Армянская национальная борьба «Кох»
«Кох» (Կոխ) – один из древнейших национальных видов борьбы Армении. Впервые об этом виде спорта упоминается в древних персидских рукописях, относящихся к V-II тыс. до н.э., в которых неоднократно подчёркивалось, что родиной коха является Армения.
Согласно древним армянским мифам, даже боги состязались в кохе и, опрокидывая друг друга наземь, вызывали тем самым землетрясения. Виноградный фриз, высеченный на каменных стенах церкви Святого Креста (Сурб Хач) на острове Ахтамар (озеро Ван, ныне Турция), построенного в начале Х в., в числе других игр и состязаний содержит шесть барельефов, изображающих борьбу. О кохе писал французский путешественник Жан Шарден, посещавший Армению в XVII веке.
Считается, что и царь Трдат III, тот самый, при котором Армения стала христианской, выигрывал Олимпийские игры в Римской империи именно благодаря своим навыкам в армянском кохе.
Значение и популярность борьбы у армян с древнейших времён подтверждают сохранившиеся многочисленные специальные термины:
hандэс димакцутйан или димадардзутйан, март hандисакан – противоборство, торжественно обставленное состязание в борьбе, соперничество в состязаниях;
ымбышамарт, ымбышамартутйун, ымбышамырцутйдн, ымбышутйун, ымбышахаг, от ымбиш – борец,
готэмарт, готэмартутйун, готэкыррив, от готи – пояс, так как хватают за талию, борьба врукопашную, без оружия.
кушти, кулэш, гулаш, курраш, кох, пэhливанутйун, кыпур, кыпур гал, мэнакыррив, мэнамарт, мэнамартутйун арранц зину – поединок двух противников без оружия, борьба;
гупар, гупарумын – состязание в бое;
базкамырцутйун – состязание в борьбе врукопашную (от базук – рука).
готэмартик, мэнамартик, кулэштчи, кулеш кыпног, гулаштчи, гулаш кыпног, пэхл’йван: пэйл’иван, пайл’эван, бавка – борцы.
Борьба обычно проводилась во время праздничных торжеств: сватовства, свадьбы, рождения ребёнка и крестин. Прежде эта борьба имела множество территориальных видов и стилей. В советское время она была условно разделена на лорийский и ширакский кох.
Лорийские борцы соревнуются в чохах – своего рода жилетах, сшитых из крепкого домотканого шерстяного материала, на талии туго завязанного поясом. В схватке применяются броски с захватом за одежду выше пояса (хотя встречается также стиль, где допускаются захваты ног руками), броски с помощью ног, сталкивания, подножки, зацепы и т.д. Для победы необходимо заставить соперника коснуться лопатками земли, без фиксации положения. В советское время лорийский вариант армянской борьбы стал основой для разработанных единых правил соревнований по борьбе кох.
В ширакском кохе борцы выходят на схватку обнаженными по пояс, в шароварах. Тело часто смазывали маслом. Вот что писал Егише о бойцах ширакского коха: «Обнажись, как борец, помажься елеем (маслом) Христа, дабы не побороли тебя руки противника». Борьба с обнаженным торсом известна в двух основных разновидностях: с применением подножек, зацепов и захватов ног руками; без воздействия ногами на ноги соперника и без захватов ног руками.
Схватка проводилась только в стойке. Как и в лорийском кохе, для победы нужно было заставить соперника коснуться лопатками земли.
В обоих случаях перед началом поединка бойцы совершают ритуальный танец под национальную музыку. Она во все времена был неотъемлемой частью этой борьбы. Затем начинается поединок, он длится от 5 до 10 минут.
Борцовский танец иногда включал в себя различные гимнастические и акробатические элементы:
«Раздаются звуки зурны, дудука и бубна. Под традиционную мелодию, которую всегда играют борцам, молодые люди сбрасывают рубахи, крепко затягивают кушаки и начинают волнующий танец – идя по кругу, играя мускулами, они каждым движением красуются перед собравшимися. Борцы то легко подпрыгивают, то приседают; поднимают вверх то одну, то другую руку; отжимаются от земли на руках, проделывают в танце разнообразные упражнения».
Обучение борьбе в основном велось по принципу «делай как я» и подкреплялось различного рода советами, как-то: «Запомни внучок: главная сила в земле! Если крепко будешь стоять на ней, никто тебя не осилит. Цепляйся ногами за землю, прирасти к ней, тогда ты борец. Хоть одной ногой, но ты должен крепко стоять на земле. Другой ногой можешь делать, что хочешь. Много есть хитростей и уловок. Только слушай меня: держись так, чтобы ещё до схватки у твоего противника дрожали колени. Никогда не бойся его. Пугай, но не пугайся сам. Если противник перед схваткой потягивается и зевает, это значит, что он уже на земле – нужно только дожать его. Как это сделать? Когда вступишь на мейдан и пойдешь круг под музыку, сожми челюсти, как будто ты зол; напряги мышцы, чтобы пух на руках стал дыбом; смело гляди на противника, будь молодцом».
В далёком прошлом в городах существовали особые места для проведения соревнований и школы борьбы:
«Известно, что ещё Ашот І (ІХ век н.э.) построил мрцараны – арены для борьбы, стадионы. В Армении существовали голораны. В словаре Ст. Малхасянца этот термин разъясняется как «цирк рукопашной борьбы, в котором выступали, соревнуясь друг с другом, обнажённые догола борцы – атлеты и кулачные бойцы».
Соревнования борцов порой приобретали оригинальные формы поединков. Например, вот как это бывало на свадьбе у армян области Айоцдзор или Вайоцдзор (Ехегнадзорский и Вайкский районы Республики Армения), которые называют свою борьбу «гулаш»: «Посажённый отец бросал птицу по направлению к дружкам. Кто-либо из них ловил птицу, но он ещё не делался собственником её. Из среды дружек вызывались соревнующиеся с ним в силе. Процессия двигалась к дому жениха, а впереди овладевший птицей дружка, продвигаясь, боролся с кем-либо из претендентов на курицу или петуха.
Победивший в этой борьбе должен был бороться ещё хотя бы с тремя борцами. Все они, засучив рукава, поочерёдно азартно бились. Птица доставалась последнему победившему борцу, который должен был устроить приглашение на второй день свадьбы и выставить хорошее угощение (в том числе эту курицу), пригласив посажённого отца, жениха, дружек и пр.
Борьба за птицу не обходилась без ссор. Сельский староста и посажённый отец строго следили за соблюдением всех правил. Кто бы не захотел побороться, победитель в последней боровшейся паре обязан был принять вызов. Вызовом служило нападение на птицу и попытка вырвать ее из рук».
18 апреля 2015 года Международный олимпийский комитет (МОК) признал кох национальным видом спорта от Армении. Благодаря этому армянский кох вышел на международный уровень и получил такой же статус, как дзюдо и другие признанные виды спорта.
В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников:
https://vstrokax.net/interesnoe/armyanskaya-narodnaya-borba-koh/
https://moniteur.ru/shkoly/drugie-edinoborstva/531-2012-09-03-07-57-24.html
https://srrb.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8/%D0%BE%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80%D1%8B-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B1%D0%BE%D1%8F/video-vidov-boevyx-iskusstv/kox-armyanskaya-nacionalnaya-borba.html