Украинский костюм
«Бурсаки вдруг преобразилось: на них явились вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами, шаровары, шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом…»
«Тарас Бульба», Николай Гоголь
Любой народный костюм воплощает собой самосознание нации, её эстетический идеал, стремления и ценности. Этот феномен складывается на протяжении столетий, и трудно переоценить его историческое и художественное значение. В этом плане украинский национальный костюм – явление многогранное. Он воплощает собой славянскую душу, восточную любовь к ярким цветам и в то же время западную нотку утончённой элегантности.
Украинский национальный костюм ведёт свою историю с древнейших времён. Его становление непрерывно продолжалось вплоть до XIX века, при этом оно тесным образом переплеталось с другими культурными традициями.
Именно культура древних славян стала колыбелью для украинского, равно как и для русского, белорусского стиля в одежде. Недаром эти народности имеют так много общего как в истории, так и в национальной одежде. Украинский костюм многолик, в каждом регионе страны (Полесье, Приднепровье, Карпаты, и др.) он имеет свои характерные особенности. Это связано, в том числе, с тем, что Украина граничит с Молдовой, Польшей и отразила в одежде черты соседствующих народов.
Мужской костюм
Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими – русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и суконные (шерстяные) штаны. Рубаха часто служит и верхней одеждой.
Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются – со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, её обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застёгивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесёмок.
Украинские мужчины в большинстве регионов носят рубаху, заправляя подол её в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белорусов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки подмышками из трёх-, четырёхугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от «мужиков», то есть от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки – «уставки».
Штаны (укр. штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (укр. очкур, гачник), – его украинцы носили с пряжкой. Штаны шились из холста или сукна. Украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-жёлтыми и зелёными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.
Женский костюм
Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах её ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье. Классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья, в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов. В костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных – с поляками. Своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев. Женщины носят длинные юбки, рубахи и венки.
Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI-XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Одно из этнографических описаний останавливается на их характеристике:
– верхним платьем как для мужчин, так и для женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин – всегда белого, у мужчин – серого, чёрного цвета, а кожухи – из недублёных овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, назади пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков.
Основу украинского женского костюма составляет рубашка – кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей – нижняя часть (підтичка) шьётся из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (додільнi) – именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.
– Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются дивчата, парубки тоже ловко: … это действительно народный, удобный и грациозный костюм, несмотря на огромные сапожищи. А какие дукаты, монисты!! Головные повязки, цветы!! А какие лица!!! А какая речь!!! Просто прелесть, прелесть и прелесть!!!
Илья Репин
Региональные отличия в общем национальном стиле украинской одежды
Украинский традиционный национальный костюм отражает художественный талант украинских женщин, создающих красивую одежду для всей семьи. Все элементы одежды просты по форме, богаты разнообразными украшениями, насыщены яркими красками. Работая над украшением сорочки, юбки, головного убора или других элементов, украинки использовали краски и образы родной природы для прославления своего рода и для воплощения в орнаментах своей мечты о прекрасном будущем.
Ткани, из которых веками шились предметы украинского костюма, обычно имели светлый или белый цвет, так как на его фоне особенно живописно смотрелась красочная вышивка, яркие ожерелья, ленты и веночки. Также с белым цветом хорошо сочетались цветные шерстяные ткани, из которых обычно шили запаски, плахты, пояса и прочую одежду.
В разных областях Украины имеются отличия в отделке и элементах одежды, но общий ансамбль украинского костюма хорошо просматривается на всей ее территории. В этом можно убедиться, рассмотрев традиционный украинский костюм разных областей, сформировавшийся к XIX – началу XX века.
Буковина
Девичий наряд состоял из белой рубашки с длинными широкими рукавами, украшенной многоцветной вышивкой, на которую надевалась меховая безрукавка с яркими цветными узорами, вышитыми шерстяными нитками. На бёдра повязывалась опинка из шерстяной ткани, тоже украшенная вышивкой. На голову девушки надевали «кода» – оригинальный головной убор, основа которого делалась из картона, затем обшивалась тканью и украшалась искусственными цветами, тесьмой, бисером. Украшениями для девушек служили бусы из цветного стекла. Обувались девушки в кожаные черевики – ботинки жёлтого, красного или коричневого цвета с декоративным орнаментом.
