Тувинская борьба «Хуреш»
Во время археологических раскопок в Центральной Азии в скифском кургане была найдена бронзовая фигурка, изображающая двух атлетов, схвативших друг друга левыми руками за ноги, а правыми за пояс, что соответствует правилам современной борьбы хуреш, а борьба хуреш – любимая спортивная забава тувинцев с давних времен.
О том, что лесные урянхайцы – предки коренных жителей Тувы – состязались в борьбе, свидетельствует Рашид-ад-Дин. В одном из своих трудов он пишет, что «в начале XIV века монголы, приближенные к Чингисхану, проводили соревнования по борьбе». Материалы Государственного архива Республики Тыва свидетельствуют о том, что в XIX веке состязания по хурешу проводились в честь религиозных праздников.
Борьба хуреш – это не просто схватка двух атлетов, это, прежде всего, поединок двух духовных сил, ведь издревле считается, что в хуреше присутствуют три составляющих победы: боевой дух, мастерство и масса борца. И кроме того – это самобытная тувинская традиция и своеобразный кодекс чести.
В хуреше очень простые и понятные для всех правила – чтобы победить в борьбе хуреш, достаточно свалить соперника на землю или же вынудить его коснуться земли какой-либо частью тела, кроме ступней. Разрешены почти все приемы, существующие в спортивных единоборствах, и захваты, кроме крестного захвата за отворот содака (зажим горла).
В традиционной борьбе не существует подразделения на весовые категории и нет ограничений во времени.
Соревнования проводятся по олимпийской системе – проигравший борец выбывает из турнира.
Экипировка борцов очень проста – она представляет собой традиционную форму: содак и шудак (специальная куртка и короткие брюки), изготовленные из плотного простеганного шёлка и идик (тувинская национальная обувь).
Существует легенда, которая гласит, что раньше было принято бороться в повседневной одежде. И вот, на одном турнире всех одолел неизвестный борец. Как позже выяснилось, победителем оказался не мужчина, а женщина. Тогда мужчины в знак протеста ввели специальную форму для участников борьбы, вырезав переднюю часть содака и укоротив штанины.
Выходящего на поединок борца сопровождает его секундант (моге салыкчызы), одетый в национальную одежду, который зазывает другого атлета на борьбу и знакомит зрителей и соперника с титулами своего борца. В обязанность секунданта входит, в первую очередь, поднятие боевого духа и защита интересов борца в пределах правил соревнований.
Перед началом состязаний все борцы одновременно исполняют Девиг – «танец орла» – приветствуя собравшихся. Исполняется танец в быстром темпе, демонстрируя ловкость, силу борца и придаёт каждому участнику уверенность в победе.
Вызвав соперника на поединок, каждый борец также исполняет танец уже приветствуя соперника. В танце атлет трижды хлопает руками по внешней и внутренней сторонам бёдер, чем говорит, что существуют три вида состязаний мужчин: стрельба из лука, конные скачки и хуреш. Потом борцы, распрямив плечи и спины и вытянув в стороны и вверх руки, плавно исполняют «танец орла», как бы «парят» к месту схватки. В центре площадки два раза хлопают по бедрам, что означает приглашение соперника на поединок.
Танец орла помогает снять стресс и наполняет тело и дух энергией перед схваткой, улучшает кровообращение.
Победитель выполняет церемонию «стряхивания пыли» с побеждённого, подаёт ему руку, помогая ему подняться, а проигравший борец в знак признания своего поражения развязывает содак, проходит под рукой победителя и уходит на своё место.
Надо заметить, что тувинские мастера особое внимание уделяют сохранению и развитию душевного равновесия, при утрате которого борец, какой бы силой ни обладал, обязательно потерпит поражение. Считается, что в борьбе хуреш состояние тела и духа тесно взаимосвязаны между собой. Внутренняя неуравновешенность, беспокойство, растерянность отражаются и на действиях бойца. Появляются суетливость, беспорядочные движения, волнение и растерянность, наступает упадок сил, нарушается ритм и гармония жизни.
28 июля 1922 года был проведён первый народно-революционный праздник «Наадым», где были представлены все три вида национальных состязаний: борьба хуреш, стрельба из лука и конные скачки. Позже ежегодно весной проводился «Праздник родной земли». На нём также проводились поединки хурешистов. До сих пор в Туве помнят фамилии известных богатырей из аратов: Арбына из Бай-Тайги, Тозур-оола, Ба-Хоо, Отканчика, Кудерика, Тозур-оола из Тес-Хема. Тозур-оолу было присвоено звание «хаа» – сильнейшего из борцов.
В одной тувинской легенде говорится, что давным-давно собрались борцы, провели обряд приношения духу священного озера Сут-Холь и забросили в него все завоеванные борцовские трофеи и драгоценности с благопожеланием: «Да пусть никогда не иссякнет сила борцов земли тувинской! Пусть будет вечно так!».
Так и случилось: ежегодно на «ковёр» выходят молодые талантливые атлеты, которые уверенно заявляют о себе.
В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников:
https://moniteur.ru/shkoly/drugie-edinoborstva/550-2012-09-03-08-07-29.html
https://newbur.ru/n/46355/
http://tuvapravda.ru/?q=content/i-sambo-i-huresh