+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Башлык

Башлык – суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора для предохранения «от холода, дождя и солнечного зноя». Имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи. Исторически носили горцы Северного Кавказа, у которых его позаимствовали казаки.

Слово «башлык» тюркского происхождения – это производное от слова «баш» – голова.

У абхазов этот головной убор назывался ахҭарԥа, у абазин – хъатарпа, у аварцев – башлихъ, у адыгов – шъхьарыхъон, азербайджанцев – это başlıq, у лезгин – башлух, а у ингушей и чеченцев – палчакх, в Кабардино-Черкесии – щхьэрыхъуэн, у ногайцев – баслык, у осетин – басылыхъхъ.

Носили башлык в соответствии с определёнными правилами. К примеру, в отличии от папахи, башлык обязательно снимали, тут же аккуратно складывали и он становился неприкосновенным для всех, кроме хозяина. В XIX в. Башлык получил широкое распространение в России, чему способствовало казачество, часть которого проживала по соседству с кавказскими народами и быстро оценила удобство и практичность этого головного убора. В 1862 г. Башлык стал форменным головным убором в войсках донского и терского казачества, а с 1871 г. – в других частях регулярных войск.

Башлык шили из двух кусков сукна в виде остроконечного колпака с двумя длинными, до метра, концами, отороченными тесьмой. В непогоду его пристёгивали под воротник шинели и надевали на шапку, концы оборачивали вокруг шеи. Когда шинель носили внакидку, башлык надевали на плечи под шинель, если шинель скатывали – башлык обвивали вокруг скатки. По приказу 4 августа 1862 г. башлык полагалось «навертывать на передний конец скатанной шинели, не пристегивая ее ремнем, но вкладывая концы башлыка в складки шинели, так чтобы он в случае необходимости, мог быть снят, не раскатывая самой шинели».

По приказу 14 декабря 1871 г. офицерам кубанского войска полагался башлык произвольного цвета из сукна местной выделки с серебряной тесьмой, нижним чинам – такой же, но с чёрной нитяной тесьмой. Конные казаки складывали его вчетверо и помещали под седельную подушку. Пластуны накатывали на верхний конец бурки. Колпак башлыка пластуны, служившие на кордонных линиях, использовали для хранения хлеба.

 

Д.Е. Скобцов о функции и «этикете» башлыка: «Башлык в кавказской одежде кубанцев имеет назначение, как капюшон в европейской, для укрытия от дождя, от холода. Поэтому при входе в закрытое помещение он снимается вместе с другой верхней одеждой и оставляется в передней, в комнаты, в зал и т.п. кубанцы не входят с башлыком за плечами».

Во время войны 1877-1878 годов оказался настолько целесообразным, что стал испытываться и в западноевропейских армиях. Так, в 1881 году весь отряд французских войск, посланный в Тунис, был снабжён башлыками.

У тюрков башлыком также называют калым – вознаграждение, уплачиваемое женихом родителям невесты, состоящее в остроконечном колпаке с длинными лопастями, которые обвязывают шею при надевании его на голову. Согласно Бабур-наме (XVI век), башлык преподносился в дар вместе с шубой.

Этот головной убор служил русской армии до 1917 г.  Пиком моды на башлык стал 1863 г. Известный журнал мод «Модный магазин» (1863, №23) писал: «Башлыки вошли во всеобщее употребление, их надевают теперь и на бал как «sortie» (то есть для выхода). Восточное происхождение башлыка определяло характер отделки модного головного убора – кисти, декоративные шнуры, вышивка металлизированными нитями. В 1880-х гг. башлык ушёл из «большой моды», но надолго из-за своей практичности оставался деталью детского костюма.

Элементы башлыка

Капюшон и края башлыка украшают плетеной тесьмой, тонкой кожаной лентой либо золотым или серебряным галуном. Верх капюшона венчала сплетенная из тесьмы кисть, украшенная сложным ручным плетением в виде узлов. Она называется «ачыхә». Сложные узлы носили защитную функцию, то есть использовались в качестве оберегов. Подобные плетения встречаются на византийских, ирландских, кельтских орнаментах. Сейчас их в основном используют в качестве украшения.

 

Использована информация с сайтов:

https://vid1.ria.ru/ig/infografika/Sputnik/ab/Bashlik/bashik/project44966/page6667549.html

https://nav.shm.ru/exhibits/4481/

 https://old.bigenc.ru/ethnology/text/1858029