Юноши и молодые мужчины Буковины носили длинные туниковидные рубашки поверх нешироких штанов – холош, сшитых из некрашеного полотна и украшенных вышивкой по низу штанин. Пояса у них были кожаные, широкие. В качестве верхней одежды – безрукавка из овчины и суконный сердак, которые украшались кожаными аппликациями, вышивкой, шнурками. На шляпы нашивались цветы, перья, разноцветная тесьма. На ноги надевали «морщени» – вид лаптей, сшитых из кожи.
Западное Закарпатье
Основу женского костюма составляла длинная рубашка – «довгань». Характерной особенностью довгани является «пазуха» – украшение в виде сотканного квадрата из красных нитей, пришиваемого у горловины. Рукава вышивались геометрическим узором. Короткую безрукавку – «пличку» украшали тесьмой и вышивкой. «Плат» – длинный фартук, который тоже украшали вышивкой, лентами, тесьмой и мережкой. Девушки носили головной убор, похожий на веночек, обшитый бисером и цветами. В качестве украшения надевали на шею «сылянки» - плетеные из бисера цветные ленты.
Мужчины этого региона носили короткие вышиванки, у которых вышивка наносилась не только на груди, но и по плечам. Рубашки заправлялись в широкие штаны, особенностью которых являются кисти по нижнему краю штанин – «ройты». Широкий пояс из кожи – «черес» украшался тиснением и металлическими вставками. Так же украшались и кожаные лапти – обувь и мужчин, и женщин.
Восточное Закарпатье
Женская сорочка из домашнего полотна в этом регионе называлась «ромованка». Шилась она со вставками, в вышивках использовалась техника «гладь». В качестве юбки использовали «запаску» из шерстяной ткани, которая крепилась поясом – «багром». Безрукавки красочно вышивали, украшали кистями, бисером, аппликациями из кожи. На голову чаще всего надевали красивый цветной платок. «Морщени» – лапти из кожи, надевались на длинные вязаные носки с орнаментом.
Вышитую рубашку в виде туники мужчины носили поверх суконных штанов – «гачей». Красочной вышивкой были расшиты воротник, грудь и подол рубашки. На рубашку надевалась безрукавка, а сверху сердак. Эти предметы одежды украшались кистями из войлока, кожаными аппликациями, шнурками и вышивкой. Обычно мужчины носили шляпу, которую называли «клебанка». Суконные носки, на которые надевались лапти, называются «капчуры».
Львовская область
Львовским женским рубашкам свойственно богатство вышивки на рукавах. Безрукавка из сукна обшивается цветными шнурами из шерстяных нитей и кружевом. Женщины носили лёгкий кабат, который тоже украшался шнурами. Поверх юбки из шерстяной ткани в полоску надевался передник, вышитый украинскими растительными орнаментами. На голову надевался красочный головной убор – «бавница», а сверху он прикрывался вышитым платком из тонкого светлого полотна. Шею и грудь украшали разноцветными ожерельями или герданами. Лапти надевались на полотняные онучи.
Мужские рубашки шились на кокетке. Вышивка была на отложном воротнике, манжетах и на груди. Штаны узкие, тёмные, шили их из домашнего сукна. «Каптан» – шерстяной кафтан, украшался кожаными или суконными аппликациями и шнурами разных цветов. Шляпы носили войлочные, украшали их цветами, перьями и лентами. Обувались в лапти, но люди не бедные могли позволить себе красиво декорированные кожаные сапоги.
Черниговская область
Нарядные женские сорочки имели широкие рукава, собранные снизу в тонкую манжету. Вышивке этого региона свойственна красно-чёрная цветовая гамма. Безрукавка-корсетка имела относительно сложный крой с подрезами и фалдами. Юбка «андарак» шилась в складку из шерстяного полотна, чаще всего красного цвета. По низу юбки проходил тканый разноцветный узор. Спереди андарак прикрывался белым вышитым передником. Волосы замужних женщин прятались в очипок, поверх которого повязывали один или два ярких цветных платка. На ноги надевали плетёные лапти поверх светлых онучей.
Рубашки для мужчин шили в форме длинной туники с воротником-стойкой, рукава собирались в манжеты. Кроме широкой вышивки на груди, рубашки имели вышивку на воротнике, манжетах, подоле. Носили рубашки навыпуск, обхватывая на талии витым поясом. Штаны были не очень широкие, шились из плотного грубого полотна.
Полтавская область
Женские рубашки часто вышивались белым по белому, хотя и нередки были красно-чёрные узоры и мережка. Рукава собирались в сборку и сверху, и снизу. Корсетки разной длины имели снизу мягкие фалды и украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами. Юбки шили из полушерстяной фабричной или домотканой ткани, украшали лентами, шерстяными полосками или интересным видом аппликации – «перцами». Нарядный белый фартук декорировали вышивкой и мережками. На голову девушки надевали венки с красочными лентами, женщины – «намитку» или платок поверх очипка. Украшения яркие – бусы, ожерелья, дукаты. На ногах – кожаные ботиночки или сапожки.
