Строительные краны немых снегов
Всё дальше с каждым годом мы уходим от времён нашего детства и юношества, когда слова песни Юрия Кукина «А я еду за туманом, за туманом, за мечтами и за запахом тайги…» или Александры Пахмутовой «Под крылом самолёта о чём-то поёт зелёное море тайги…» манили, влекли за собой куда-то вдаль, в тайгу, на Север строить, прокладывать, добывать, переделывать жизнь к лучшему
Есть у Александры Пахмутовой ещё одна песня: «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым…». Более четверти века не существует этого самого комсомола, а ведь уже в следующем году самая массовая молодёжная организация могла отпраздновать своё 100-летие, «старые комсомольцы» будут вспоминать свою молодость.
А вспомнить есть что. Сейчас молодёжь пошла не та. Хотя, говорят, что ещё при раскопках древних поселений нашли табличку с надписью «не та пошла молодёжь». Это было всегда и будет продолжаться впредь – каждое поколение внимательно всматривается в тех, кто идёт следом и оценивает, что ждёт впереди, смогут ли потомки умножить достояние предков, оправдают ли их надежды?!
Так, во времена комсомола независимо от национальности и вероисповедания на собраниях «прорабатывали» пьяниц и тунеядцев, дружинники ловили хулиганов, молодёжь играла в самодеятельных кружках и пела патриотические песни, и по ходу дела построила мощную, сильную и развитую страну.
В 50-х годах набрало обороты новое движение – «Всесоюзные ударные комсомольские стройки». Центром этих строек был Красноярский край (по количеству строек край уступал только Украине), и именно поэтому в 1963 году в Красноярске состоялся слёт молодых строителей Сибири и Дальнего Востока, в работе которого принял участие Юрий Гагарин.
Молодые люди с Украины, из Прибалтики, со Средней Азии и Кавказа, из центральной России трудились на стройках всей страны, в том числе в Красноярском крае. В наследство от тех времён остались заводы, фабрики, ГЭС, железные дороги, города. К началу перестройки через стройотряды прошли почти 13 миллионов человек.
Ударные комсомольские стройки различались по своему статусу. Они были городские, краевые и Всесоюзные. Статус присваивался на съездах КПСС.
На территории Красноярского края действовало 10 Всесоюзных ударных комсомольских строек: Красноярский алюминиевый завод (КрАЗ), Норильский горно-металлургический комбинат, Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК), Красноярская, Саяно-Шушенская и Богучанская ГЭС, Красноярский завод тяжёлых экскаваторов, железная дорога Абакан-Тайшет, а также 12 краевых: Ачинский нефтеперерабатывающий завод, аэропорт Красноярска, корпуса Красноярского госуниверситета и другие. Здесь работали более 30 тысяч юношей и девушек.
Ленинский комсомол только в десятой пятилетке (1976-1980 гг.) направил на ударные комсомольские стройки Красноярского края 9655 молодых рабочих. А 12-тысячный краевой студенческий строительный отряд в 1979 году трудился на 703 объектах, освоил более 30 млн руб. капиталовложений. Краевой комсомольской организации было вручено на вечное хранение памятное Красное знамя крайкома партии.
Строительство Красноярской ГЭС началось
Строительство Красноярской ГЭС началось в 1956 году. Это был грандиозный проект. Реализовать его намечалось всего через десять лет после окончания Великой Отечественной Войны, и это казалось фантастикой. В стране – разруха, голод, нужда, а ГЭС должна была появиться в таёжной глуши и бездорожье.
Тем не менее, первый блок был пущен 3 ноября 1967 года. А в постоянную эксплуатацию станцию ввели в 1972 году. По установленной мощности (6000 МВт) Красноярская ГЭС занимает второе место в России и десятое среди крупнейших ГЭС мира.
Гигантские объемы вырабатываемой энергии Красноярской ГЭС послужили изрядным толчком для развития и строительства крупных металлургических, машиностроительных и деревообрабатывающих производств. Заводы и фабрики строили одно за другим – соответственно, вместе с ними развивался и весь сибирский регион.
Одновременно с началом строительства Красноярской ГЭС в 1956 году на XX съезде КПСС объявили комсомольской ударной стройкой и Красноярский алюминиевый завод.
Первый металл КрАЗ выдал уже в 1964 году, а в наше время он ежегодно выпускает 850 тысяч тонн алюминия. Это второй по величине алюминиевый завод в мире, и на его долю приходится почти 30% всего производимого в России алюминия.
Одними из первых на строительство завода по комсомольским путевкам приезжали отряды пограничников-добровольцев. Именно поэтому улица, на которой стоит завод, называется улицей Пограничников. Они строили не только корпуса будущего завода, но и поселок Индустриальный, куда переселили всех рабочих. Теперь – это Советский район Красноярска.
