечно же, самыми выдающимися и непревзойденными мастерами скрипичного дела считаются члены семейства Амати (Андреа Амати – основатель кремонской школы) и Антонио Страдивари (ученик Николо Амати, который усовершенствовал вид и звучание скрипки). А семья Гварнери (Джузеппе дель Джезу – самый знаменитый из семейства, лучшие его скрипки превосходят инструменты Страдивари своей теплотой и звучностью тона) завершает этот великий триумвират.

Тщательно изучив модели Гаспаро де Сало и взяв их за основу для изготовления своих изделий, Страдивари в 1691 году произвёл на свет собственный тип скрипки, так называемый, удлиненный – «Long Strad». На совершенствование этой выдающейся модели мастер потратил последующие 10 лет жизни. Мастер выбирал дерево для каждой скрипки: оценивал выпуклость годовых наслоений, слушал, как звучит брусок в разных его местах. Особое внимание Страдивари уделял лаку, которым покрывал скрипки. В возрасте 60 лет, в 1704 году, Антонио Страдивари представил миру окончательный вариант скрипки, которую до сих пор не удалось никому превзойти. Наибольшую ценность представляю инструменты Страдивари, сделанные в так называемый «золотой период» – с 1707 по 1725 год. Сегодня сохранилось около 450 инструментов знаменитого мастера.

Андреа Гварнери был учеником Амати, и также привнес свои нотки в изготовление скрипки. Он основал целую династию скрипичных мастеров конца XVII-XVIII века. Гварнери делал очень качественные, но недорогие скрипки, чем и был знаменит. Его внук, Бартоломео Гварнери (Джузеппе) – итальянский мастер начала XVIII века, создавал искусные инструменты, на которых играли выдающиеся скрипачи – Николо Паганини и другие. Свои инструменты Джузеппе отмечал монограммой «IHS», свящённым знаком Христа, что означает «Иисус Христос Спаситель». Отсюда и прозвище Джузеппе – Гварнери Дель Джезу («Гварнери Иисуса»).

До наших дней дошло около 250 инструментов семейства Гварнери.

При сравнении скрипок Гварнери и Страдивари отмечают, что звук инструментов Гварнери ближе по тембру к меццо-сопрано, а Страдивари – к сопрано.

В конце XVII века в конструкцию скрипки пытались добавить лады. Однако в связи с существенным проигрышем в звучании от этой идеи быстро отказались. Самыми ярыми сторонниками свободного стиля игры с чистым грифом выступили скрипачи-виртуозы: Паганини, Лолли, Тартини и большинство композиторов, особенно Вивальди.

Долгое время скрипка считалась аккомпанирующим инструментом (например, во Франции она подходила только для танцев). Лишь в XVIII веке, когда музыка зазвучала в концертных залах, скрипка, с её непревзойденным звучанием, стала солирующим инструментом.

Скрипка является сольным инструментом с XVII в. Первыми произведениями для скрипки считаются «Romanesca per violino solo е basso» Бьяджо Марини (1620) и «Capriccio stravagante» его современника Карло Фарины. Основателем художественной игры на скрипке признают Арканджело Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли (1693-1764), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.

Для скрипки написано много музыкальных произведений разных жанров – от пьес и этюдов до монументальных концертов. Широкой известностью пользуются произведения для скрипки И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена, И. Брамса, К. Дебюсси, А. Вивальди (цикл «Времена года»), Й. Гайдна, Ф. Мендельсона, С.С. Прокофьева, П.И. Чайковского, А.К. Глазунова, Д.Д. Шостаковича, И.Ф. Стравинского, А.И. Хачатуряна и др. История скрипичного исполнительства выдвинула плеяду блестящих виртуозов. Это гениальный Н. Паганини, А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини.

В 30-е годы появились первые скрипачи-джазмены мирового значения, такие как Стефан Граппелли, Джо Венути, Стафф Смит.