Мужские рубашки, сшитые из белого полотна, вышивались белой или некрашеной льняной нитью, использовалась мережка. Рукава широкие, с вышивкой по низу. Штанины шаровар из плотного полотна заправлялись в «чирики» – сапоги с мягкими невысокими голенищами. На талии шаровары крепились поясом, который одновременно был и украшением, так как его ткали из разноцветных ниток красивыми узорами.
Киевская область
Белые женские сорочки шили с узким воротником-стойкой, который тоже обшивался узором. Для вышивок, выполненных крестиком, характерны красно-чёрные и красно-синие цветовые сочетания, а также мережка. В качестве юбки использовались две запаски – передняя и задняя разных расцветок. На талию повязывали красивый широкий длинный пояс с кистями. Верхней одеждой служила «юпка» – суконная или байковая куртка. Для её украшения, кроме обычных материалов, использовали аппликацию красными «перчиками». На голову надевали яркие вышитые платки. Многочисленные разноцветные бусы – основное традиционное женское украшение. Праздничная обувь – красные сафьяновые сапожки.
Мужские рубашки из белого домашнего полотна, собранные под узким воротником, вышивались крестиком красными, чёрными и синими нитками. Штаны-шаровары из грубого домашнего полотна подпоясывали широким, тканым цветными полосами, поясом. В прохладное время года надевали суконную свитку, которую украшали вставками из кожи или шерстяными полосками. На голову надевали высокую шапку из каракуля, на ноги – невысокие кожаные сапоги – чеботы.
Волынская область
Женщины носили белые вышитые сорочки из домашнего полотна. Сверху надевали «кусан» – кофту, сшитую из плотной шерстяной домашней ткани, отрезную по талии и со складками сзади. Юбка «летник» ткалась разноцветными полосами. Спереди на юбку надевали плотный домотканый передник, сотканный красочными геометрическими орнаментами. Волосы замужних женщин накручивались на «кибалку» в виде жгута пряжи или ободка, а затем накрывались красивым вышитым платком.
Вышитые мужские рубашки обычно шили с отложным широким воротником и носили поверх штанов. Для вышивки характерны красные геометрические орнаменты. Пояса ткали неширокие и недлинные, но очень красочные, с «кутасами» – кистями в виде бахромы. Штаны из домотканого сукна достаточно узкие. Обычной обувью и мужчин, и женщин были кожаные лапти. Их обували поверх портянок из светлого полотна, которые назывались «завои».
Подолье
Мужская туниковидная рубашка имела широкий воротник-стойку или отложной воротник, которые красочно вышивались одним рисунком с «пазушкой», рукавами и нижним краем. Пояса были широкие, длинные, с кистями, с вытканными цветными полосами. Неширокие темные штаны шились из домотканого сукна. Теплой верхней одеждой служили кожух, обшитый по краям мехом, или суконная «чугаина». Верхняя одежда обычно украшалась многоцветными узорами из шерстяных ниток. На голове мужчины носили каракулевые шапки или войлочные шляпы, украшенные искусственными цветами и лентами.
Для женских сорочек этого региона свойственны широкие сплошные рукава, напоминающие современный реглан. Воротники широкие – отложные или стойка. Иногда на груди вышивали геометрическим узором характерные вертикальные полоски. Сорочки носили с напуском над поясом. Для вышивки выбирали красно-синюю или красно-голубую гамму. Юбки шились из домотканого шерстяного полотна – «летник» или «горбатка», украшались внизу лентами или ткаными узорами. Пояса длинные, яркие, широкие, с кистями, повязывались с двух сторон. На голове девушки носили подольский венок, который отличается тем, что сзади вплетали цветы большего размера, чем спереди. Женщины надевали невысокий цилиндрический головной убор, к которому подвязывали сзади «нафраму» из белой тонкой ткани. Украшения традиционные для украинок: ожерелья, дукаты, бусы. Обувь: кожаные лапти с ремешками или чеботы.
Харьковская область
Рубашки для женщин шились с прямоугольными вставками, которые богато вышивались наряду с рукавами и узким воротничком-стойкой. Рукава снизу собирались в сборку «на нитку». На подоле сорочки нередко выполнялась мережка. Корсетки шили из фабричной тонкой шерсти, а на праздники из шелка или парчи. Юбка плахта ткалась сложным квадратным узором. Спереди она закрывалась «завеской» – нарядным передником, который украшали широкой тесьмой. Голову женщины покрывали красочными платками, надетыми поверх очипка. Обувались в праздники в сафьяновые сапожки.