КАТЭК – Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс. Это огромное предприятие объединяет в себе угольные разрезы и ГРЭС на территории Канско-Ачинского угольного бассейна и охватывает территорию сразу трех регионов – Красноярского края, Кемеровской и Иркутской областей.
В далёком 1979 году на месте Березовского месторождения угля началось строительство Березовского разреза и Березовской ГРЭС-1. Следом начал строиться новый город – Шарыпово. Через 10 лет предприятие объединяло уже 3 угольных разреза (Назаровский, Бородинский, Березовский), Назаровскую и Березовскую ГРЭС.
Таким образом, КАТЭК стал самой последней и самой масштабной Всесоюзной стройкой СССР. Многонациональные отряды молодежи съезжались сюда со всей страны. Они соревновались между собой в досрочном пуске объектов, а лучших из лучших награждали дипломами и заносили в летопись комсомольской славы КАТЭКа, и это было очень почетно.
;
XIII съездом ВЛКСМ Всесоюзной ударной комсомольской стройкой было объявлено строительство железной дороги Абакан-Тайшет. Кроме того, эта стройка стала второй Всесоюзной стройкой XX века после БАМа. Сейчас её называют «трассой мужества».
Ещё до революции появилась идея соединить богатую лесом Восточную Сибирь с Кузбассом, но изучив получше места, через которые надо было проложить дорогу, российские и иностранные предприниматели от неё отказались.
Абакан - Тайшет
Снова изыскатели пришли в Саяны в тяжелейший 1942 год, когда шла битва под Сталинградом и когда появилась насущная необходимость в этой дороге. Однако, строители в этих местах появились только в 1958 году. Стоит заметить, что это была одна из первых строек, на которой почти не было заключённых.
20 декабря 1965 года на трассе Абакан-Тайшет началось регулярное движение поездов.
Чего это стоило? Люди несколько лет жили в тайге в брезентовых палатках и теплушках, но все же проложили почти 700 километров рельсов и шпал, 3 высоких виадука через пропасти, 258 мостов и мостиков через реки, речки и речушки, пробили в горах 9 тоннелей общей длиной более 10 км. (самый крупный из них – Манский – протяжённостью 2487 метров). На пути было много очень сложных горных участков, поэтому комсомольцам помогали военные строители.
Комсомольский подвиг
За самоотверженный труд 745 строителей «Трассы мужества» были награждены орденами и медалями. Разве это не подвиг?
Да, это самый настоящий подвиг. Совершили его наши деды и отцы, подарив нам заводы, фабрики, мосты, театры, школы, стадионы… Всё то, чем можно и нужно гордиться. Построено в советское время, как бы его ни ругали. И эта эпоха уходит всё дальше, и с ушедшим временем понимаешь, что это был не просто небольшой факт биографии в твоей человеческой жизни или, если хотите, в жизни страны, а какая-то другая особая цивилизация, когда люди совсем по-другому относились к жизни и миру вокруг себя.
И это уже никогда не повторится. Сегодня романтика больших и нужных строек, стройотрядов и, даже поездок на картошку утрачена. А раньше: едешь, что-то строишь (без разницы, что: телятник, заводской цех, дорогу), общаешься с такими же балбесами, как и ты сам, а по возвращении оказывается, что приобрёл новую профессию, познакомился с новыми друзьями в других республиках. А самое главное – то, что ты строил, теперь стоит, в нём живут или работают люди, и твой труд не пропал даром.
В масштабах страны все эти комсомольские стройки, на которых работала молодёжь, студенческие отряды ощутимо двигали экономику государства. За лето студенты могли выполнить такой объём работы на своей энергии, на своём энтузиазме, что, пожалуй, это было хорошей идеей решения вопроса рабочей силы. К тому же – это была живая практика для студентов и работающей молодёжи, которая осваивала на таких стройках новые специальности.
Кроме того, молодёжью заселялись необжитые просторы Сибири, Севера и Дальнего Востока, осваивались природные ресурсы, строились новые города. Молодёжь двигалась на восток с песнями под гитару, с шутками и романтикой в глазах.
Могущество страны измеряется не количеством певцов и особняков, а промышленным и ресурсным потенциалом. А главный ресурсный потенциал – это люди. Люди способные и готовые трудиться на благо Родины. И это не зависит от национальности, от вероисповедания, от взглядов на жизнь.
В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников:
Текст: Альберт Вахитов
Фото: gelio.livejournal.com; www.krsk.kp.ru; www.gornovosti.ru; istoriya-kraya