 

Это интересно

- До 1750 года струны для скрипок делали из овечьих кишок. Метод впервые был предложен итальянцами;

- На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона;

- Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, например, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. Даже знаменитый Шерлок Холмс (сборный литературный образ) всегда использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой;

- Наиболее ценными в денежном эквиваленте считаются скрипки Гварнери и Страдивари. Самую высокую цену заплатили за скрипку Гварнери «Вьетан» в 2010 году. Она была продана на аукционе в Чикаго за 18 000 000 $. Самой же дорогой скрипкой Страдивари считается «Леди Блант», и продана она была почти за 16 млн. долларов в 2011 году;

- Одними из самых сложных для исполнения произведений считаются «Каприсы» Николо Паганини и другие его сочинения, концерты Брамса, Чайковского, Сибелиуса. А также самое мистическое произведение – «Соната дьявола» (1713 год) Дж. Тартини, который сам был виртуозным скрипачом.

- Эпизод из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова «Полёт шмеля» технически сложен в исполнении и проигрывается на большой скорости. Скрипачи всего мира устраивают соревнования на скорость исполнения этого произведения. Так в 2007 году Д. Гаррет попал в книгу рекордов Гиннеса, исполнив его за 1 минуту и 6,56 секунд;

- Самый большой ансамбль юных скрипачей собирался на стадионе города Чжанхуа (Тайвань) в 2011 году и состоял и 4645 учащихся школ в возрасте от 7 до 15 лет.

 

Самая большая скрипка

 Если вы думаете, что контрабас – это самая большая скрипка, то сильно ошибаетесь. Самым крупным по размерам и низким по звучанию смычковым инструментом считается октобас, также именуемый октавный контрабас или субконтрабас.

В основе инструмента лежит суждение некоторых мастеров о том, что размеры контрабаса слишком малы для произведения достаточно низких звуков. Первый экземпляр октобаса был создан французским скрипичным мастером Жаном Батистом Виййомом в 1850 году.

Инструмент поражал воображение размером и низким звуком, но большой популярности не снискал – тяжелый и громоздкий, предназначенный для игры вдвоем (один октобасист зажимает струны, второй использует смычок) октобас был дорог и неудобен, да и необходимость наличия в оркестре вызывала много вопросов.

Как увеличивали громкость звучания

До того, как человечество научилось подзвучивать музыкальные инструменты при помощи усилителей и колонок, музыканты искали способы сделать звучание любимых инструментов громче.

Немецкий изобретатель Иоганн Штрох в конце XIX века решил задачу самым простым методом, скрестив скрипку и трубу. Получившийся инструмент получил название «Скрипка Штроха» и внешне напоминал обыкновенную скрипку, к которой приделан раструб. Таким образом, в качестве резонатора выступает не деревянный корпус скрипки, а алюминиевый раструб.

Использование раструба сделало звучание скрипки громче и сфокусированнее, а инструмент пришелся по душе театральным и гастролирующим музыкантам – легкая и громкая, скрипка Штроха позволяла насладиться выступлением музыкантов всем собравшимся слушателям и зрителям.

 

Клавишные и струнные

Никельхарпа – традиционный шведский струнно-смычковый инструмент, чья история насчитывает более 600 лет. Раньше инструмент также называли никельгига, никельспел и никель-лира. В шведском языке «nyckel» обозначает клавишу, а словом «harpa» называют любые струнные инструменты, будь то гитара, скрипка или контрабас. Таким образом, дословно название инструмента можно перевести как «Клавишные струны».

Первым свидетельством использования никельхарпы считается барельеф на воротах церкви Кэллунге на шведском острове Готланд, датированный 1350 годом. На барельефе видны силуэты двух музыкантов, играющих на никельхарпе. Самая старейшая никельхарпа, дошедшая до нашего времени, найдена в шведском городе Мора в провинции Даларна и датируется 1526 годом. Этот экземпляр по форме напоминает лютню, и оснащен одним рядом клавиш и двумя струнами.

 

 Источники:

https://dominantamusic.ru/blog/istoriya-skripki/

https://dynatone.ru/istoriya-skripki

https://musicschool45.ru/load/7.skripka_istoriya_sozdaniya_interesnye_fakty.pdf