Особенностью мужских рубашек этой области были «бочки», которые вшивались между полочками. Полочки собирались в сборки и пришивались к кокетке. Вышивка состояла обычно из красно-чеёрных орнаментов, выполненных крестиком. Рубашку носили, заправляя в широкие штаны, верх которых обвязывался красивым поясом с бахромой. Популярный летний мужской головной убор – соломенная шляпа «брыль». Обувь – кожаные сапоги «пришвы».
Днепропетровская область
Отличительной чертой юпок и корсеток этого региона являлись прямоугольные вырезы горловины, которые сейчас называются «каре». Шили юпки из фабричного сукна, бархата и других негрубых тканей. Украшали орнаментами из цветных ниток и лентами. Плахты носили цельные, неотложные. Полотно для них ткали с многоцветным красивым орнаментом. Спереди на плахту надевали передник из белого полотна, украшенный богатой вышивкой. Использовались многочисленные украшения – ожерелья, дукаты, серьги. Зажиточные женщины могли позволить себе сапожки «бархатцы» на каблучке, с медными подковками.
Мужская полотняная рубашка шилась с широкими рукавами без манжет в две полочки. Впереди нашивалась манишка, воротник-стойка связывался лентой или тесьмой. Вышивка выполнялась в традиционных красно-черных тонах. Рубашку заправляли в свободные шаровары из прочного сукна. Пояса ткали очень длинными и широкими, из ярких нитей, концы оформляли кистями. Из верхней одежды наиболее популярными были свитки. Их шили из плотного домашнего сукна. Воротник-стойку, края рукавов и полы свитки украшали полосками ткани, тесьмой. На голову надевали цилиндрическую барашковую шапку.
Донецкая область
Сорочка шилась на кокетке, богато украшалась красно-чёрными орнаментами с использованием мережки. Кофты – «юпки» украшали разноцветной тесьмой и кружевами. Юбки шили широкие, из красивой фабричной шерстяной ткани. Для отделки использовались ленты, а нижний край подшивали «щёточкой», которая защищала край от протирания. Нарядный передник украшали вышивкой, мережкой, кружевом и рюшками. Волосы женщины туго скручивали в «гуглю», на неё надевалась «сеточка», и сверху надевали красивый платок с вышивкой. На ногах женщины носили высокие ботинки со шнурками.
Мужчины носили туниковидные рубашки. Вышивкой украшались манишка, стоячий широкий воротник и нижний край рукавов. Характерным элементом мужского костюма этого региона был короткий суконный жилет тёмных расцветок – «жильотка». Брюки шерстяные, узкого покроя. Сапоги носили с высокими твёрдыми голенищами – «бутылки». На голову надевали картуз – разновидность фуражки.
Модели и декор современной одежды нередко основываются на прекрасных образцах традиционного украинского национального костюма. Его лучшие черты использовали модельеры ещё в семидесятых годах прошлого столетия, когда мода, казалось бы, значительно отошла от народных традиций. Однако стремление к истинной красоте всегда возвращает внимание талантливых художников-модельеров к уникальным народным особенностям одежды.
Не только в сельских регионах, но и в самых крупных городах украинский костюм служил примером для создания модной одежды с использованием народных мотивов. Очень популярны всегда были украинские безрукавки, обшитые мехом. Их обязательно украшали красочной вышивкой и цветной тесьмой. Национальные мотивы использовались для создания моделей юбок и их декорирования. Даже модный женский брючный костюм, жакет которого расшит красивой подольской вышивкой, приобретает неповторимый нарядный вид.
Источники:
Агафонова Т. А. Одежда украинского населения Юго-Западной Украины XIX — начала XX вв. // Записки історичного факультету Одеського державного університету ім. І. І. Мечникова. — Одеса, 1997. — Вип. 5. — С. 44-49.
Воропай О. Звичаї нашого народу: Етнографічний нарис. — Харків: Фоліо, 2004. — 508 с.
Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начало XX вв. — М.: Наука, 1984. — 216 с.
Ніколаєва Т. Історія українського костюма. — К.: Либідь, 1996. — 176 с.
Шмелева М. Н. Типы женской народной одежды украинского населения Закарпатской области // Советская этнография. — 1948. — № 2. — С. 130—146.
https://ethnomir.ru/articles/ukrainskiy-natsionalnyy-kostyum/